К событиям в Украине

На модерации Отложенный

Что мы знаем об Украине? «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут», - классика, великий русский поэт Пушкин. «Реве та стогне Дніпр широкий, Сердитий вітер завива», - украинский фольклор. Совсем разные картины восприятия: виды извне и изнутри. Этим литературным сравнением я лишь хочу подчеркнуть несовпадение исторически сложившегося представления русских об украинцах как о безропотных тихих «малороссах», об Украине как о патриархальной российской провинции с представлением украинцев о собственной «самостийности», наполненным мятежной внутренней энергией.

Увы, но Россия до сегодняшнего дня никак не желает расстаться с образом, взлелеянным годами имперского сознания, несмотря на целый ряд событий, которые, казалось, должны были открыть глаза на истинное положение вещей.

Программа национальной независимости «Самостійна Україна» - автор Н.И. Михновский – была опубликована еще в 1900 году. С тех пор процесс самоидентификации украинского населения и поиск общего национального знаменателя не останавливался ни на минуту. Не углубляясь во времена теперь уже далекие, остановлюсь на фактах новейшей истории. Одним из подписантов «Беловежских соглашений» был первый президент Украины Л. Кравчук. И если Б. Ельцин подписал этот эпохальный документ вопреки мнению народа - в РСФСР за сохранение СССР на мартовском референдуме 1991 года проголосовали 71% избирателей, то президент Украины фактически согласовал свою подпись с украинцами. Напомню, что за неделю до «Беловежского сговора» состоялся Всеукраинский референдум, на котором более 90% избирателей поддержали «Акт провозглашения независимости Украины». То есть взаимоотношения украинского народа и украинской власти изначально складывались на основе легитимности. И в этом их коренное национальное отличие. В России первое лицо государства до сих пор окаймлено сакральным ореолом. И именно с этим связано и страстное желание подчиниться «единому лидеру» - хоть национальному, хоть оппозиционному, и сами понятия царизм, сталинизм, путинизм и пр., Украина рационально избирает власть не на пожизненное царствие, а по призыву на службу.

И легко расстается с так или иначе отслужившими президентами. Российская власть не уловила эту национальную особенность в 2004 году, когда пыталась играть на украинском поле по своим правилам, и потерпела по своим меркам унизительное поражение, породив первый «оранжевый майдан». А украинцам «оранжевый майдан» принес двусторонний положительный опыт. Во-первых, опыт не романтической, а вполне практической «самостийности»: опыт национального сплочения и общей народной воли в разговоре с властью. Во-вторых, сформировалось то самое отношение к избранному президенту не как к вождю, но как к исполнителю воли избирателей. Без последующих соплей разочарования в несостоявшихся надеждах. Увлекся избранник властью, затеял свою игру – «ГЕТЬ!» Был Ющенко - в следующем цикле попробуем Януковича. В этом и есть смысл демократии, когда народ в полном объеме несет ответственность за свой выбор. Теперь иск предъявлен Януковичу. Все его попытки вернуть страну в лоно репрессивной политики по российскому образцу кончились крахом, разбившись вдребезги при первой серьезной попытке насильно преодолеть волю народа. Ветераны украинского милицейского спецназа «Беркут» после ночного побоища призвали молодых коллег не забывать о своей принадлежности к украинскому обществу: «Власть обязательно сменится, а народ останется». Эта формула и определяет лейтмотив украинской сплоченности. Это та самая «духовная скрепа», которую тщетно ищет российская власть. Могло ли в дни белоленточного протеста случиться, чтобы московский метрополитен на целый час продлил свою работу? Да еще выделил дополнительные вагоны? А в Киеве именно так и было. Чем отличается российский протест от украинского? Когда наши протестанты кричат с трибуны «МЫ здесь власть!», они, замирая от собственной храбрости, выдают желаемое за действительное. А украинский «майдан» чувствует свою всамоделишную силу. Российский протест ждет вождей, превращая митинги в политические смотрины. И наскоро лепит их из того, что есть, оживленно обсуждая призрачное иностранное понятие «праймериз». Слепили Ельцина, смиренно получили от него Путина. Теперь вот лепят Навального. А процедуру низложения проштрафившихся кумиров так и не придумали. Украина этот инструмент изобрела – «майдан» до победы! И он, этот инструмент, работает пока безотказно. «Чуден Днепр при тихой погоде…» Но мало никому не покажется, когда «реве та стогне». Хай живе вільна та незалежна Україна! Живет, как ей хочется.