Экскурсия по древней провинции Фарс. Шираз. Крепость Арге-Керим-Хан
На модерации
Отложенный
Крепость Арге-Карим-Хан, по форме напоминающая средневековый замок, находится в северо-восточной части города Шираз, в провинции Фарс, (на юге Ирана). В 1766 – 1767 гг. эта крепость служила резиденцией Керим-хана Зенда, основателя династии Зендов.
Общая площадь цитадели составляет 4 000 кв. м. Крепость окружают четыре мощные стены с 14-метровыми круглым кирпичными башнями по углам. Каждая из этих 12-метровых стен составляет 3 метра в толщину у основания, и 2,8 метра в толщину в верхней части.
В облике цитадели искусно сочетается военная архитектура и жилые помещения: ведь она также служила домом для Керим-хана. А в эпоху Каджаров к входным воротам крепости были добавлены изразцы с росписями, изображавшими сцены из иранских мифов и легенд. После падения Каджаров крепость некоторое время служила тюрьмой, а сегодня она превращена в музей.
Керим-хан Зенд (род. в 1705 г.) некогда служил солдатом в армии Надир-шаха Афшара. После смерти Надир-шаха Керим-хан увидел возможность основать новую династию – династию Зендов. В 1750 г. он стал шахом Ирана, (за исключением Хорасана, - провинции на юго-востоке страны, которую он из уважения к Надир-шаху оставил в руках его внука, Шахроха-мирзы), но отказался проводить церемонию коронации, называя себя "представителем народа". До конца жизни он не желал принимать царский титул, вместо этого используя выражение Вакиль-о-Роайа ("Уполномоченный (представитель) народа"). Про себя он говорил: "Я не король, я просто люблю людей".
Его считают самым справедливым из правителей Ирана. По сей день иранцы вспоминают времена его царствования как одни из лучших в долгой истории страны. Керим-хан был удивительно сострадательным человеком, искренне заинтересованным в благосостоянии своего народа. Так, Керим-хан очень уважал учёных и поэтов. Он стремился обеспечить мирное существование жителям страны. При нём процветало ремесленное производство, появилось огромное количество стеклодувных и других мастерских. Со времён его правления сохранилась масса красивейших исторических памятников, ныне привлекающих туристов: Бани Вакиль, Базар Вакиль, мечеть Вакиль и, конечно же, Арге-Карим-Хан.
В отличие от своих предшественников, Керим-хан считал, что войны ложатся слишком тяжким грузом на плечи жителей страны. За все время его правления (1750 - 1779) случилась одна-единственная война – с Басрой, с целью отобрать этот город у Оттоманской империи, (и даже эту войну затеял не сам шах а его брат.) Керим-хан не желал войны с этим городом, но правители Басры крайне жёстко обходились с иранскими купцами, грабили их, силой отбирали деньги, – не оставалось ничего другого, кроме как защищать честь страны.
Как вы помните, я уже рассказывал о популярных в музеях Ирана восковых фигурах. Перед вами пример одной из таких композиций.
В годы его правления порт Бушер стал процветающим деловым центром. Керим-хан не любил англичан, – он считал, что те стремятся превратить Иран во "вторую Индию". Поэтому он вёл дела не столько с Великобританией, сколько с Францией и Голландией.
Керим-хан не любил войн и конфликтов, – и даже после объединения Ирана позволил некоторым племенам на севере страны оставаться независимыми. Увы, именно это впоследствии и погубило Зендов. Ага Мохаммед-хан Каджар, в 1791 г. разрушивший Шираз и взявший в свои руки правление страной, как раз и происходил из одного из этих, независимых племён. Несмотря на сделанное некогда его народу добро, Мохаммед-хан так ненавидел Керим-хана, что велел эксгумировать его тело и перезахоронить кости под лестницей своего дворца в Голестане, чтобы каждый день проходить над поверженным противником.
Посты о провинции Фарс:
Экскурсия по древней провинции Фарс: Персеполь (Тахте-Джамшид или Персеполис)
Экскурсия по древней провинции Фарс: Пасаргады
Экскурсия по древнему Фарсу: Нагше-Ростам и Нагше-Раджаб
Нагше-Ростам - трёхтысячелетний зороастрийский некрополь в форме гигантских крестов в скале
Комментарии
http://maxpark.com/user/2621641616/content/2387994
Последователей первых 4 школ называют суннитами. Последователей пятого мазхаба – шиитами, и большинство иранцев следует именно джафаритскому мазхабу (шиизму).
Признаться, я не могу утверждать, что в полной мере знаком со всеми деталями первых четырёх мазхабов, но, согласно джафаритскому (или шиитскому) толку, фотография, рисование портретов и скульптура не запрещены.
При этом, разумеется, не позволяется рисовать совсем обнажённых мужчин или женщин.
Когда вы слышите, что Ислам запрещает изображать людей, – вы слышите голос других мазхабов, а не джафаритского, и значит, это ограничение не касается Ирана.
Другими словами, в Иране не существует запрета на живопись, скульптуру и фотографию людей или других живых существ, и они присутствовали в культуре Ирана всегда.
Судя по тем дошедшим из глубины веков образцам Поэзии,искусства вообще,да и медицины,наверно так и есть?
Ваше Превосходительство, спасибо Вам за цикл. Открываю Ваши статьи и отдыхаю в объятьях культуры народа, который до сих пор практикует каллиграфию.
Расскажите, пожалуйста, о современной жизни христианских общин (например, армян) в Иране.
Заранее благодарю Вас
Надеюсь побывать в Иране, очень хочется посмотреть вашу страну.
Восхищаюсь искусством Востока.
Комментарий удален модератором
бешали химбиаш бахшан, Самарканд, ту Бухара.
Когда ширазская турчанка ведет любовную игру,
За родинку её отдам я и Самарканд и Бухару.
Хафиз.
Спасибо уважаемый Реза. Вы как всегда нас не забываете и радуете своими постами, умножая наши знания и сея добро в человеческих сердцах.
Радуйте чаще показом Красоты и высшего проявления Духа великой цивилизации ИРАНА.
Огромное спасибо за Ваши познавательные публикации. Очень интересует вопрос: откуда произошли иранцы? Действительно ли предки иранцев имеют арийские корни?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
* * *
Желтый лев на фуражке сарбаза.
Тень сарбаза плывет вдоль стены.
Знаменитые розы Шираза
Увядают, жарой спалены.
Позолотой покрыв минареты,
Солнце медленно падает вниз.
В этом городе жили поэты
Саади, Кермани и Хафиз.
А теперь в этом городе старом,
Что от пыли веков поседел,
Проза жизни шумит над базаром
Суматохой обыденных дел.
Как среди этой прозы жестокой
Нежность речи певучей сберечь,
Если бархатный говор Востока
Заглушает английская речь;
Если нищий народ бессловесен,
А в богатых домах напоказ
Вместо старых, задумчивых песен
Ржет, скрежещет, мяукает джаз;
Если рыжим заморским банкирам
Льва и Солнце стащили в заклад;
Если нынешним Ксерксам и Кирам
Сшит в Нью-Йорке ливрейный наряд...
Старый город, воспетый в поэмах,
Дремлешь ты, о прошедшем скорбя.
Благодетели в пробковых шлемах
Опоили отравой тебя.
От недоброго, жадного глаза
Осыпаются роз лепестки.
И к могилам поэтов Шираза
Из пустынь подступают пески.
Алексей Сурков, 1946 год.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором