Антология современного афоризма 6. Горенштейн

На модерации Отложенный

Фридрих ГОРЕНШТЕЙН

Культуру разрешить нельзя. Запретить можно. Оживить - нельзя.

Три пути ведут к Богу: Вера, Неверие и Сомнение. Вера - путь самый простой, распространенный и непрочный... Неверие - путь самый опасный, хоть и плодотворный. Путь Сомнения - путь праведников, медленный, но прочный.

Если то, что ты делаешь и чему учишь, тяжело тебе, значит, ты делаешь Доброе и учишь Доброму. Если учение твое применяют легко и дела твои легки тебе, ты учишь Злому и делаешь Зло.

Мир остается злым, но благодаря доброте он существует и не погибает от собственной злобы.

Потребность в Боге - единственное доказательство наличия Бога, так же как жажда - единственное доказательство наличия воды, даже если б ее не существовало.

Говорить серьезные вещи несерьезным людям -значит оскорблять и себя, и их

Если прогресс в обозримом будущем вполне может обойтись умелыми технологами, то порядок невозможен без чувства цели.

Дикарь с букварем хуже, чем дикарь без букваря.

За общую беду, за общие страдания и унижения компенсацию в первую очередь получают худшие. Худшие из потерпевших своими действиями и своей моралью дажт возможность свергнутым преследователям и палачам оправдаться и снова вернуться к прежним замыслам.

Душа сохраняет в человеке человека, дух сохраняет в человеке Бога..

Виктор ДЕМИН

Инфляция добра в искусстве, без обеспечения запасом истины, так же катастрофична, как чеканка монеты без обеспечения реальным богатством.

До поры принадлежность к искусству была индульгенцией на инакость, непохожесть.

С течением времени она все чаще становилась обязательством, векселем, требующим оплаты. Растраченная, не готовая к предъявлению инакость воспринимается уже как банкротство.

Творческое усилие, преобразующе факт в рассказ, уже само по себе доставляет удовольствие...

Исповедь есть пересказ событий, осмысляющий или даже переосмысляющий их. Потребность рассказать - это потребность разобраться во впечатлениях, привести их в порядок, пусть грустным, но неотвратимый, пусть нежелательный, но подчиненный вне тебя лежащим правилам. И чувство удовлетворения, которым сопровождается такой рассказ, возникает от возможности привести себя в порядок, поставить себя в соответствие с правдой.

Прогресс в искусстве не надо искать по формуле: плохо - хорошо - замечательно. Сервантес сказал всю правду о человеке. Толстой сказал не больше, а другое.

Добиваясь четкости сигнала, мы должны жертвовать полнотой его.... Эволюция искусства - это как бы бесконечная порча механизма фильтрации. Художник, на чьих плечах, казалось бы, лежит довольно простая задача - уловить эстетические сигналы действительности и передать их нам в более удобном для чтения виде, без помех, без не идущих к делу околичностей, с течением времени как бы перестает справлять со своей задачей. Сигнал, доходящий через его посредство к нам, постепенно в связи с какими-то таинственными обстоятельствами, начинает содержать все больше и больше шума, этих самых помех и околичностей. Естественно предположить: а не стремление ли к полноте информации руководит художником? Не желает ли он ради этого стремления пожертвовать относительной четкостью сигнала?