Сибирский каток
Роберт Индигирович Эйхе ключевая личность большого террора
Он репрессировал наиболее количество граждан,не догнав только Н.Хрущёва и А.Жданова.Врочем,именно на него--Жданова и опирался Эйхе.Тот активно поддерживал позицию,при этом находясь в тени
Эйхе тяжело переживал что беспартийные и самое страшное--кулаки и белогвардейцы теперь получили равные с членами париии права
При Лаврентии Берии были пересмотрены множество дел и наказаны руководители способствовавшие репрессиям.Причем следствие затянулось аж до 1941 года
Большим доказательством являются показания чекиста,Льва Маслова.Он расказал о системе пыток и фабрикаций
УПРЕК СТАЛИНУ ОТ ЭЙХЕ
Эйхе ещё в 1933 году требовал от Политбюро ЦК санкции на расстрел 6000 кулаков.Но ему в этом отказали.
Эйхе на пленуме ЦК в начале 1936 года повторит своё прошение.Эйхе выступил против бывших товарищей по партии
Эйхе произносил пламенные речи,обличая врагов повсюду:.
"Перед партийной общественностью, перед всеми трудящимися страны клянутся в верности партии, клянутся, что нет никаких разногласий, что полностью сознают свои ошибки,
А за спиной в своем проклятом подполье накаляют свои кадры злобой, ненавистью против руководства партией, там вырабатывают методы, как бы навредить партии, там разрабатывают все, как можно было бы поставить палки в колеса партии…".
"В этой борьбе никакой пощады никому, кого мы разоблачаем, кого мы вскрываем. Этим осколкам, этим предателям, этим изменникам партии и рабочему классу, изменникам нашей социалистической родины пощады быть не может."
"нужно с этими гадами покончить, где бы они ни скрывались, партия и рабочий класс раздавит эту гадину…".
Эйхе высказал свое мнение и упрекнул партию и в частности Сталина,в том что они слишком мягко обращаются с врагами:
«Факты, вскрытые следствием, обнаружили звериное лицо троцкистов перед всем миром…
Вот, т. Сталин, отправляли в ссылку несколько отдельных эшелонов троцкистов, - я ничего более гнусного не слыхал, чем то, что говорили отправляемые на Колыму троцкисты. Они кричали красноармейцам: «Японцы и фашисты будут вас резать, а мы будем им помогать».
Для какого чёрта, товарищи, отправлять таких людей в ссылку. Их нужно расстреливать.
Товарищ Сталин, мы поступаем слишком мягко».
Сталин снова отказал в поддержке неистовому секретаю...
Только в 1937 году--обьеденившись с ещё 30 секретарями и несколькими членами политбюро,Эйхе добился своего
ПОДСЧЁТ ВРАГОВ
У Эйхе первоначальными целями были--беспартийные граждане,пользовавшиеся активной жизненой позицией и бывшие члены партии
Многие из них выдвигались кадидатами на альтернативных выборах.Речь шла о главах колхозов,кооперативов,трудовых коллективов и прочих общественных организаций
Однажды Эйхе даже произвел скрупулезный подсчет таких «гадов» и в марте 1937г. поделился этой своеобразной статистикой с ПЛЕНУМОМ ЦК:
«Исключенных из партии за все годы у нас очень много… Если взять по Западно-Сибирскому краю, то сейчас у нас членов партии и кандидатов 44 тысячи, а исключенных и выбывших с 1926 года – 93 тысячи человек. Как видите, в два раза больше, чем членов партии. На ряде предприятий это создает сложное положение»
После этого террор стал бессистемным
СТРАШНЫЙ УДАР
В первый же день были утверждены первые приговоры в отношении 157 чел. —членов так называемой
"монархическо-эсеровской организации (РОВС) из бывших офицеров в которых входили подполковник И. П. Максимов, штабс-капитан К. Л. Логинов, штабс-капитан князь А. А. Гагарин и др.".
В течение месяца тройка интенсивно выносила массовые вердикты, в среднем по 50 человек за одно заседание, и к 1 августа 1937 г. общее число приговорённых составило 980 чел.
Порядок вынесения приговоров постепенно вырабатывался в ходе самой процедуры рассмотрения дел. Какое количество дел можно было представлять на одно заседание? Как выносить приговоры лицам, не признавшим своей вины?
Как вообще добиться максимального ускорения работы тройки при возрастающем потоке дел? —такие вопросы возникли уже в ходе первых заседаний тройки УНКВД ЗСК.
Согласно свидетельским показаниям одного из работников НКВД, затруднения первых дней заставили внести важные коррективы в работу тройки в Новосибирске.
После нескольких заседаний начальник УНКВД Миронов и его заместитель Мальцев категорически потребовали прекратить представлять на тройку дела «не сознавшихся кулаков».
В течение нескольких заседаний дела «не сознавшихся» снимались с рассмотрения и направлялись «на доследование», а докладчикам строго указывалось подобные дела не представлять. Вслед за этим было запрещено представлять на тройку дела «одиночек».
Как показывал чекист Лев Маслов,на допросе в 1941 году:
«Через короткое время дела на локальные группы тоже на тройку не допускались, а периферийные органы, которые представляли такие следственные дела, обвинялись в бездеятельности, в нежелании вести борьбу с контрреволюцией».
От местных работников НКВД стали требовать представление дел лишь на «организованную контрреволюцию» с большим числом участников.
Лев Маслов отмечал:
«Такие следственные дела,нравились членам тройки, и никто не интересовался тем, что дела представлялись сфабрикованными
По повестке, которая готовилась в секретариате, мне как докладчику на тройке приходилось зачитывать фамилию, имя, отчество, год рождения и кратко прошлое арестованного. Этого было достаточно для членов тройки, чтобы вынести решение о наказании арестованного, не выслушивая состава совершённого им преступления.
Тройки обычно заседали ночью. В течение ночи рассматривалось не менее 100–200 дел; большинству арестованных выносился смертный приговор»
ЭЙХЕ КАК СЛЕДОВАТЕЛЬ
Эйхе в иных случаях допрашивал лично. И, похоже, был мастером своего дела.Однажды он сильно помог чекистам
Он подключился к допросам бывшего красного партизана и героя борьбы с бело-казаками--Шевелева-Лубкова.
Эйхе увещевал Шевелева по товарищески: сознайся, мол, в троцкизме и прочих грехах. И вот –удача: Шевелев пишет показания, оговаривая сам себя.
Пишет также некую исповедь, адресованную Эйхе, есть в ней такие слова:
«Мне стыдно, что я обманул товарища Эйхе, у меня не хватило смелости, смотря ему в лицо, сказать, что я подлец. Прошу сообщить ему мое извинение и передать, что я решил сказать всю правду и надеюсь единственно на то, что он спасет меня и я еще в будущую войну пригожусь, тогда я докажу, что не совсем еще погиб для советской власти».
Спасать Шевелева Эйхе не стал. Зачем? Ведь Эйхе подключился к допросам единственно затем, чтобы подвигнуть Шевелева к самооговору.
В результате Шевелева-Лубкова расстреляли.
УНИЧТОЖЕНИЕ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ,ЧАСТНОГО СЕКТОРА И ПИСАТЕЛЕЙ
Были репрессированны члены треста «Запсибзолото» со всеми его приисковыми управлениями,его члены осужлены и расстреляны
Были уничтожены все кооперативы и частные артели.Их члены осуждены и большей частью опять же расстреляны
Репрессии шли и против деятелей культуры края.
Репрессированны и Союза писателей сибирского края – в том же Новосибирске были арестованы все шесть его членов.
ГОРЯЧАЯ ЗИМА 1937-ГО
Собрание протоколов тройки ЗСК действительно отражает планомерную и какую-то необычайно кропотливую «работу», проводившуюся в недрах НКВД по отбору и систематизации жертв.
Некоторые протоколы методично решают судьбу сразу 150-ти или 200 человек; другие посвящены всего одному или двум-трём арестованным.
Статистика приговоров показывает, что до конца ноября 1937 г. темпы массовой операции в Западной Сибири (Новосибирской области) с участием тройки УНКВД имели равномерную динамику —примерно по 6.500 осуждённых в месяц.
Но с декабря 1937 г. положение кардинально изменилось ввиду того, что руководство НКВД планировало в срочном порядке завершить кампанию по приказу № 00447.
Масштабы «работы» тройки в этот месяц значительно возрастают; цифры отдельных протоколов приобретают беспрецедентный характер:
"только за один день — 25 декабря —были утверждены приговоры в отношении 1 359 чел., из которых 1 313 чел. подлежали расстрелу."
Это было больше, чем приговорила тройка УНКВД по Омской области за весь месяц А 28 декабря активность тройки вылилась просто в фантастические формы: в течение этого дня были утверждены приговоры в отношении 2 021 чел., из них 1 687 чел. —к расстрелу.
Общий же результат последнего месяца 1937 г. составил 9 520 осуждённых, из них — 8 245 чел. приговорено к ВМН.
С протокола № 46 от 13 октября 1937 г.
тройка ЗСК стала именоваться тройкой по Новосибирской области (в связи с упразднением края и образованием области). Но новый её статус повлек за собой незначительные перемены.
Хотя тройка переориентировалась на более узкую территорию (без районов отошедших к Алтайскому краю), но продолжала действовать в том же составе (Мальцев —с августа 1937 г., Эйхе, Барков) и с прежней интенсивностью, не прерывая нумерации своих протоколов.
Со второй половины октября 1937 г. часть материалов бывшей тройки УНКВД ЗСК (выделившихся районов) начала поступать в новое управление НКВД по Алтайскому краю
30 октября состоялось первое заседание тройки УНКВД по Алтайскому краю, получившей лимит от Политбюро на расстрел 4 000 чел. и осуждение 4 500 чел.
С июля 1937 по март 1938 г. тройками НКВД в регионах Сибири были вынесены приговоры десяткам тысяч арестованных
Данные протоколов тройки УНКВД Новосибирской области позволяют проследить особенности каждой фазы крупнейших операций 1937–1938 гг. — «кулацкой» и «РОВС»
УХОД ЭЙХЕ И ЕГО ЗАМЕНА
Эйхе одним из первых был переведен в наркомат земледелия и это стало началом его конца.
На его место по протекции А.Жданова был назначен--Иван Алексеев....крайне жестокий человек
Иван Алексеев, успешно зачищавшего город на Неве ,пообещал, что добьется в Сибири не меньших успехов.
В итоге он репрессировал не меньше чем сам Эйхе
Интересно что Алексеев был первым партийцем, награжденным орденом Ленина лишь за партийную деятельность.
РАЗГРОМ ПАРТИЙНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КРАЯ
После арестов беспартийных граждан,членов трудовых коллективов принялись за партийные отделения края
Террор был не просто массовым – он был сплошным.
В Новосибирске чекисты гордились тем, что к апрелю 1938 года арестовали по три состава районного и областного руководства.
После отсранения Эйхе,были арестованны десятки партийных деятелей,работавших с ним.
На их место встали новые люди.Но они продержались всего месяц и были арестованны.По обвинению в "контрееволюционных" преступлениях
На их место встали новые руководители--ранее занимавшие совсем уж незначительные посты в секретариате и райкоме...но и они не продержались долго
Всего через 2 недели за ними приехали чекисты и увезли их в застенки местного НКВД...таким образом около 400 местных руководителей были арестованны
К тому времени,реогрганизованная в Новосибисркую область,осталась безо гражданского управления
ЛЕВ МАСЛОВ
Особую ценность представляет протокол допроса Льва Маслова от 15 июня 1941 года.
В 1937–1939 годах он работал помощником начальника 1-го отделения 3-го отдела УГБ УНКВД по Новосибирской области, был следователем следчасти. Из показаний Маслова было видно, насколько хаотичными и бессистемными были массовые аресты.
Протокол очень длинный и поэтому я приведу только несколько цитат Маслова:
"Кулаков арестовывали лишь по заявлениям граждан и агентурным материалам, которые не проверяли. Бывших белых офицеров – по спискам, составленным в конце 20-х.
В ходе арестов часто выяснялось, что эти списки полны ошибок, арестованные в свое время сражались в Красной армии, и некоторые даже были награждены орденом Красного Знамени."
Вот ещё одна цитата:
"Начальник отделения Эденберг «латышей, эстонцев арестовывал направо и налево, безо всякого разбора, для него лишь бы было известно, что он эстонец или латыш» Видимо, сам Эденберг был из прибалтов и боялся обвинений в симпатиях к «своим»."
"Арестовывали даже тех русских, у кого деды или прадеды были латыши. Безо всяких формальных оснований в полном составе арестовали приехавший на гастроли цыганский ансамбль песни и пляски, репрессии коснулись и детей сотрудников КВЖД, вернувшихся в 1934 году на родину."
Террор был бессмысленным и беспощадным
ЕЖОВСКИЙ КОНВЕЙР
Отсутствие предварительных материалов могло бы оказаться непреодолимым препятствием для следователей в любой другой стране мира, кроме СССР.
В протоколе допроса Маслова отражается то как ежовские следователи добывали "доказательства"
Маслов так вспоминал об этом:
"Главным методом был «конвейер», когда допрос продолжался непрерывно несколько суток. Наиболее сильные выдерживали до 30 дней без сна и фактически без еды.
Секретаря Октябрьского райкома партии Н.Ф. Силантьева после ареста напрямую доставили на допрос к следователям И.В. Большакову и К.К. Пастанагову.
Его подвергли «конвейеру». Еду давали раз в три-пять дней.
Остальное время били, а после того как 60 часов продержали на ногах, он упал без сознания: отказали опухшие ноги, из легких пошла кровь. В июне 1938 года, через семь месяцев после ареста, он умер, так и не подписав требуемых показаний."
Как показал Маслов, своих били крепче белогвардейцев, в отношении их «велось следствие гораздо хуже».
При этом, рассказывал чекист, когда брали настоящих шпионов (случалось же порой и такое), тем часто подсовывали уже готовые протоколы с признаниями вымышленных преступлений.
В результате информация о целых агентурных сетях оставалась нераскрытой, о них случайно узнавали много позже.
УНИЧТОЖЕНИЕ ПРОКУРОРОВ КРАЯ
Массовые безакония со стороны чекистов находили сопротивление со стороны прокуратуры республики и прокуратуры СССР
Под воздействием массовых арестов, прямого давления со стороны партийных и карательных органов ее аппарат вынужден был приспособиться и наряду с другими правовыми институтами стать прямым придатком НКВД
Природа этого поведения, столь типичного для российской юстиции последнего столетия, объяснима: страх перед арестом поселился и в душах прокуроров. И их действительно арестовывали, как и партийных и чекистских руководителей.
Но тем не менее не все прокуроры потворствовали беспределу...
Прокуроры часто слали на верх донесения о пытках и фабрикациях дел.Часто эти донесения доходили до самого Сталина и самих чекистов арестовывали за нарушение законов
В этой ситуации чекисты начали репрессии против сотрудников прокуратуры края
В 1938 году в тюрьме оказались прокуроры Ленинска-Кузнецкого, Барнаула, Томска, Сталинска, Прокопьевска, не говоря уже о столице Западно-Сибирского края, городе Новосибирске.
В итоге было арестованно около 300 сотрудников прокуратуры...никто больше не мог противостоять произволу чекистр
АЛЕКСЕЕВ--ЖДАНОВУ
Алексеев еженедельно рапортовал своему покровителю,А.Жданову о новых и новых арестов врагов народа
Жданов в ответ присылал поздравительные телеграммы и называл Алексеева "верным солдатом революции" и "верным ленинцем"
Жданову,Алексеев писал, что
"не доверяет ни одному члену обкома, исключением является лишь начальник НКВД Г.Ф. Горбач".
С подобной же оценкой высших партийных кадров у себя в крае выступил и новый секретарь Красноярского крайкома ВКП(б) С.М. Соболев.
КОНЕЦ АЛЕКСЕЕВА
Алексеев вошел во вкус – на этот раз, как выяснилось, зря. В 1938 году область не выполнила план по урожаю.
Невыполнила и неудивительно--ведь колхозы практически остались без управления....а единоличников просто репрессировали
В принятом ЦК ВКП(б) и Совнаркомом СССР совместном Постановлении «Об ошибках руководства Новосибирской областной партийной организации» ему вменили в вину не только несобранный урожай, но и
«массовые огульные аресты колхозно-советского актива».
2 ноября Алексеев был снят с должности, вскоре арестован, а вместо второго ордена Ленина он получил от своих товарищей пулю.
Жданов на помощь своему фавориту не пришёл.
КОНЕЦ ЧЕКИСТОВ
В ноябре 1938 года все руководство НКВД края было снято с своих постов и позже расстрелянно
Среди них наиболее авторитетные--Горбач Григорий Федорович,Барков И.Мальцев,Н.Миронов и др.
В 1940 году из прежнего руководящего состава НКВД в живых оставались только двое: экс-начальники Красноярского УНКВД К.А. Павлов и Ф.А. Леонюк, работавшие теперь в системе ГУЛага.
ИТОГИ СТРАШНЫХ ЧИСТОК
Итогами чисток стали:
1.Уничтожение беспартийных кандидатов
2.Уничтожения руководства колхозов края
3.Полное уничтожение трудовых коллективов,частных предприятий
4.Частичное уничтожение прокуратуры края
5.Частичное уничтожение парийного руководства края
И как итог--дезорганизация управления краем....фактически западно-сибирский край был некоторое время лишен государственного и партийного управления
КОНЕЦ БЫВШЕГО ХОЗЯИНА КРАЯ
29 апреля 1938 года Эйхе арестовали.До ареста проживал он на улице Серафимовича в Москве, в доме №2, в квартире 234.
По его неотправленным письмам,ясно что его пытали.И пытали его бывшие друзья--Ежов и Ушаков-Ушмирский.
Эйхе писал:
«Дело обстояло так,не выдержав истязания, которые применяли ко мне Ушаков и Николаев, особенно первый, который ловко пользовался тем, что у меня после перелома еще плохо заросли позвоночники, и причинял мне невыносимую боль, заставили меня оклеветать себя и других людей…».
Но письма как и полагалось из тюрьмы не выпустили....
Его к расстрелу 2 февраля 1940 года и расстреляли через два дня.Могилы Эйхе не сохранилось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такой была история репрессий в Западно-сибирской крае.
Стоит отметить что Сталин никак не мог быть в этом заинтересован.Скорее наоборот--все это вело к дестабилизации обстановки в стране
Подобная дестабилизация вела к подрыву авторитета Сталина и создавала предпосылки для смены гос.строя
Правда и главные инициаторы чисток-Жданов и Хрущёв вышли сухими из воды
Комментарии
Подобная дестабилизация вела к подрыву авторитета Сталина и создавала предпосылки для смены гос.строя"
и чуть выше:
"Часто эти донесения доходили до самого Сталина и самих чекистов арестовывали за нарушение законов"
если бы это было на самом деле так, сколько надо было донесений для понимания, что на местах творится беспредел? Причем человека, каторый с трибуны упрекает Сталина в излишней мягкости, отправляют в регион - реализовать жесткий подход. Не надо утверждать, что это было без ведома ЦК и руководства.
Регулярно требовал санкции на расстрелы и не получал их...
На десятый год он все-таки добился того чего хотел--санкцию на чистки
Глупо говорить что Стаолин был заинтересован в развале управления области,уничтожения руководства колхозов и уничтожения трудовиков и прокуроров
Это был настоящий подрыв советской власти в регионе
Эта история была немного другой...
Напишите хотя бы один интересный комментарий