Путинское послание -2013 г. к Федеральному Собранию в день 20-летия Конституции

На модерации Отложенный Послание Путина-2013: просвещенный консерватизм?

Президент России обратился в Кремле к Федеральному Собранию в день 20-летия Конституции

 
 

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

  • Путин провел встречу с правозащитниками
  • Конституция России. 20 лет спустя
  • Правозащитники считают путинскую амнистию недостаточно широкой
  • Путин выразил надежду на политическое урегулирование в Украине
 
 
РАЗМЕР ШРИФТА 
Данила Гальперович, Роман Ошаров

    
Политика внутренняя и внешняя

После года достаточно жесткого курса во внутренней политике — вызывающего многочисленные нарекания процесса по «Болотному делу», заключения под стражу активистов Гринписа, разговоров о третьем деле против Михаила Ходорковского, – многие наблюдатели ждали от Владимира Путина заявлений, оправдывающих такую политику. Однако ничего подобного не прозвучало, наоборот, Путин заявил о необходимости помогать правозащитникам, бороться с коррупцией и создавать институты эффективного общественного контроля.

    Отдельно было сказано про межэтнические отношения, нормализации которых в России, по словам Путина, мешает «аморальный интернационал», куда входят «и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые “крышуют” этническую мафию, и так называемые «русские националисты», разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы».

Внешнеполитической части, как чего-то четко очерченного, по мнению многих экспертов, в послании не было вообще. Владимир Путин не произнес названия ни одной зарубежной страны, кроме Украины, и то вскользь, отмечает в интервью «Голосу Америки» эксперт Московского центра Карнеги Мария Липман: «Я ждала более агрессивного тона в отношении того, что происходит в Украине и, соответственно, в адрес Европы, пытающейся вмешаться — обычной риторики, которая звучала еще совсем недавно. Ничего такого не прозвучало. Украине вообще было уделено незначительное место, а европейских партнеров Путин назвал друзьями».
    
«Была сдержанная гордость по поводу всего, связанного с Сирией, было также сказано о том, что с уходом “иранской угрозы” отпадает необходимость в развертывании противоракетной обороны в Европе, но все это было без агрессии», – полагает Мария Липман.

При этом, как отмечает эксперт, «был достаточно длительный пассаж, посвященный вооруженным силам и вооружениям, с довольно уверенными заявлениями о том, что мы находимся на самом передовом крае военных технологий, и кое-кому еще понадобится нас догонять, со словами о невозможности военного превосходства над Россией». Однако, по мнению Марии Липман, он был обращен во многом к тем, кто занят в военно-промышленной отрасли, а также к военнослужащим, которым в очередной раз было обещано жилье.

Ценности

Но мягкость Владимира Путина в отношении происходящего к западу от России в полной мере компенсировалась его заявлением о том, что «во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур». «От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий», – сказал Владимир Путин. Россия же, по словам ее президента, обладает «многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства».
    
Путин считает, что «в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира».

Не изменил российский президент и привычке в каждом подобном послании цитировать русских философов: «Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз».
    
Главный редактор «Русского журнала», популярный блоггер Александр Морозов отметил в интервью «Голосу Америки» эту часть речи Владимира Путина как важную: «Там, конечно, не было жесткого подчеркивания особого пути России, не было агрессивной риторики, но сама схема этого фрагмента речи была построена на противопоставлении по принципу «два мира – две морали».
    
По мнению Александра Морозова, «Путин говорит о морали как о части внешнеполитической доктрины и таким образом, он поддержал звучащую в течение всего 2013 года в медиа с подачи сил реакции тему российского “морального превосходства”».

«Он как бы намекнул, что Россия располагает неким запасом, резервуаром сил добра, в то время как на другой стороне находятся силы зла и разложения. И в этом я вижу подтверждение того, что и в 2014 году мы получим эскалацию этого противопоставления. Этими пассажами Путин дал карт-бланш всем, кто такое противопоставление культивирует», – говорит главный редактор «Русского журнала».

Бердяев вместо Ильина

Политолог Станислав Белковский в интервью «Голосу Америки» уверенно говорит о том, что «увиденный нами накануне “слив” об отмене выборов мэров городов был намеренной дезинформацией, призванной сначала напугать прогрессивную общественность, а потом ее расслабить, ибо ничего такого не прозвучало». Политолог счел послание-2013 «малосодержательным и откровенно скучным, что было заметно даже по реакции пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, задремавшего ближе к концу оглашения послания, что не укрылось даже от официальных телекамер». «Кульминационный момент послания — это смена философа, которого цитирует Путин. Вместо Ивана Ильина с его “военно-полевым богословием” теперь у нас на вооружении достаточно популярный в окололиберальной среде экзистенциалист Николай Бердяев», – не без иронии отмечает Станислав Белковский.