На главной площади Харькова по-прежнему возвышается огромный памятник Ленину
"Даже в камере смертников заключенным дают прогулки, а нашу Юлю уже полтора года на улицу не выпускают!" - с горечью заключает сторонница Юлии Тимошенко, стоя в немногочисленном пикете у харьковской клинической больницы №5, где держат бывшего украинского премьер-министра.
Нам показывают плотно зарешеченные и заклеенные непрозрачной пленкой окна на верхнем этаже девятиэтажного корпуса. За ними и находится палата, ставшая для ведущего украинского оппозиционера тюремной камерой.
Больница расположена в окруженном со всех сторон лесом тихом закоулке Харькова. И несмотря на микроавтобусы с символикой партии "Батькивщина" у проходной и красные розы на ограде, кажется, что киевская "европейская революция" бурлит не в этой же стране, а на другой планете.
24-летний харьковчанин Евгений, которого мы встретили у больничной проходной, говорит, что его шокировали действия "Беркута" против демонстрантов в Киеве, но сам принимать участие в демонстрациях не намерен. "Я работаю, у меня нет времени, чтобы баловаться такими вещами", - признается он.
"Там стоят или те, у кого много времени, или те, кто не хочет учиться", - соглашается с ним Елена - одна из сотрудниц больницы.
Подавляющее большинство жителей Харькова - второго по величине города Украины - говорит по-русски и голосует за Партию Регионов во главе с президентом Виктором Януковичем, который недавно отказался подписывать соглашение об ассоциации с ЕС.
Киев ответил на это решение рекордной по численности демонстрацией протеста, которая и дала старт второй волне "евромайдана". Но в Харькове был организован массовый митинг в поддержку "паузы", которую правительство взяло в отношениях с ЕС.
Как пострадал исторический стол
"Вот вам и первый ущерб от соглашения об ассоциации с Евросоюзом", - жалуется харьковский губернатор Михаил Добкин, с досадой осматривая свежую царапину на широком лакированном столе в своем кабинете.
Губернатор Харьковской области Михаил Добкин говорит, что его регион может пострадать от соглашения с ЕС
По словам губернатора, стол этот – исторический: именно за ним в феврале 2010 года были подписаны "Харьковские соглашения" о пребывании Черноморского флота России в Крыму и скидке на газпромовский газ для Украины.
Оказывается, деревянный свидетель исторических решений немного пострадал от железного зажима на стопке листов несостоявшегося соглашения об ассоциации с ЕС. Губернатор надеялся использовать объемный документ в качестве наглядного пособия во время телеинтервью, но по настоянию оператора его отодвинули на задний план – вполне в русле последних решений украинского правительства.
Михаил Добкин утверждает, что одобрение этого документа означало бы намного более серьезный ущерб: не для мебели, но для экономики востока Украины, тесно связанной с Россией.
Он вспоминает о том, как на фоне намерения Киева подписать соглашение с ЕС украинским бизнесменам внезапно стало очень сложно перевозить свои товары через российскую границу. И добавляет, что харьковчане вышли поддержать замедление европейской интеграции Украины, поскольку боятся за свои рабочие места.
"Если мы сегодня не адаптируем нашу экономику к сложному переходу, то никакие демократические ценности, свободы, качество жизни для людей важны уже не будут, - настаивает Добкин. - Если им не за что будет кормить здесь на востоке Украины свои семьи, они будут точно так же протестовать, как сегодня протестует Запад Украины, избрав для себя киевские площади и улицы".
"Добровольно-принудительный" митинг?
Впрочем, как стало известно Русской службе Би-би-си, как минимум часть участников митинга сторонников президента Украины вышла на площадь по настоянию руководства.
"Когда мы сказали: "Ребята, мы, наверное, сделаем шаг на месте", их даже сдерживать не надо было! Они сами мобилизовались и сказали, что мы готовы выйти и показать, что в нашей стране есть не только Киев и Львовская область!"
Профессор одного из крупнейших харьковских ВУЗов сообщил нам на условиях анонимности, что перед митингом ему звонили из деканата и предлагали принять участие в проправительственной акции: "Говорят: "Вы должны прийти завтра в 10:30".
Я сказал, что я не должен и никуда я не пойду. И на этом разговор был исчерпан".
Профессор добавляет, что подобные звонки поступали всем сотрудникам его учебного заведения, но никаких санкций по отношению к тем, кто отказался, не применяли.
Михаил Добкин, впрочем, и не отрицает, что акцию организовали по инициативе руководителей харьковских предприятий, которые так и не поняли, зачем их вдруг стали звать в Европу.
В ответ на вопрос, все ли участники митинга пришли туда по своей воле, губернатор неожиданно признался: "А у нас накануне были проведены совещания, это была инициатива руководителей предприятий на своих заводах и фабриках".
"Вот вы у меня спросили, как мы объясняем своим избирателям, что мы резко поменяли курс, - продолжил Добкин. - А я хочу вам сказать, что мне гораздо сложнее было уговаривать руководителей крупных промышленных предприятий выходить на телевидение и агитировать за скорейшее вступление в Европейский союз".
"То есть когда мы сказали: "Ребята, мы, наверное, сделаем шаг на месте", их даже сдерживать не надо было! – с явным одобрением в голосе говорит губернатор. - Они сами мобилизовались и сказали, что мы готовы выйти и показать, что в нашей стране есть не только Киев и Львовская область!"
Добкин просит, чтобы митинги Партии Регионов не называли "альтернативными" и при этом решительно отрезает: "Нам здесь альтернативы нет!".
Пограничная ментальность
Но на самом деле в Харькове все же есть – хотя и не слишком многочисленная - группа сторонников киевского "евромайдана".
Сергей Жадан - один из активистов харьковского "евромайдана"
Один из самых активных ее участников – популярный писатель и поэт Сергей Жадан – знает о ЕС не понаслышке: его книги переводят не только на русский, но и на многие европейские языки. Писатель часто бывает за границей и в столице Украины, но живет в Харькове, который называет очень комфортным и открытым европейским городом.
В этот вечер Жадан организовал рок-концерт в поддержку требований киевских манифестантов и открыл его собственным выступлением вместе с группой "Собаки в космосе" около памятника Тарасу Шевченко на Сумской - главной улице города.
"Я остаюсь, это моя страна!", - кричит Жадан в микрофон один из своих самых известных речитативов. Его слушает несколько сотен харьковских сторонников европейской интеграции, в том числе много молодежи. В какой-то момент группа демонстрантов начинает под музыку водить хоровод с украинскими флагами и флагами ЕС вокруг бронзового монумента.
"Люди, которые сюда выходят, понимают, что речь идет не о каких-то эфемерных, мифических европейских ценностях, под которыми каждый может понимать, что угодно, - говорит писатель после концерта. - Речь идет о том, что страна должна определиться с внешним курсом, страна вообще должна меняться".
Но почему же местный "евромайдан" очень далек по масштабам от киевского?
Для этого города даже такое количество демонстрантов – это очень много, отвечает Жадан, - и говорит, что нынешние времена напоминают ему харьковское демократическое движение конца 1980-х. Тогда народными депутатами СССР от Харькова были выбраны главный редактор "Огонька" Виталий Коротич и поэт Евгений Евтушенко.
"Мне кажется, харьковская ментальность – пограничная, - рассуждает Сергей Жадан. - Этот пограничный статус не случаен. Он действительно сказывается на поведении, на мировоззрении жителей. Вот эта транзитность, нахождение между разными точками".
"Вы говорите – город между Украиной и Россией? - продолжает писатель. - Я бы сказал – между Москвой, Крымом, Киевом и Кавказом. Да, конечно, это сказывается на поведении, на ментальности жителей".
Футбольный выбор
Жадан "любит Харьков, но очень не любит харьковскую власть", но у него есть по меньшей мере один общий аргумент с губернатором Михаилом Добкиным. Говоря о безусловной принадлежности Харькова Европе, они оба вспоминают о недавнем чемпионате Европы.
Добкин и Жадан соглашаются, что европейские болельщики чувствовали себя в Харькове как дома, и называют это свидетельством необратимости выбора Украины в пользу Европейского союза.
Впрочем в Харькове признаки европейского будущего повсюду соседствуют со свидетельствами близости совсем другого центра притяжения Украины. Даже над пятизвездочной гостиницей "Премьер-палас", построенной на главной площади Харькова к Евро-2012, рядом с голубым флагом ЕС развевается российский триколор.
Харьковчане иногда называют свой город "первой столицей", имея в виду, что до 1934 года он был столицей УССР, которая была создана в противовес Украинской Народной Республике, не желавшей тесных отношений с Советской Россией.
Вместе с тем, в течение 1920-х именно Харьков стал центром возрождения украинской культуры и искусства. Здесь работали многие поэты, писатели, режиссеры и художники репрессированного в сталинские годы поколения, известного как "расстрелянное возрождение".
С такой двойственностью – в истории, политике и географии – Харьков живет с момента своего основания.
В отличие от центра и запада Украины, большинство его жителей не поддерживают акции протеста в Киеве. Но считать Харьков форпостом российского влияния на Украине тоже нельзя.
У второго по величине города Украины всегда есть свое собственное мнение о происходящем. Однако пока он, видимо, предпочитает оставлять его при себе.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Но замечу, от пограничности выиграл не только Харьков, но и Белгород, до которого то всего 40 км.