В Федеральной миграционной службе официально признали – россияне постепенно скатываются в расизм. И тенденция эта становится все более и более тревожной, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на главу ФМС Константина Ромодановского.
Тема была поднята 9 декабря в ходе совещания у уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, где Ромодановский рассказал, что на территории России сейчас находятся около 3,5 млн нелегальных мигрантов, и констатировал, что «наблюдается увеличение случаев проявления нетерпимости и ксенофобии, что в конечном итоге приводит к обострению межэтнических противоречий»
Корни проблемы, по мнению главы ФМС, лежат в поведении самих иностранцев: «Эта категория ведет себя в России так, как привыкла у себя на родине. Безусловно, это обоснованно вызывает раздражение наших граждан. Это обстоятельство не может не вызвать ответную негативную реакцию со стороны местного населения».
Подобные настроения граждан, по его словам, умело используются радикалами «в целях разжигания национальной розни, мигрантофобии, а порой расизма».
Практически тот же самый акцент, как напоминает агентство, глава ФМС сделал на лекции в МГУ в минувшую пятницу, где заявил, что мигранты в центральных регионах России должны адаптироваться к местным реалиям, а не «раздражать население, публично жаря шашлыки и танцуя лезгинку или вводя какие-то центральноазиатские порядки».
Так почему не адаптируются? И только ли в этом причина роста ксенофобских настроений в обществе?
«Рост есть несомненный, - признает директор Аналитического центра «Сова» Александр Верховский. – Это подтверждают и данные последнего опроса «Левада-центра», который был проведен в октябре этого года. Он показал (кстати, впервые за все время правления Путина) резкий прирост уровня ксенофобии по всем контрольным вопросам. И это, на самом деле, очень опасно. Причем, в обеих столицах этот уровень гораздо выше, чем в среднем по стране».
«СП»: - В чем причина такого роста?
- Причин много. Но настроения в обществе формируются не сами по себе. Они зависят больше от государственной политики. То есть, Ромодановский в чем-то отчасти прав – не так себя ведут люди. Но все люди себя ведут как-нибудь не так. Хулиганство, преступность и всякое бытовое хамство присущи как местным, так и приезжим. Просто на негативные поступки последних люди реагируют острее. Мы знаем, что часто некоторые страшно возмущаются, услышав чужую речь на улице. Хотя что здесь может быть предосудительного? Понятно, что человек имеет полное моральное право говорить на своем языке. Тем не менее, людей именно это подчас раздражает. Кроме того, хотя ФМС – не худшая, наверное, из силовых структур, но и она далеко небезгрешна.
«СП»: - Поясните...
- К ФМС можно предъявить определенные претензии. В частности, известны случаи, когда сотрудники службы выходили на рейды по проверки тех самых мигрантов вместе с радикальными национал-группировками. Такое было на рынке в Измайлово, например, совсем недавно. Есть видео. Там сотрудники ФМС, а с ними – крепкие парни в экипировке. Я их сначала за омоновцев принял, оказалось - нет.
«СП»: - Сами, получается, потворствуют ксенофобии?
- Да. Не думаю, что это делается по приказу Ромодановского. Но московское начальство за это точно отвечает. Впрочем, рост ксенофобских настроений этого года, я думаю, обусловлен, прежде всего, антимигрантской идеологией, которая у нас развернулась бурно. На телевидении, везде. Несомненно, что все это влияет на массовые настроения. Понятно, что миграционная служба не должна заниматься настроениями граждан. Она всего лишь должна нормально организовывать оформление документов, проход границы, регистрацию. Но мы знаем, что это она делает не очень-то хорошо. В частности, бросается в глаза уровень коррупции. Один показательный пример. Мой коллега по СПЧ просто на заборе взял объявление… Известно, что есть куча фирм, которые предоставляют услуги по оформлению регистрации, паспортов, чего хотите. И они их не рисуют. Это не фальшивые бумажки - настоящие документы на официальных бланках. Их делают какие-то коррумпированные сотрудники ФМС. Это очевидная коррупция, очевидная преступная деятельность. И вот таким образом было приобретено - я забыл, то ли регистрация, то ли вид на жительство, прямо на имя самого Ромодановского. На конкретный адрес, с его данными. Потом эту бумагу вручили Путину при встрече.
«СП»: - Ей дали ход?
- Дальше было уголовное дело. Но каждую бумажку нельзя вручить Путину. А подобными объявлениями вся Москва обклеена. Вообще, такое впечатление, что наши власти в этом году впервые стали откровенно подогревать ксенофобские эмоции. Но это взрывоопасное дело – тут можно доиграться...
По мнению заведующего сектором изучения ксенофобий и предупреждения экстремизма Института социологии РАН, доктора социологических наук Владимира Мукомеля, Ромодановский упрощает проблему:
- Сводить рост ксенофобных настроений исключительно к неправильному, с точки зрения принимающего населения, поведению самих мигрантов, слишком просто.
Да, часть мигрантов ведут себя в несвойственной для местных жителей манере. Но я хотел бы обратить внимание, что наиболее негативно россияне сегодня относятся к выходцам с Северного Кавказа. Это российские граждане. Но парадоксальным образом действия властей и действия наиболее экстремистски настроенных групп направлены не на выходцев с Северного Кавказа, а против иностранных мигрантов, в первую очередь, выходцев из Средней Азии. Я полагаю, это обусловлено тем, что население выступают против того «врага», на которого им указывает власть. Сегодня многие политические силы заинтересованы в том, чтобы социальные протесты, которые присутствуют, несомненно, в российском обществе, были направлены против «назначенного» врага. А таким врагом проще всего назначить иностранца, мигранта, который находится в наиболее уязвимом положении. Это позволяет эксплуатировать, с одной стороны, ксенофобию, которая всегда присутствует в обществе, с другой - формируется определённая солидарность с властями, которые действуют в том направлении, которое будет поддержано общественным мнением.
«СП»: - Получается, проблема не в адаптации приезжих? Или не только в ней?
- Нам говорят: проблема в том, что их слишком много. Потом, что это не те мигранты. Что они не обладают квалификацией. Что отнимают рабочие места у местного населения. В чем проблема? Все говорят, что проблема есть, но никто не говорит, в чем она заключается. Очевидно, что искать решение проблемы без ее четкой артикуляции, просто бессмысленно. Потому что от того, какие отправные точки мы выделим, соответственно, надо искать и решения. Нужна концептуализация ведения миграционной политики – и это в ФМС, я думаю, должны понимать.
Чуть более года назад была принята Концепция государственной миграционной политики. Но откат от концепции начался буквально на следующий день после ее принятия. И сегодня вместо того, чтобы реализовывать концепцию, мы идем абсолютно противоположным путем. Мы не решаем проблему адаптации мигрантов. Но начиная с весны, все лето и осень этого года мы видим сюрреалистические картинки. Когда, например, на московском рынке один российский гражданин побил другого гражданина при исполнении, а арестовывают вьетнамцев. Это вакханалия какая-то.
«СП»: - Кто отвечает за это?
- Я не сводил бы все к тому, что во всем виновата ФМС. Проблемы с выходцами с Северного Кавказа трудно решаемы по той простой причине, что это российские граждане, и мы не можем допустить поражения части граждан в их правах. Да, к ним нужно относиться так же как ко всем, но достаточно четко соблюдая российское законодательство. И главное, чтобы правоприменение по отношению к выходцам с Кавказа было бы такое же, как и по отношению к другим российским гражданам. Недовольство россиян обусловлено в первую очередь тем, что они улаживают свои отношения с правоохранительными органами теми методами, которые выходят за рамки действующего законодательства. Это – забота полиции.
Заведующая отделом диаспоры и миграции института стран СНГ Александра Докучаева обращает внимание на то, что поведение мигрантов во многом определяется отношением к ним:
- Я не снимаю той тревоги, которая связана с некорректным, вызывающим поведением иностранцев у нас. Это всегда и везде всех раздражает и напрягает. Но то положение, в котором зачастую оказываются у нас иностранные рабочие, которые, между прочим, легально приняты на работу, просто ужасает. Они живут в нечеловеческих условиях, с ними обращаются как со скотом. Элементарные удобства бытовые хотя бы должны быть обеспечены. Но у нас, к сожалению, не налажен спрос с работодателей.
«СП»: - Ромодановский предлагает отменить квоты и изменить порядок получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. Что вы об этом думаете?
- Трудно возразить. Конечно, нужно наводить порядок. Существующая система квотирования не удовлетворяет работодателей, от которых требуется, чуть ли не за год подавать заявку на квоты. А кто знает, как через год обернется бизнес? Действительно – это проблема. То есть, в общефилософском плане я согласна с г-ном Ромодановским – надо что-то менять. Но надо делать так, чтобы ответственность работодателей и самих лиц, которые приезжают сюда работать, в соответствии с законом была четко прописана и, главное, неукоснительно исполнялась. В том числе и правоохранительными органами, которых нужно лишить возможности наживаться на том, что они должны регулировать.
Из досье «СП»
По данным Аналитического центра «Сова», с начала года от расистского насилия погибли 19 и были ранены 168 человек, 9 получили угрозу убийством. Расистские нападения были зафиксированы в 32 регионах России. Главными очагами радикальной ксенофобии в 2013 году стали Москва (7 погибших, 53 избитых) с Московской областью (8 избитых), Санкт-Петербург (3 погибших, 26 избитых) и Липецкая область (3 погибших, 9 избитых). Только в ноябре этого года в результате ксенофобных и неонацистски мотивированных нападений пострадали 25 человек, один человек погиб.
Комментарии
P.S. С такими бредоносцами как Вы, Россия "далеко" пойдет...