Вести с фронта.

На модерации Отложенный

Защитники Майдана отбили массированное нападение на свой лагерь

Pro-European Union activists guard the barricade during clashes with riot police in Independence Square in Kiev, Ukraine, Wednesday, Dec. 11, 2013. Security forces clashed with protesters as they began tearing down opposition barricades and tents set up in the center of the Ukrainian capital early Wednesday, in an escalation of the weeks-long standoff threatening the leadership of President Viktor Yanukovych. (AP Photo/Efrem Lukatsky)
Фото: Ефрем Лукацкий / AP

Киевский Майдан 11 декабря пережил самую, пожалуй, тяжелую ночь — его обитателям вновь пришлось вступить в противостояние с властями Украины. Впрочем, массированный милицейский штурм площади и зданий, ранее захваченных протестующими, закончился поражением наступавших. К полудню среды милиция была вынуждена признать поражение и отступить.

Днем 10 декабря в Киеве установилось затишье. Ни милиция, ни протестующие никаких активных действий не предпринимали. Объяснений тому было два. Во-первых, день выдался по-настоящему морозным — до минус десяти градусов. Во-вторых, на Украину приехали важные иностранные гости: заместитель государственного секретаря США Виктория Нуланд и глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон. Защитники Майдана были уверены, что в присутствии этих дам Виктор Янукович не решится на силовой разгон демонстрантов.

Спокойствие, однако, было напряженным. Администратор одного из киевских баров, попросивший не называть своего имени, охарактеризовал ситуацию так: «Сталинград уже закончился, но Курская дуга еще не началась. Что-то, конечно, происходит, но все понимают, что главное впереди».

Он оказался совершенно прав. К полуночи к Майдану со всех сторон стянулись тысячи бойцов внутренних войск и «Беркута». За ними на изготовку встали грейдеры, грузовики и сотрудники коммунальных служб. Спецтехники и милиции в полной боевой выкладке было так много, что казалось, у нескольких тысяч митингующих, оставшихся в морозную ночь на Майдане, не было ни малейшего шанса сдержать натиск. К баррикадам милиционеры подогнали машины, оборудованные звукоусиливающей аппаратурой, из которой раздавалось: «Уважаемые митингующие! МВД с уважением относится к вашему праву на протест. Тем не менее, вы обязаны освободить проезжую часть. В противном случае могут быть применены особые меры. Расходитесь! Сообщайте сотрудникам милиции о возможных провокациях!» «Это же как фашисты в кино: "Советские солдаты, ваше положение безнадежно, вы окружены, сдавайтесь!"», — удивилась киевская художница Наталья.

Сотрудники ВВ Украины во время штурма Майдана
Сотрудники ВВ Украины во время штурма Майдана
Фото: Василий Максимов / AFP
 

Бойцы внутренних войск на Крещатике со стороны Европейской площади выстраивались для штурма Майдана двумя параллельными колоннами. Их тыл прикрывал сплошной ряд бойцов со щитами и дубинками. Случайные люди, оказавшиеся между баррикадами и милицией, в поисках убежища устремились к единственному заведению, чьи окна еще светились. Однако на входе в «Кофе-Хаус» их ждало разочарование: администратор заведения не пускала людей ни укрыться, ни в туалет, ни просто погреться. На все просьбы дать убежище хотя бы женщинам и детям она отвечала со сталью в голосе: «У меня распоряжение: никого не впускать!».

Впрочем, милиция, начав наступление, проигнорировала кучку перепуганных людей, сбившихся у входа в кафе. Целью сотрудников внутренних войск и «Беркута» были баррикады, на которых осталось совсем немного защитников. Большинство последовало призыву выступавших ораторов и сбилось в плотную толпу вокруг сцены. В центре были старики и женщины, на периферии — мужчины, способные держать оборону.

Когда милиционеры приблизились к баррикадам, немногочисленные защитники попытались остановить продвижение, поливая их водой из бочек, но силы были явно не равны: бойцы ВВ моментально преодолели заграждения. В тех редких местах, где еще оставались очаги сопротивления, к делу подключался «Беркут» — сопротивление прекращалось.

Ораторы со сцены почти умоляли всех, кто может, прийти на помощь Майдану. При этом выступавшие не уставали напоминать, что их протест — «мирный», и требовали от милиции «не исполнять преступных приказов».

Милиция, впрочем, на эти призывы не реагировала. Бодро продвигаясь внутрь территории лагеря протестующих со стороны Европейской площади, она освобождала место сотрудникам коммунальных служб. Те с помощью тяжелой техники крушили и разбирали баррикады, палатки и нехитрую инфраструктуру протестующих. В какой-то момент показалось, что этот напор не остановить.

Однако блицкрига у внутренних войск и «Беркута» не получилось. Несмотря на призывы политиков и музыкантов помнить о мирном характере протеста, на улице Институтской несколько сотен мужчин, многие из которых были в строительных касках, на своей баррикаде организовали отпор. Милиции с большим трудом удалось оттеснить их от баррикад, но дальше нападавшие продвинуться не смогли. Буквально в течение часа число защитников баррикады на Институтской выросло до нескольких тысяч.

Дело в том, что киевляне, узнав о происходящем, начали обзванивать и будить друг друга и, несмотря на крепнущий мороз, тысячами отправлялись в центр города. Метро уже не ходило, поэтому добирались кто как может. Многие шли пешком, другие организовывались в соцсетях, подвозили друг друга на личных автомобилях. В эту ночь Киев стал свидетелем совершенно уникального явления: таксисты подвозили людей в центр бесплатно! В течение нескольких часов людей на площади стало в несколько раз больше, численный перевес уже был на их стороне.

Наступление милиции сначала забуксовало, а затем остановилось. Протестующие не без драк и применения слезоточивого газа отбили баррикаду на Институтской, а затем взялись за милиционеров, выстроившихся вдоль Дома профсоюзов, расположенного в восточном углу Майдана. Несмотря на решение суда, постановившего освободить здание, протестующие занимают его уже 10 дней. Солдаты внутренних войск попытались прорваться внутрь и очистить помещения, однако отпор был настолько мощным, что наступавшие в беспорядке отступили, даже не добравшись до дверей.

Тут надо отметить, что десять последних дней защитники Майдана усиленно готовились к возможному штурму. Помимо палок и противогазов они запаслись сотнями литров подсолнечного масла, которым намеревались полить ступеньки перед наступающим спецназом. Кроме того, в дело собирались пустить пожарные брандспойты: даже самый натренированный спецназовец не сможет долго выстоять, если его поливают ледяной водой на пятнадцатиградусном морозе. К тому же за несколько часов столкновений милиция заметно устала и замерзла: в отличие от протестующих, погреться милиционерам было негде, горячий чай с бутербродами им никто не подносил.

В Киеве уже начался рассвет, а столкновения все еще продолжались. Последним крупным сражением этой ночи стала битва за киевскую мэрию, которую, как и Дом профсоюзов, суд постановил освободить. Эта атака была подготовлена совсем плохо. Три автобуса милиционеров перегородили входы в мэрию, готовясь взять ее силами нескольких сотен человек. Однако с верхних этажей здания милицию тут же стали безжалостно поливать из пожарных шлангов, а отбежать в сторону милиционеры не могли: их окружила крайне агрессивная толпа. Бойцы оказались зажаты: перед ними мэрия с непреодолимыми баррикадами и постоянным душем сверху, с тылу — еще тысячи оппозиционеров. С большим трудом милиционерам удалось скрыться в своих автобусах и покинуть окрестности мэрии.

Столкновение милиции и протестующих в ночь на 11 декабря
Столкновение милиции и протестующих в ночь на 11 декабря
Фото: Максим Змеев / Reuters
 

С наступлением утра и открытием метро на Майдан стали прибывать все новые и новые тысячи людей. В этой ситуации остатки сил внутренних войск и «Беркута» под всеобщий свист, радостные и гневные крики покинули Майдан. Площадь осталась в руках ее защитников. «Победа!!!» — кричали люди.

Сейчас все украинские СМИ гадают, для чего Виктору Януковичу понадобился этот ночной бой. Мало того, что для власти он закончился позорным поражением. Так еще и битва произошла чуть ли не под окнами гостиниц, где остановились Эштон и Нуланд, а из-за разницы во времени противостояние попало в прямой эфир американских телеканалов в вечерний прайм-тайм. Канада уже заявила о намерении рассмотреть возможность введения санкций по отношению к режиму Януковича. Европейские страны и США в очень жестких выражениях осудили попытку разгона Майдана. Если украинская власть и рассчитывала на какую-то моральную поддержку и финансовую помощь со стороны стран Запада, то теперь об этом речи уже не идет.

Ситуация внутри страны стала еще более тревожной. Лозунг «Милиция с народом» в эту ночь окончательно потерял актуальность, его больше не скандируют. Как в этих условиях можно будет поддерживать мирный характер протеста, не очень понятно. На Майдане уже звучит знакомое россиянам «Не забудем, не простим!». На диалог с властью настроены лишь самые отчаянные оптимисты. В прошлое воскресенье мини-армия протестующих, собранная из нескольких тысяч крепких мужчин, готовых к рукопашной, остановилась всего в сотне метров от зданий правительства и парламента. Для этого потребовалось все ораторское мастерство лидеров оппозиции, призывавших их оставаться в рамках закона. После событий 11 декабря в следующий раз их могут и не послушать.