Смерть, которую мы потеряли
На модерации
Отложенный
У нас дома есть семейный фотоархив, в котором встречаются совсем древние довоенные снимки. Среди них некоторые поражают воображение. Например, фотографии похорон. На них гроб с телом усопшего и стоящие за ним в несколько рядов живые — родственники и друзья покойного. Была такая традиция — фотографироваться с умершими.
Во времена моего детства такая традиция уже исчезла. Однако похороны по-прежнему оставались скорбным, но значимым событием. Ни одно прощание не обходилось без приглашённого оркестра, играющего траурный марш. Такие оркестры были везде, даже в самых маленьких городах и поселениях. Сама процедура прощания была строго регламентирована и собирала уйму людей (иногда даже лично не знакомых с усопшим). По крайней мере, если кто-то умирал, то об этом знали все соседние дворы и люди обязательно приходили на вынос тела.
Сейчас, если кто-то, не дай Бог, умрёт в соседнем подъезде, я, пожалуй, узнаю об этом либо слишком поздно, либо не узнаю вовсе.
Наше отношение к смерти за последний век поменялось кардинальным образом. Смерть перестала быть явлением сакральным и публичным, она стала одновременно тайным и периферийным, заурядным событием. Можно предположить, что это связанно с появлением большого числа иных мероприятий, оттягивающих наши эмоции. Когда-то смерть соседа была событием, но тогда у людей не было интернета, развлекательных клубов, кинематографа и т.д. Звучит логично, но мне кажется, дело не только в этом.
Смерть потеряла своё значение из-за общего обессмысливания жизни. Смерть как точка пустого жизненного пути, наполненного лишь погоней за уровнем потребления, стала заурядностью, вроде окончания сезона распродаж в бутике. Нет, мы по-прежнему скорбим об уходе близких, к счастью, это чувство ещё не утрачено, но сама смерть как феномен задвинута нами куда-то очень далеко — на верхние полки сознания.
Мы живём, как бессмертные, успокаивая себя тем, что так живут все окружающие. Мысли о смерти вытеснены из нашего повседневного перечня размышлений.
Между тем это — большая утрата. Ведь только смерть и ничто иное заставляет нас искать смысл жизни. Хоть какой-то смысл, который даст возможность встретить её с чистым сердцем — я жил, стремился и делал всё, что было в моих силах.
Ведь смерть никуда не исчезла. Она по-прежнему бродит где-то рядом.
Каждый день, каждую секунду. Просто мы отвыкли её замечать. А ведь ощущение её близости, её непредсказуемости и неотвратимости — мощнейший мотивационный фактор. Да, он кажется страшным, но вместо того, чтобы бессмысленно бояться, лучше использовать на благо.
Нужно проснуться и осознать, что любое действие может стать последним. Это рождает вопросы — а так ли оно мне необходимо? А не стыдно ли мне будет заканчивать свою жизнь с ним? А есть ли в нём какая-то польза для меня живого? А не приблизит ли оно шансы моего преждевременного ухода?
Мысль о близости конца меняет жизнь человека. Есть масса примеров, когда смертельно больные люди не падали духом и, ощутив сладость последних мгновений, меняли свою жизнь. Часто только этим они преодолевали непреодолимое.
Штука в том, что вовсе не нужно быть смертельно больным, чтобы ощущать мотивирующее воздействие смерти. Если говорить прямо, то все мы смертельно больны, раз уж появились на этот свет. Кто знает, когда и как оборвётся наш путь?
Рост уровня потребления и комфорта, срока жизни сделали любое упоминание о смерти и даже мысли о ней неприличными. Теперь хоронят быстро и профессионально, по возможности незаметно для окружающих.
Так вот. Я думаю, что старшие поколения гораздо глубже понимали смерть. И относились к ней с должным уважением — от этого и кажущиеся нам теперь дикими фотографии с покойными, и оркестры, и прочие — ещё более древние — ритуалы.
Сейчас многие жалуются на бессмысленность современной жизни. На то, что жажда потребления вытеснила все иные смыслы. На самом деле гонка за покупками — это бегство от смерти. Попытка закрыться от неотвратимого, проигнорировать его. И это самая нелепая попытка, хотя и давно известная. Согласно легенде, Александр Македонский просил похоронить его с поднятыми руками, чтобы все видели, что он ничего не уносит с собой в загробный мир.
Для того чтобы осознать смысл своей жизни — нужно осознать смерть такой, какова она есть. Нужно помнить о ней каждый день и мысленно советоваться с ней о том, что и зачем ты делаешь. Это вовсе не отменяет позитивного настроя и не делает вас мрачным параноиком. Напротив, это помогает трезво смотреть на вещи и не совершать глупостей. Смерть, при всём её ужасе, всегда будет самым верным помощником для жизни.
Комментарии
Смерть - похороны - показатель жизни человека на земле - вся прожитая жизнь, как на "ладони". Но это было. Мы превращаемся в биороботов - безликие - одинокие- бесчувственные
надо бы начать изменять информационное состояние общества, чтобы не токмо галкины петросянили, а?