САЛО С РУСОФОБИЕЙ

В Киеве выпал снег, Саакашвили в манто зачитал спич по-украински и слинял, жена Кличко спела и захлебнулась на площади, баррикады разбирают… Что еще придумать? Собрались четыре президента, каждый из которых не решил ни одной проблемы до конца. Честнее всех когда-то был бывший парторг Кучма в своей книге «Мы ПОЛУЧИЛИ Украину, теперь нам надо создать украинца». Его начали создавать, образно говоря, не из Тараса Бульбы и Остапа, а из предателя Андрия, не из тех, кто прошел с боями от Путивля до Карпат, а из прихвостней фашистов, не из творцов Криворожстали и Южмаша, а из западенцев, привыкших жить на дотациях. Майдан – результат этого дружного делания украинца. Нужен он Европе? Та лжет вместе с США, что да, очень нужен. Подождем, что услышит делегация, отправляющаяся в Брюссель. Так решили на круглом столе, где была, например, и министр здравоохранения Раиса Богатырёва, чей сынок возводит огромный замок в Конче-Заспе, посреди недоступного озера, где когда-то отдыхали киевляне. Вот куда надо направить одурманенных и прикормленных салом людей для свершения революции! Бывший председатель Европарламента и экс-премьер Польши Ежи Бузек еще до вече встретился в Киеве с лидерами украинской оппозиции Виталием Кличко и Арсением Яценюком. По его словам, «революционеры» сникли, готовы к компромиссу и не выдвигают слишком больших требований. «Они уже не добиваются отставки правительства, а лишь его частичного изменения. Есть два основных требования: наказать виновных в столкновениях, произошедших неделю назад, и выпустить всех заключенных», – сказал опытный европарламентарий. Бледный финиш…  Но к одной важнейшей теме хочется вернуться.

Прибывший на Майдан актер Никита Джигурда с развевающимися на ветру патлами и сверкающими под прожекторами перстнями исступленно хрипел: «Это все – не против России, это – против совка!» Увы, я провел на площадях Киева куда больше времени, причем рядом с сопляками, которые и советских порядков-то не знали, и могу заявить: это, как ни дико, даже больше против России, чем против правительства Николая Азарова. Все дни непрерывно звучат лозунги «Еднайтесь, но не с москалями!», «Украина – це Европа, а Россия – це ярмо». И даже такой глупо-козлиный – для согрева: «Кто не скачет – тот москаль». Ну и бандеровский, конечно: «Слава нации – смерть ворогам!». Вороги – это русские. Так кричат студенты-западенцы, так говорят в микрофоны бесчисленные ораторы, так вещают политики-евроинтеграторы и даже их покровители из ЕС. Ну, те в другой форме, конечно: Россия-де препятствует, давит, принуждает, покупает. Господи, кому нужен такой товар…

Это постоянно, конечно, звучало и с экранов телевизоров, которые освещали Майдан с антироссийских (это прощается), и с антипрезидентских позиций. Тогда власть не выдержала. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Ключев собрал у себя главных редакторов всех телеканалов и потребовал от них прекратить комплиментарные репортажи в отношении Майдана. До сих пор все главные телеканалы страны – а их владельцами являются олигархи, которых считали близкими к окружению Януковича, – рассказывали о Майдане исключительно позитивно и критиковали власть за силовой разгон митинга, за жесткость позиции. Пошли слухи, что журналисты государственного Первого национального телеканала стали увольняться в связи с тем, что им запрещают рассказывать о событиях на Майдане. Ладно, это их дело. Гораздо отраднее, что некоторые российские телеканалы провели взвешенные аналитические программы по событиям на Украине, ну, хотя бы рассказали о том, что было бы в вожделенной Европе, пойди там молодчики на полицейских с цепями и арматурой. Запоздало откликнулась Госдума и высказала правду о после Зурабове, которого давно надо было отозвать из Киева!

Активно обсуждались события и в интернете. На сайте «Большой вопрос. ру» обсуждали насущное: «Почему Майдан так против Таможенного союза?». Вот довольно откровенная оценка: «Все очень просто. Украина, если помните, всегда строилась кем-то со стороны, мнение народа игнорировалось властью. Ее собрали из лоскутов Российской империи, из еще не окрепших советских республик типа Донецко-Криворожской, на Украину свалилась незалежность. Вспоминаем дальше. Кто стал гарантом независимости Украины? Правильно – РФ и США. Если РФ не выдвинула никаких условий, наоборот, на первых порах щедро поддержала ее экономику, заключила Договор о дружбе и не стала требовать даже Крым, то США поставили условия другого толка – Украина может быть независимой только при условии... полной зависимости от США, а для гарантии этого они потребовали избавиться от ядерного оружия. Свои зубы они в полной мере показали в 2004-м, когда поставили настоящего диверсанта на высший пост Украины. Поэтому, памятуя, что Украина – это антироссийский проект, и он всегда таким был, власть, которая отвечает за все, что творится в экономике и видит, что без ТС Украине труба, не решается это озвучить, понимает, что оппозиции только и остается, что конкурировать с властью в антироссийской риторике».

 

Меня особенно резануло определение «незалежная Украина как антироссийский проект». Верно. Тут же вспоминаешь, как известный французский политолог Жерар Шельян прямо утверждал, что «решающая для США партия будет разыгрываться в Евразии… нужно опереться на Польшу и Украину, дабы помешать России вновь стать мировой державой, способной соперничать с Америкой… Просто проблема России состоит в том, что она опирается на непопулярные, коррумпированные и авторитарные режимы». Это точно: Россия разучилась пестовать и приводить к политической и информационно-духовной власти своих серьезных сторонников, потому что сама погрязла в коррупции, социальной несправедливости, политиканстве.

Например, вспоминаю, как в своем интервью журналу «Таймс» (при Ющенко под каблуком разведчицы Чумаченко-Клер) Владимир Путин заявил: «Почему-то Соединенные Штаты решили, что в Украине есть часть политической элиты, которая является проамериканской, а часть является пророссийской… Так вот, они на самом деле не пророссийские, не проамериканские, не проевропейские, они – проукраинские».

Ей-богу, трудно в это поверить, потому что проукраинские политики должны печься о целостности, спокойствии, процветании Украины! И, как это ни парадоксально, не быть ярыми, слепыми националистами-разрушителями, придерживаться завещания, оставленного им Б.Хмельницким: «Стоять за православного царя и православную Русь и сторониться польского короля и католической Польши». Оно, устаревшее по форме, но не по сути, демонстративно более двадцати лет попиралось!

Примерам несть числа – от празднования Конотопской битвы, где одни казаки порубали других, до чествования пособников фашизма. Приехал 22 июня во Львов, а там черные рекламные щиты с надписью красным цветом «Комунізм = Нацизм». Оксана Забужко – украинская поэтесса, с восторгом принимая «оранжевую революцию», ликовала: «Не исключено, что наконец-то настал не «не календарный», как выражалась Ахматова, а настоящий – духовный, или, если угодно, метафизический – конец СССР». В воскресенье так считали фашиствующие варвары, не знавшие Ахматовой и Забужко, которые разбивали «на сувениры» выдающуюся работу Сергея Меркулова из карельского гранита – скульптуру Ленина. Да это ведь не бетонная Берлинская стена, Европа!

Вы что, свои памятники робеспьерам или кромвелям рушите?

Вот какой идейно-нравственный климат создан в стране. На украинском сайте пишет Severin из Львова: «Иначе как шабаш обстановку не назовешь. Ненависть как важнейшая часть галичанского Ressenimentа пропитала воздух, повсюду слышны вопли, в том числе и женские, «Смерть ворогам!!!». И днем, и ночью воют автомобильные клаксоны, сводят с ума (я живу в центре города). На работе меня заставили, как начальника отдела, бежать в ближайшие канцтовары, купить украинский флажок и выставить на виду в окне рабочего кабинета, во всех остальных окнах – тоже флажки. Демонстрация лояльности и показной «щирости». Всего и не опишешь».

 

Что за иностранное словцо в посте? «Ницше говорил о «Ressentiment» как о психологической особенности, присущей низшим слоям общества, чья зависть и злоба порождают у хама мечты о низвержении всего высшего. «Поляки создали тонкий слой малорусской, сельской, холопской интеллигенции, способной поднимать голову из навоза, а затем вбили в эту голову идею отдельной украинской нации, культуры, языка, и москалей-угнетателей. В итоге в Малороссии возникла целая популяция людей Ressentiment. Вы думаете, почему украинский Ressentiment, то есть – украинство, так зациклен на русофобии? Да потому, что для его деятелей русофобия стала наивысшим продуктом творческой деятельности», – так написал резкий в своих оценках украинский публицист Андрей Ваджра. И продолжил безжалостно: «Молодая революционная поросль, бывшие комсомольские работники – «недоделанные» коммунисты-ленинцы, привыкшие работать лишь языком. Сейчас они все стали «украинцами», «борются» за демократию, украинизацию, интеграцию в ЕС и вступление в НАТО. Для них украинская культура это – «народни писни» во время пьянки, гопак, вышиванка на праздник, в лучшем случае, – пару заученных в детстве стихов Шевченко и с большим трудом «завоеванный» когда-то в городе диплом о высшем образовании. Если бы не «нэзалэжнисть», они так и остались бы в своих селах и местечках. А тут судьба их вынесла на такие вершины…»

Не они ли и вершат судьбу Майдана, не их ли мы видим на улицах когда-то культурного Киева? Он на глазах изменился, стал более жлобским городом, как уверяют сами старожилы: умерла или уехала огромная часть научной и творческой интеллигенции, резко упал уровень культуры, потому что если в городе кто-то презирает самого известного в мире киевлянина Михаила Булгакова или не понимает фразы уроженца Киева – великого Владимира Вернадского «Я – русский украинец», то в самом воздухе разливается холопство и хамство. Многие хлопчики из крестьянских семей, возомнившие себя, по праву образования, элитой, некой «украинськой нацией», стали относиться ко всему русскому не как к чему-то иностранному, чужеродному, как это пытаются сейчас подать, а как холопы относились к миру господской культуры. Ярчайший пример и оселок – отношение к Гоголю. Если кто-то даже в министерстве просвещения не понимает, до каких высот поднялся этот русский гений из Малороссии (а так и есть, судя по учебникам), то ждать на культурном поле всходов напрасно! Так и останется главным культурным событием фестиваль сала.

Публицист Ефим Гофман в беседе с Захаром Прилепиным сказал: «Киевский русский оранжизм – это не партия, не какая-то сознательно организованная секта. Тем не менее это мощное идеологическое поветрие, оказавшее серьезное и, на мой взгляд, весьма пагубное влияние на общественную жизнь Киева и Украины. Ну ведь, согласитесь, Захар, нелепость какая-то получается. Толпы абсолютно русскоязычных граждан идут на Майдан и активно содействуют приходу к власти сил откровенно антирусской направленности… Для поддержки престижа Киево-Могилянской академии тогдашний ее ректор Вячеслав Брюховецкий решил присвоить звание почетного профессора крупному русскому мыслителю Сергею Аверинцеву. Но вот ведь какая нестыковка получается: выступать по-русски в стенах академии нельзя (там студенты стучат на преподавателей за русский в туалете. – А.Б.), а Аверинцеву надо произнести инаугурационную речь. Выход с английским языком подсказала группа поддержки Брюховецкого – руководители издательства «Дух і Літера». В восторге от такого решения были не только они сами, но и благодарная русско-оранжистская аудитория». Не все поняли по-английски, а по-русски Аверинцев сказал бы блистательно! Разве это не обеднение?

 

Журналист Александр Чаленко считает, что никакой украинской нации не существует, что украинский национализм – это восстание села против города. «Киев ведь, хотя и имеет формальный статус столицы, на самом деле очень мещанский город. Мы со Станиславом Минаковым – писателем из Харькова, неслучайно обратили внимание в своей статье, что такой мещанский дух царил в Киеве и в прежние, самые разные исторические периоды. Неслучайно в Киеве нашло для себя благодатную почву и черносотенное движение столетней давности, и позднесоветские преследования инакомыслящих в Киеве были гораздо суровее, чем в Москве и Питере. Вот и сейчас задают здесь тон мещанские силы, прикрывающиеся псевдоинтеллектуальной одежкой. Очень хотелось бы, чтобы российская просвещенная и творческая среда проявляла к нашим проблемам больше чуткости. Не демонстрировала, как это делают часто в «Новой газете» и на «Эхе Москвы», неточную картинку: Украина – луч света в темном царстве».

Ну, об этом мечтать как раз и не приходится. По всем площадям Киева с толпами и полевыми кухнями были укреплены афиши творческого вечера Владимира Познера «Прощание с иллюзиями». Мы что, не представляем, о чем он станет вещать? Или вот последний пример: тридцать два «поэта и редактора» (среди них есть и телеперсоны, и лауреаты премий) подписали открытое письмо, обращенное «к коллегам и всем гражданам Украины» (http://www.colta.ru/news/1364). «Мы, как и вы, чувствуем себя частью единой европейской цивилизации – и политические силы, которые стремятся отторгнуть нас с вами от нее, вызывают у нас тот же гнев, что и у вас, – пишут «европейцы». – Нам горько от того, что сегодня вы вынуждены думать о России как о грубой и вероломной силе, желающей подмять под себя другие народы, а не как о родине бесценных культурных богатств и интеллектуальных возможностей. Поверьте, для многих в России Украина – не заблудшая овца, которую нужно на аркане тянуть обратно в общий хлев, а равная по духу страна». Так все-таки: Россия – родина культурных богатств или общий хлев? Наверное, из-за разношерстности компании не смогли определиться и грамотно изложить. Назовем некоторых «европейцев»: Игорь Сатановский из Нью-Йорка и Аркадий Штыпель из Москвы, Андрей Грицман из Нью-Йорка и Лев Рубинштейн из Москвы, Алексей Цветков из Нью-Йорка и Наталья Санникова из Каменск-Уральского. Вот какая палитра странная. Но еще больше поражает суть письма: «Ваша борьба за право выбора своего пути обещает быть трудной, но мы надеемся на ваш успех: он стал бы для нас знаком того, что и мы, в России, можем отстоять наши права и свободы». Да, особенно те, что живут в Нью-Йорке, но печатаются у Ирины Прохоровой в «НЛО»…

 

Александр БОБРОВ

 [12/12/2013]