ЛЕГЕНДАРНОЙ ПЕРУАНСКОЙ КОМПОЗИЦИИ "ПОЛЕТ КОНДОРА" ИСПОЛНИЛОСЬ 100 ЛЕТ

Мировую славу произведению принес дуэт Саймона и Гарфанкела. В 2004 году правительство Перу объявило "Полет кондора" национальным культурным достоянием


 

В Перу отпраздновали столетний юбилей с момента первого исполнения музыкальной композиции "Полет кондора" (El Condor Pasa). Это произведение, написанное перуанским композитором Даниелем Роблесом, стало настоящим музыкальным символом андских народов и до сих пор считается одним из неофициальных гимнов Перу.


Изначально "Полет кондора" был лишь одним из музыкальных мотивов одноименной сарсуэлы — традиционного испанского музыкально-драматического жанра, близкого к оперетте. Хотя мелодия исполняется всего один раз, в начале второго действия, именно она завоевала признание во всем мире. В 1913 году, когда сарсуэла впервые была представлена публике в театре Масси в Лиме, никто не мог подумать, что она обретет такую популярность.

Во время создания "Полета" Роблес черпал вдохновение из музыки коренных жителей Перу, прежде всего наследия инков. При этом, несмотря на индейское происхождение музыки, композитор сознательно добавил в нее некоторые элементы, не встречающиеся у аборигенов, чтобы сделать мотив более близким и понятным европейскому слушателю. "Полет кондора" стал самым известным произведением Роблеса, который много лет спустя в интервью признался, что его до сих пор в основном знают как автора этой музыкальной темы.
 

Настроение, заложенное в музыку, тесно связано с сюжетом сарсуэлы. Речь в этом произведении идет о столкновении индейцев с пытающимися их эксплуатировать чужаками, и в этом контексте кондор является символом свободы.

В 2004 году правительство Перу объявило "Полет кондора" национальным культурным достоянием благодаря популярности произведения за рубежом. Об этом говорит тот факт, что исследователи насчитали около 4 тыс. различных вариантов исполнения и аранжировок этой темы. Мировая слава пришла к "Полету" после того, как его в 1970 году исполнил американский дуэт Саймона и Гарфанкела, вдохновленный перуанской группой "Лос Инкас".

ИСТОРИЯ ПЕСНИ

Латинская Америка славится своей историей древнейших цивилизаций на планете. Перу – одна из таких уникальных стран, где первые поселения возникли порядка десяти тысяч лет назад. История индейцев началась здесь с племени чико и закончилась могущественным правлением инков. На территории Перу много бесценных памятников археологии, но наиболее знаковым является «затерянный город» инков – Мачу-Пикчу, вокруг которого возникло множество легенд и тайн, и глядя на который поражаешься зодчеству инков, сумевших построить его на двухкилометровой высоте в горах. И несла в долине шумные воды река Урубамба, и парил в своих небесных владениях священный кондор, и жили внизу в гармонии с природой индейцы, поклонявшиеся богу Солнца Инти и слагавшие свои добрые лирические песни. Именно об истории одной из таких ритуальных песен пойдёт сегодня речь.
 

Песня, называемая на языке кечуа (quechua) «Kuntur phawan», переводится на испанский как "El condor pasa" – «Полёт кондора», – стала подлинным и известным всем культурным памятником цивилизации инков. Настоящим автором был индейский народ, но сама песня получила всемирную известность благодаря двум людям и стечению обстоятельств.

 

Первым человеком, обессмертившим песню "El condor pasa", стал Даниэль Аломиа Роблес (Daniel Alomia Robles). Он родился 3 января 1871 года в перуанском городе Уануко (Huanuco) в семье французского иммигранта, и впервые познакомился с музыкой в шестилетнем возрасте, когда мать взяла его на одну из месс, после чего юный Аломиа стал петь вместе с церковным хором. Обладавший совершенным музыкальным слухом, он мог воспроизвести любой услышанный музыкальный звук, а особое удовольствие ему доставляло исполнение песен коренного населения Перу – инков.

 

Окончив начальную школу, Аломиа Роблес в 1882 году с семьёй переехал в столицу Перу, город Лиму, где впервые познакомился с театром. Надо заметить, в то время Лима переживала подлинный театральный бум, в результате которого перуанская культура получила много известных музыкантов. Не стал исключением и Аломиа, поступив на службу в театр в качестве певца в хоре, что дало ему возможность и слушать музыку, и учиться оперному искусству. Также, Роблес обучался в колледже, а позже изучал медицину в университете Сан-Маркоса и углублял музыкальное мастерство под руководством своих учителей Мануэля Де ла Круз Паницо (Manuel De la Cruz Panizo) и Клаудио Ребальятти (Claudio Rebagliatti). Выехав однажды с группой других студентов в джунгли, он встретил там католического миссионера Габриэля Сала (Gabriel Sala), оказавшего впоследствии решающее влияние на дальнейшую судьбу Аломиа.

Сала создал поселение в джунглях, где учил мужчин и женщин работать в поле и строить свои дома, а также каждое воскресенье участвовать в совместных культурно-массовых мероприятиях с песнями и танцами. В итоге, в 1894 году Роблес покинул стены alma mater и, несмотря на протесты своей семьи, посвятил свою жизнь музыке, а не искусству врачевания.

 

Он стал путешествовать по стране, собирая истории, мифы и музыку в джунглях Амазонки и в горах, побывал за пятнадцатилетний период жизни в самых отдалённых деревнях Перу, Боливии и Эквадора. Несмотря на общее пренебрежение к перуанскому фольклору в то время, Роблес стал пионером в сборе и сохранении народного музыкального наследия, которое неминуемо исчезло бы. В 1897 году он женился на кубинской пианистке Себастьяне Годой Агостини (Sebastiana Godoy Agostini), не только поддержавшей мужа в его путешествиях по Южной Америке, но и ставшей подлинной музой, подтолкнув его к созданию своих первых музыкальных произведений.


 
В 1910 году Аломиа Роблес опубликовал результаты своего исследования, в которых пришёл к выводу, что в основе структуры музыки Анд заложен пентатонический строй. А в 1911 году Аломиа поехал в Аргентину, где исполнялась его первая опера «Illa Kopu», рассказывающую об истории правителя инков Уайна Капак (Huayna Cápac) и завоевании им города Кито.

Эпохальное и интересующее нас событие произошло в 1913 году, когда в Театро Мацци (Teatro Mazzi) Лимы была исполнена драматическая сарсуэла (испанская оперетта) о перуанских шахтёрах и их непростых отношениях с иностранными горнодобывающими компаниями. В конце этой сарсуэлы исполнялась песня из восьми куплетов под названием «El condor pasa», построенная Роблесом на базе индейской традиционной песне любви «Huk urpichatam uywakarkani de Jauja». В итоге только в этом театре её исполнили более 3000 раз.


Во время 14-летнего периода, когда Аломиа Роблес жил в США, в 1933 году песня "El condor Pasa" была запатентована. Кроме того, этот без сомнения выдающийся музыкальный этнограф и композитор стал составителем коллекции свыше 700 композиций перуанской музыки, а также написал более 230 песен. Его вклад в культуру Перу был столь значительным, что в 1940 году даже американская «The New York Times» признала Аломио Роблеса «обладателем значительного природного таланта» и отметила его вклад в «улучшение знаний о фольклоре своей страны».

 

Вторым и, пожалуй, главным популяризатором песни "El condor pasa" стал музыкант из США Пол Саймон (Paul Simon) – один из участников дуэта Simon & Garfunkel (Paul Frederic Simon & Arthur Ira «Art» Garfunkel). Это случилось в 1960 году, когда в Париже гастролировала группа «Los Incas», в репертуаре которой была и «Полёт кондора». Саймона тронула за живое музыка "El condor pasa", и на свой вопрос он получил ошибочный ответ от коллектива «Los Incas», что это мелодия неизвестного композитора 19-го века. Воодушевлённый Пол Саймон выкупил её, быстро написал новый английский текст, и уже песня "El condor pasa / If I could" вошла в пятый альбом дуэта Simon & Garfunkel «Мост над неспокойной водой» («Bridge Over Troubled Water»). Для дуэта этот альбом стал последним из записанных, да и работа над ним длилась в течение продолжительного промежутка времени и очень тяжело давалась из-за разногласий участников дуэта.

 

Вместе с «Los Incas» Саймон гастролировал по Южной Америке, в том числе, и с песней "El condor pasa", указывая при этом народное авторство музыки. Естественно, сына Аломиа Роблеса – Армандо Роблеса Годой (Armando Robles Godoy) – это никак не устраивало, хоть он и не испытывал к Саймону жёсткой неприязни, считая этот эпизод чистейшим недоразумением. В суде, носившему номинальный характер и имевшему довольно дружелюбный оттенок, было подтверждено авторство Аломиа Роблеса, тем более что песня уже была защищена авторским правом. Пол Саймон, уважительно относившийся к другим культурам, нисколько не возражал.


 

Сама же песня получила широчайшее распространение, что будет подтверждено в последующих частях моего повествования, поскольку свои тексты на одну и ту же музыку есть, наверное, на всех языках, а включить её в свой репертуар считают за честь многие музыканты с мировым именем.

Песня "El condor pasa" в 1993 стала частью национального культурного наследия Перу году, своеобразными иконой и гимном, а ранее, в 1977 году, запись этой песни в числе других музыкальных произведений была отправлена на корабле «Вояджер» («Voyager») в далёкий космос, чтобы представлять человечество жителям других миров…