Мудрость царствующих особ может казаться современникам абсолютной и безукоризненной. Как и их право на пожизненное и наследуемое обладание властью.
Украина явно не вписывается в социальную генетику большей части постсоветского пространства. Объяснить в социальных феноменах мы можем далеко не всё, но многое, почти всё мы можем помнить и хотя бы поверхностно интерпретировать. Прошлое, по определению, уже не существует, всякое описание прошлого есть его реконструкция.
Так, мы можем, должны интерпретировать следующий факт, очевидный и по своему загадочный: во все годы существования послесталинского аппарата политических репрессий в СССР в лагерях для особо опасных государственных преступников (в просторечии – политических) выходцы из Украины всегда были наибольшей количественно группой.
И никогда, и в хрущёвские, и в брежневские времена, не было там ни одного диссидента из Белоруссии. И Киргизии, и Казахстана, и Таджикистана… А сам всевидящий и всеслышащий аппарат КГБ был везде, в каждом районном центре, с многочисленными платными и инициативными агентами–«источниками». Что это? Наличие здесь, в Украине какого-то особенного фермента сопротивления? Или неизвестного науке вируса непокорности? Кстати, значительная часть отбывавших наказание украинских инакомыслящих была совсем не из западных украинских земель.
Объяснить не могу. Вряд ли это смогут объяснить и самые квалифицированные этнопсихологи. Важен факт, это было. В значительной части тоталитарного СССР Пятое управление КГБ не имело серьёзной работы. Развлекалось одной лишь профилактикой. Именно это моё личное воспоминание позволяет мне уверенно смотреть в будущее. И там, в будущем видеть вполне европейскую Украину. Хотя далеко не все мои друзья-соузники всерьёз мечтали о европейских моральных и правовых ценностях. Случались среди нас и фундаменталисты. Да и высшее университетское образование имели далеко не все. Искреннее, осознанное негативное отношение к тоталитарной власти не всегда сопровождалось высоким умом и бытовой нравственностью.
Действительно, важен факт: здесь, в этой земле, в этом воздухе присутствует фермент сопротивления злу и несправедливости. Поэтому я уверен: у нас есть явный шанс научиться жить по-европейски. Скоро ли? Не знаю.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Вы, собственно, о чём? Кого именно вы ворами называете? Если нынешнюю власть и их прихвостней, то им свобода не нужна. Вернее, нужна, но не свобода, а вседозволенность. А если вы о чём-то другом, то вам следует сперва себя понять...
моя семья бежала от красно)!(опых из Украины в 1918 году. в родовом доме, на бывшей улице Успенской, переименованной в ул. ленина поселился коммисар абрам ройтман. впоследствии ставший городским начальником милиции.в 1941 году он возглавил партизанский отряд.он был тучным, более 150 кг. немцы блокировали партизан, начался голод.он дезертировал из-за голода. скрывался у родственников.
ненавидящие житиели города выдали его. его вешали на центральной площади города.веревка оборвалась.люди стали крычать, что нужно поменять веревку. и его повесили повторно.его семья была в сибири.после объявления его дезертиром, семья не вернулась в Украину, а осталась в сибири. ы 80-тых смылась в израиль.я приезжал, смотрел дом, смотрел школу, бывшую женскую гимназия-моя бабка была ее попечителем.