Юля на ёлке

2013-12-20 00:25:00. Суспільство

Ситуация, в которой мы находимся сейчас – прямое следствие того, что общество примирилось с беззаконием.

Что делает портрет Юлии Тимошенко на майдановской "ёлке"? Этот вопрос выглядит таким же риторическим, как и вопрос – а что делают протестующие на главной площади страны?

За эти дни мы уже успели забыть, что толчком к протестам стало стремление граждан сохранить анонсированный властью курс на европейскую интеграцию. Да, из этого процесса первым вышло украинское руководство. Но стоит напомнить, что ликвидация последствий избирательного правосудия – то есть, проще говоря, освобождение бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко – были одним из важнейших условий для подписания соглашения об ассоциации. Посредническая миссия Европейского парламента работала в Украине буквально до последнего дня в попытках найти варианты возможного компромисса. Для многих в Украине такое упорство казалось совершенно непонятным: почему это судьба европейских перспектив Украины должна зависеть от освобождения одного человека? Что они там придумали в Евросоюзе?

Дальнейшее развитие событий продемонстрировало, насколько были правы европейцы – и те из граждан Украины, кто понимал, что без освобождения Тимошенко никакой ассоциации не будет. Потому спросим - что такое избирательное правосудие? Это не правосудие вовсе. Это самый обыкновенный волюнтаризм, полное отсутствие контроля общества за действиями власти. Сегодня ты можешь засадить за решетку своего политического противника. Завтра – изменить внешнеполитический вектор развития страны. Послезавтра – взять убийственный для будущего Украины кредит. Еще через несколько дней – подписать соглашение о вхождении Украины областями в состав какого-нибудь соседнего государства. И кто тебе помешает?

Да никто. Никакой управы на тебя нет, ты и себе хозяин, и стране, повелителем которой стал, и ее жителям. Где скажешь – там и будут находиться. Скажешь в колонии – значит, в колонии. Скажешь – в Европе – значит в Европе. А скажешь – в России, значит в России, какие могут быть возражения?

Разве не против этого протестуют люди на Майдане? Разве не для того они вышли, чтобы противостоять волюнтаризму, чтобы контролировать власть? Разве не понимают, что любые разговоры о том, что портрет Тимошенко на Майдане противоречит сути их требований – это либо недомыслие, либо провокация, мастерская работа тех, кто хочет их разобщить, вновь превратить из граждан в послушных жителей, в орудие для манипуляций власти? Конечно же, понимают.

Этот портрет на ёлке – символ восторжествовавшего беззакония, надолго опорочившего репутацию нашей страны в глазах окружающего мира, продемонстрировашего беспомощность правосудия, законодательной власти, гражданского общества. Все, с чем мы столкнулись сейчас – это следствие того, что общество с беззаконием примирилось, уговорило себя, что так тоже можно жить, что это "их свары", а мы – не при чем. А оказалось – еще как при чем. Потому что те, кто могут просто по прихоти посадить в камеру политического оппонента, завтра способны без труда окружить "Беркутом" мирную площадь, а послезавтра – окружить колючей проволокой целую страну. Так обычно и бывает.

Поэтому нужно не снимать портрет, а вешать новые – всех тех, кто стал жертвой репрессий в дни нынешних протестов, кого тоже нужно защищать и освобождать. Не сомневаюсь, что теперь именно этого должны требовать представители Европейского Союза – освобождения из заключения Юлии Тимошенко и фигурантов политического преследования последних недель. И мы, граждане Украины, должны присоединиться к этим требованиям – если, конечно, мы себя уважаем.

Виталий ПОРТНИКОВ,