Александр Исаевич Солженицын 95 лет

Александр Исаевич Солженицын – русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России.

Учился на физмате Ростовского государственного университета. Как он рассказывал, учился не по призванию, а потому что на физмате были широко образованные и очень интересные преподаватели. Учился на отлично, был сталинским стипендиатом. В университете самостоятельно изучал историю и марксизм-ленинизм. Собирал материалы о катастрофе русских войск в Восточной Пруссии, начал писать об этом роман (тогда еще он был убежденным марксистом). Университет окончил с отличием, приглашался в аспирантуру. Тяга к литературе давала себя знать – в 1939 г. поступил на заочное отделение ИФЛИ, обучение прервал в связи с войной.

В начале войны его не мобилизовали, признали ограниченно годным по здоровью. Однако, Александр Исаевич активно добивался призыва. Осенью 1941 г. был призван рядовым в обоз. На фронте пытался писать, все еще с позиции марксиста-ленинца. Добился направления в артиллерийское училище, окончил курсы артиллерийской инструментальной разведки в ноябре 1942г. В действующую армию попал в феврале 43-го.

На фронте вел дневник, что было категорически запрещено, продолжал заниматься литературой, продолжал интересоваться общественной жизнью, стал критически относиться к Сталину (за «искажение ленинизма»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин, хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем «резолюцию», в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны «организации» для восстановления ленинских норм. За эти суждения он был в феврале 45-го арестован, доставлен в Москву и в июле заочно приговорен Особым совещанием к 8 годам лагерей и вечной ссылке. Наказание отбывал в «шаражках» и в лагерях, общался с интереснейшими выдающимися людьми, переосмыслил свои убеждения – понял, что не Сталин дал роковой ход революции, что это заложено в самой сути большевизма, не будь Сталина, появился бы другой вождь с похожими результатами. Сталин оказался более изворотливым, более утонченным в своей злобной сущности.

В заключении и в ссылке тайно занимался литературой. Полностью реабилитирован в 1957 г.

Публиковаться начал с 1962 г. при поддержке А. Твардовского – в «Новом мире» был опубликован рассказ «Щ-854» под названием «Один день Ивана Денисовича», следом были напечатаны «Не стоит село без праведника» под названием «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка», с так же измененным названием – Кочетовка на Кречетовка. В последнем случае Кочетовка возникала ассоциация с Всеволодом Кочетовым редактором журнала «Октябрь», неисправимого ортодокса.

Позднее «Один день Ивана Денисовича» был издан в «Роман-газете» миллионным тиражом. Первые публикации вызвали огромное количество откликов писателей, общественных деятелей, критиков и читателей. Чуковский отозвался о публикациях, как о литературном чуде, Маршак и Эренбург сравнивали Солженицына с Чеховым, Анна Ахматова высказала Лидии Чуковской, что Эту повесть должен прочитать и выучить наизусть каждый гражданин Советского Союза.

Письма читателей — бывших заключённых (в ответ на «Ивана Денисовича») положили начало «Архипелагу ГУЛАГ». Но «оттепель» стала сходить на нет, власти отчетливо определили опасность исходящую от Солженицына. Он имел уже международный авторитет, его публикации и публичные выступления и интервью иностранным журналистам колебали все коммунистическое движение. Началась организованная травля. В конце 1960-х — начале 1970-х годов в КГБ был создано специальное подразделение, занимавшееся исключительно оперативной разработкой Солженицына,— 9-й отдел 5-го управления. Отдел организовывал клеветнические публикации, в авторы привлек даже его бывшую жену Решетовскую и друга Виткевича. Солженицын не осуждал их – он прекрасно понимал изуверские методы тайной полиции. По заказу 5-го управления КГБ чехословацкий журналист Т. Ржезач (агент КГБ) написал книгу «Спираль измены Солженицына» с целью дискредитации А. И. Солженицына. В работе над книгой использованы без разрешения автора материалы рукописи Л. С. Самутина, изъятой КГБ. Книга была опубликована на русском «для ограниченного использования». Сам Самутин так же подвергся жесткой обработке гэбистами. Выдержками из этой книги до сих пор пользуются провокаторы в соц. сетях, хотя все инсинуации давно разоблачены, но убогость мышления сетевых троллей не позволяет им снизойти до элементарного анализа. В 1970 г. Солженицын получил Нобелевскую премию по литературе «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». В 1973 г. был во Франции опубликован первый том публицистического романа «Архипелаг ГУЛАГ». Этому событию предшествовали трагические события и попытки властей договориться с автором. В 1974 г. Солженицын арестован и выслан из СССР.

Для меня Александр Исаевич – выдающийся прозаик и блестящий публицист внесший огромный вклад в стилистику русского языка. О последующих его политических пристрастиях промолчу, достаточно того что он не нарушал принципов плюрализма – не осуждал друзей и соратников, принимавших участие в его шельмовании.

«Архипелаг ГУЛАГ» занимает пятнадцатое место в списке «100 книг века по версии Le Monde». Он на века останется в русской литературе.