Зарубежная недвижимость - следствие коррупции

Затихшая было кампания по«национализации элит» вспыхнула с новой силой после  недавнего инцидента с губернатором Красноярского  края Львом  Кузнецовым. Высокопоставленный чиновник, напомним, был легко ранен  и ограблен неизвестными, напавшими на его виллу на Лазурном  берегу(цены на виллы  на мысе Антиб высоки; среди владельцев вилл семья Онассис, Роман  Абрамович, Евгений  Швидлер). Депутаты, стремясь предугадать настроение начальства, потребовали  запретить госслужащим владеть зарубежной собственностью, обещали реанимировать  законодательные новеллы и выдвинули близкие по духу инициативы.

Парламентарии  объясняют инициативу необходимостью принять более эффективные меры борьбы  с коррупцией и незаконным обогащением чиновников, а также  предотвратить давление иностранных спецслужб на владельцев квартир  и вилл.

Такой запрет является популистским жестом хотя бы потому, что  не предполагает разницы между теми, кто заработал на виллу честно, и теми, кто деньги украл.

Депутаты случайно  или намеренно меняют местами причину и следствие. Успех борьбы  с коррупцией обеспечивает не запрет на владение зарубежной  собственностью и другими активами, а честная проверка источника  средств, на которые они приобретены. Крайне важны также единые для всех  правила: порядок раскрытия доходов и имущества, прозрачность этих данных  для общества, четкие процедуры проверки и санкции за недостоверные  сведения. Для этого депутатам достаточно ратифицировать 20-ю статью Конвенции  ООН против коррупции(незаконное обогащение госслужащих).

Зарубежная  недвижимость не порождает коррупцию, а является ее следствием. Запреты на зарубежные активы не мешают легализовать незаконные доходы  в стране происхождения, зато препятствуют приему на госслужбу бывших  бизнесменов. Они неизбежно вызовут«схемотворчество», необходимое для сокрытия заграничного  имущества. Следствием порядка, который невозможно соблюдать, будет негласная  процедура его нарушения и персональное непубличное рассмотрение каждого  случая кремлевскими кадровиками и контролерами.