Путинское послание -2013 г. к Федеральному Собранию в день 20-летия Конституции
На модерации
Отложенный
Послание Путина-2013: просвещенный консерватизм?
Президент России обратился в Кремле к Федеральному Собранию в день 20-летия Конституции
РАЗМЕР ШРИФТА
Данила Гальперович, Роман Ошаров
Обновлено 12.12.2013 22:52
МОСКВА — Президент России Владимир Путин огласил послание Федеральному Собранию в Кремле в 20-летний юбилей референдума о принятии Конституции страны. Незадолго до этого мероприятия некоторые российские медиа распространили две «утечки» о возможном содержании послания: говорилось, что глава государства объявит об отмене муниципальных выборов и серьезных поправках в основной закон страны. Сразу после начала выступления Путина стало ясно, что информация была, мягко говоря, непроверенной: президент России сказал о неприкосновенности первых глав Конституции и необходимости укреплять российское самоуправление, то есть сделал нечто прямо противоположное слухам.
Экономика
Чтение послания длилось чуть больше часа, и значительную часть этого документа Владимир Путин посвятил социально-экономическим темам: он говорил о том, как сделать российское здравоохранение более эффективным, подчеркивал необходимость строить больше жилья и упрекал чиновников за то, что из его социальных указов от мая 2012 года выполнено немного: «С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается. Конечно, при такой работе мы не достигнем поставленных целей».
Президент России рассказал, что, по его мнению, с поставленными им целями справиться можно, если вести точный учет расходов и улучшать качество услуг на конкурсной основе. В качестве мер по улучшению делового климата в России Владимир Путин предложил создать национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах. Путин отметил, что если регион вкладывает средства в «создание инновационных парков, то федеральные налоги должны возвращаться в его бюджет». Регионы также могут оказывать поддержку малому бизнесу, предоставляя двухгодичные налоговые каникулы.
«Завтра это окупится дополнительными поступлениями в казну региона», – заявил Путин.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что у российских властей так и не появилось более основательного понимания экономической ситуации в стране.
«Повышение активности малого бизнеса, его развитие, создание условий для того, чтобы малый бизнес не сидел в тени, очень важны для улучшения инвестиционного климата и развития экономики. Но частичные меры, которые не встраиваются в общее улучшение деловой обстановки в стране, не приведут к росту доверия малого бизнеса к государству, не будут оказывать никакого влияния», – рассказал Русской службе «Голоса Америки» Ясин.
Михаил Хазин, президент компании экспертного консультирования «Неокон», считает, что предложения Путина не окажут принципиального влияния на состояние российской экономики.
«Принципиальное влияние окажет разработка экономической политики, которая позволит от экономического спада перейти к экономическому росту, но я пока в деятельности правительства и Центрального банка даже близко не вижу ничего похожего», – отметил Хазин в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».
Владимир Путин также высказался о кампании по деофшоризации в России. По его словам, результаты работы по этому направлению пока мало заметны:
«Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российским бенефициарам, должны облагаться по нашим налоговым правилам... Нужно продумать систему, как эти деньги изъять, – заявил Путин. – Хотите в офшорах – пожалуйста, но деньги сюда… Компаниям, зарегистрированным в иностранных юрисдикциях, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки. Им также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием».
Евгений Ясин полагает, что нельзя выступать за ограничение офшорной деятельности и ничего не делать для роста привлекательности России для капитала:
«Офшорная деятельность касается крупного бизнеса. Во-первых, российское предпринимательство родилось сравнительно недавно, ему примерно 25 лет. Оно в течение длительного времени существовало в твердом убеждении враждебности государства. Затем был относительно небольшой период эйфории, когда власти создали более свободные экономические условия, но предприниматели наталкивались на неблагоприятное отношение со стороны общества, было много трудностей», – сказал Ясин.
Однако после государство начало вновь оказывать воздействие на бизнес, что вызвало рост недоверия.
«Эта обстановка сохраняется, а в некоторой степени даже усиливается. Просто предпринимать усилия по ограничению офшорной деятельности, но не делать ничего для роста привлекательности России для капитала нельзя», – резюмировал экономист.
Политика внутренняя и внешняя
После года достаточно жесткого курса во внутренней политике — вызывающего многочисленные нарекания процесса по «Болотному делу», заключения под стражу активистов Гринписа, разговоров о третьем деле против Михаила Ходорковского, – многие наблюдатели ждали от Владимира Путина заявлений, оправдывающих такую политику. Однако ничего подобного не прозвучало, наоборот, Путин заявил о необходимости помогать правозащитникам, бороться с коррупцией и создавать институты эффективного общественного контроля.
Отдельно было сказано про межэтнические отношения, нормализации которых в России, по словам Путина, мешает «аморальный интернационал», куда входят «и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые “крышуют” этническую мафию, и так называемые «русские националисты», разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы».
Внешнеполитической части, как чего-то четко очерченного, по мнению многих экспертов, в послании не было вообще. Владимир Путин не произнес названия ни одной зарубежной страны, кроме Украины, и то вскользь, отмечает в интервью «Голосу Америки» эксперт Московского центра Карнеги Мария Липман: «Я ждала более агрессивного тона в отношении того, что происходит в Украине и, соответственно, в адрес Европы, пытающейся вмешаться — обычной риторики, которая звучала еще совсем недавно. Ничего такого не прозвучало. Украине вообще было уделено незначительное место, а европейских партнеров Путин назвал друзьями».
«Была сдержанная гордость по поводу всего, связанного с Сирией, было также сказано о том, что с уходом “иранской угрозы” отпадает необходимость в развертывании противоракетной обороны в Европе, но все это было без агрессии», – полагает Мария Липман.
При этом, как отмечает эксперт, «был достаточно длительный пассаж, посвященный вооруженным силам и вооружениям, с довольно уверенными заявлениями о том, что мы находимся на самом передовом крае военных технологий, и кое-кому еще понадобится нас догонять, со словами о невозможности военного превосходства над Россией». Однако, по мнению Марии Липман, он был обращен во многом к тем, кто занят в военно-промышленной отрасли, а также к военнослужащим, которым в очередной раз было обещано жилье.
Ценности
Но мягкость Владимира Путина в отношении происходящего к западу от России в полной мере компенсировалась его заявлением о том, что «во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур». «От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий», – сказал Владимир Путин. Россия же, по словам ее президента, обладает «многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства».
Путин считает, что «в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира».
Не изменил российский президент и привычке в каждом подобном послании цитировать русских философов: «Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз».
Главный редактор «Русского журнала», популярный блоггер Александр Морозов отметил в интервью «Голосу Америки» эту часть речи Владимира Путина как важную: «Там, конечно, не было жесткого подчеркивания особого пути России, не было агрессивной риторики, но сама схема этого фрагмента речи была построена на противопоставлении по принципу «два мира – две морали».
По мнению Александра Морозова, «Путин говорит о морали как о части внешнеполитической доктрины и таким образом, он поддержал звучащую в течение всего 2013 года в медиа с подачи сил реакции тему российского “морального превосходства”».
«Он как бы намекнул, что Россия располагает неким запасом, резервуаром сил добра, в то время как на другой стороне находятся силы зла и разложения. И в этом я вижу подтверждение того, что и в 2014 году мы получим эскалацию этого противопоставления. Этими пассажами Путин дал карт-бланш всем, кто такое противопоставление культивирует», – говорит главный редактор «Русского журнала».
Бердяев вместо Ильина
Политолог Станислав Белковский в интервью «Голосу Америки» уверенно говорит о том, что «увиденный нами накануне “слив” об отмене выборов мэров городов был намеренной дезинформацией, призванной сначала напугать прогрессивную общественность, а потом ее расслабить, ибо ничего такого не прозвучало». Политолог счел послание-2013 «малосодержательным и откровенно скучным, что было заметно даже по реакции пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, задремавшего ближе к концу оглашения послания, что не укрылось даже от официальных телекамер». «Кульминационный момент послания — это смена философа, которого цитирует Путин. Вместо Ивана Ильина с его “военно-полевым богословием” теперь у нас на вооружении достаточно популярный в окололиберальной среде экзистенциалист Николай Бердяев», – не без иронии отмечает Станислав Белковский.
Комментарии