Геноцид цыган и Холокост:общие черты и различия
На модерации
Отложенный
Из газетных сообщений последних месяцев: «Жители болгарской деревни, возмущенные наглостью пришельцев, произвели самосуд над цыганским бароном».
ИЗ франции в Румынию депортировал цыганский табор».Власти Канады решили не заключать соглашение о безвизовом режиме с Чехией из опасения, чито в страну хлынут чешские цыгане".
Политкорректная, толерантная и либеральная Европа не дюбит цыган. Они, видите ли, не умеют и не хот\т работать, предпочитая заниматься попрошайничеством, воровством и проституцией, распространением наркотиков. Ведут асоциальный образ жизни. Плодят детей, не заботятся об их содержании и образовании.
Еще немного, и европейцы воскликнут: "Цыгвне – наше несчастье!»
А если, не приведи Господь, грянет острейший социально-политически-экономический кризис… Кто может поручиться, что гнев народных масс не обрушится на эту нацию "в лучшем случае дармоедов, от которых неизвестно как, но непременно надо избавиться.
Обратимся мысленно к событиям середины прошлого века. Как известно, в нацистской Германии, странах= сателлитах и на территориях оккупированных государств цыгане подвергались такому же геноциду, как евреи: оба народа были объявлены расово неполноценными паразитами.
Преследование цыган, было еще более последовательным, бескомпромиссным и,если можно это себе представить, более бесчеловечным, если только это можно себе себе представить.
Если говорить о расовой теории, то синти и рома, основные этнические группы цыган, согласно современным научным представлениям, суть выходцы из Северной Индии. Следовательно, арийцы уж никак не меньшие, чем немцы. Преследование евреев имело вполне конкретные практические цели и принесло ощутимые финансовые результаты: примерно три миллиарда долларов – так оценивается конфискоыванное имущество. Это больше, чем сумма займов, предоставленных в 1925 – 1929 гг. Германии США (заокеанских кредитов хватило на модернизауию германской промышленности_ А что было взять с нищих обитателей таборов?
Геноцид евреев геббельсовская пропаганда объсняла тем, что «все они враги Рейха и пособники английского империализма и русского большевизма. В отношении цыган этот тезис никак не работал. Так же как и утверждение, будто все кочевые цыгане преступники и тунеядцы: и в самой Германии,и на оккупированных советских территориях цыгане-колхозники, ремесленники, городские рабочие и представители творческих профессий уничтожались с той же неумолимой методичностью, что и таборные.
Не еврейских, а цыганских женщин и даже девочек нацисты подвергали стерилизации, притом самым варварским образом. Самые садистские эксперименты проводились над цыганами.
К 1933 г. из полумиллиона этнических евреев, живших в Германии, половина перешла в христианство и-или состояла в смешанных браках, в значительной степени или полностью утратив связь с еврейством, и ощущая себя немцами, стремясь ничем из массы не выделяться...
Известны случаи, когда молодым людям с еврейскими корнями цдавалось скрыть свое происхождение перед призывом в вермахт. Они избежали концлагерей, так как воевавшими в одном взводе одноклассники их не выдавали, да и офицеры закрывали глаза – был бы солдат хороший.Цыган, даже имевших боевые награды и дослужившихся до унтер-офицеров (были и такие) прямо с фронта отправляли в Аушвиц. Время от времени гитлеровцы использовали евреев как разменную монету в играх с англо-американскими союзниками ив качества «жеста добровой воли» вытпускали из лагерей смерти группу еврейских узников.
По отношению к цыганам таких поблажек не допускалось. Их судьба волновала западных гуманистов еще меньше, чем судьба собратьев по геноциду.
Шансы выжить у цыгана из Центральной и Восточной Европы было, пожалуй, еще меньше, чем у еврея. И народы, отличившиеся особым усердием в борьбе за звание «юденфрай», свободные от евреев, так же рьяно «очищались» от цыган. Уж простите за неполиткорректность, напомню факты: в Эстонии и Хорватии еврейское и цыганское население было уничтожено практически полностью.
Данные об общем количестве жертв геноцида цыган в годы Второй мировой войны разнятся от 250 тыс. до более чем 400 тыс.
Нельзя не сказать о том, что трагедия цыган, как и трагедия евреев, в СССР долгие годы по возможности замалчивалась. На мемориальных досках писали: «На этом месте фашистские оккупанты расстреляли столько советских граждан». Без указания национальности.И даже в югославском документальном фильме о концлагере Ясиновац была показана вполне понятная надпись на кириллице: «Здесь гитлеровские пособники убили 500 тысяч сербов, евреев и цыган», умудрились сопроводить дикторским текстом про убийство ЛЮДЕЙ. Просто людей, без опознавательных признаков.
Несколько забегая вперед скажу, что обвинения евреев в том, что они только себя считают жертвами геноцида по этническому принципу, проявляя равнодушие к чужим страданиям, - обычная антисемитская клевета. легко разоблачаемая. В ПЕРЕЧНЕ научных книг о геноциде цыган находим авторов с характерными фамилиями, типа Леви. В любимом миллионами художественном фильме «Цыган» по роману Анатолия Калинина» (1979 г) и сериале «Возвращение Будулая» (1985 г.), где проходит эта тема, в самых первых титрах, те.е ряду главных создателей, видим отнюдь не цыганские имена: Александр Исаакович Бланк, Радий Кушнерович, Эммануил Сегал.
Геноцид 1930-40 гг.оставил в душе цыганского народа такие же глубокие и незаживающие раны, как геноцид 1915 г. в душе армян и Холокост – в душе евреев. Цыганские писатели, кинематографисты, театральные деятели выразили свою боль и рассказали о трагедии своего народа всему человечеству?
Почему о Холокости сказано, написано, поставлено, снято на порядок больше? Почему ужас Холокоста оставил более глубокий след в исторической памяти европейцев, чем ужас геноцида цыган?
Причины очевидны. Во-первых, среди евреев гораздо больше литераторов, историков,режиссеров, операторов, да просто образованных людей, не только желающих, но и умеющих свои впечатления, свое восприятие, свое отношение к национальной Катастрофе в ярких образах, способных взволновать самую широкую интернациональную аудиторию.
Во-вторых, евреи до войны играли гораздо боле видную роль в хозяйственной, культурной, научной, общественно-политической жизни европейских стран, часто были тесно связаны семейными, деловыми и дружескими узами с представителями «коренных» национальностей, да, собственно, почти от них не отличались. Бесследное исчезновение доброго соседа, партнера по бизнесу, коллеги,виновного только в том, что он родился евреев, заставило многих и многих испытать острйший комплекс вины – как за соучастие в преступлении или за преступное бездействие.
Так, крупнейший немецкий философ Карл Ясперс, кстати, женатый на еврейке говорил о том, что ему стыдно остаться живым - перед погибшими еврейскими друзьями.
ЦЫГАНСКИЕ друзья, цыганская жена у немецкого профессора вряд ли могли появиться: совсем другая общественная сфера, другой круг,другая культурно-образовательная среда.Во всяком случае, мысль о том, что он разделяет вину и за убийство цыган, Ясперсу как-то не пришла. А если и подумал, то не сказал.
Далее,у цыган нет государства, создание которого стало ответом на Холокост, результатом его. Нет, как нет и влиятельных институций, ставящих главной своей задачей сохранение памяти о каждой жертве, неустанное (некоторые считают его назойливым) напоминание всему миру о том, что было, дабы предостеречь его от повторения.
Не будем говорить, что цыганского населения в Европе попросту меньше и оно простите, менее «на виду».
По мнению некоторых очень национально ориентированных наших соотечественников, как цыгане, так и особенно евреи проявляют черную неблагодарность по отношению к великому русскому народу, который спас их от полного уничтожения.
Лично я с трудом могу себе представить, при каких условиях Гитлеру удалось бы осуществить заветную цеь – сделать всю территорию СССР свободной от ненавистных «недочеловеков. Для этого пришлось бы занять Центрельную Россию, Поволжье, Урал, Казахстан, Западную Сибирь, Среднюю Азию, куда бежали или были эвакуированы оставшиеся в живых евреи и цыгане. Так кого же защищал русский народ – свое существование\. Свою независимость\. Свою государственность – или два нацменьшинства?
Великому Старшему брату, с его обостренной совестливостью и сопособностью сочувствовать, с присущей его имперскому самосознанию повышенной ответственностью за судьбу младших братьев, более пристало помнить не о том, что он все=таки не дал бандиту до смерти забить их, младших, а о том, как стало возможным избиение ПОЧТИ до смерти... Когда Красная Армия «от границ до самой Волги бросала чохом города (так писал Александр Твардовский, украинцы, белорусы, русские были оставлены на произвол судьбы, на милость захватчика, на унижение и рабство. Евреи и и цыгане были обречены на гибель. Возможно, многих удалось бы спасти, если бы будущих жертв просто предупредили о реальной опасности (гестаповцы были удивлены тем, как мало советские евреи были осведомлены о горестной судьбе своих соплеменников в оккупированной Польше, наверняка цыгане знали еще меньше). Возможно, смогли бы эвакуироваться еще тысячи евреев из крупных промышленных центров, если бы этому не препятствовали местные власти под демагогическим лозунгом: «Не создавайте паники, наш родной Киев (Харьков, Ростов) никогда не достанется врагу».Сын Михаила Шолохова рассказывал, что, когда семья писателя эвакуировалась из Вешенской, которую вот-вот могли занять немцы, надо было успеть занять места на последнем пароме через Дон. Мест для семьи еврейских беженцев уже не осталось. И тут Шолохов решил: «Пусть они переправятся перед нами, мы-то так-сяк, а им – верная крышка». Могу предположить, что если бы правительство СССР, убедившись в своей неспособности избавить от опасности возможных жертв геноцида, робратилось бы к русскому народу с призывом всемерно помочь евреям и цыганам, русские люди, с присущей им неизбывной добротой и отзывчивостью, не могли бы не откликнуться. увы Сталин, видимо, из соображений престижа государства, таких мер не предпринял.
В 11945 Г., когда американцы вошли в Западную Германию и обнаружили концлаги, генерал Эйзенхауэр, как рассказывают, приказал всем жителям ближних городов и деревень посетить фабрики смерти и убедиться в том, что творилось за колючей проволокой:
- Пусть они увидят своими глазами и не говорят, что не видели. Иначе через двадцать лет какой-нибудь сукин сын будет уверять, что он ничего не знал и что ничего этого не было.
Генерал хорошо знал природу человека…Комплекс вины, как всякое бремя, нести тяжело, быстро надоедает. И чем больше вина, тем сильнее стремление от этого чувства избавиться.
«Быть может, тот, кого считают невинной жертвой, сам не без греха? Быть может, того, кого считают преступником, не так уж виноват, а был спровоцирован так называемой жертвой? Понятное дело, эти якобы несчастныея овечки раздувают до фантастических размеров свои сомнительные страдания, чтобы все их жалели – и хорошо кормили.Нет, я не снимаю вины с волка, но сколько ж еще можно спекулировать на том, что он когда-то сгоряча по ошибке совсем не больно задрал какого-то паршивого ягненка?»
В отличие от Холокоста, геноцид цыган не отрицается и его масштабы, количество жертв, методы массовых убийств не подвергаются сомнению.
Цыгане противопоставляются евреям как хорошие» жертвы, т.е. не кричащие о своей трагедии, не проклинающие своих убийц и их пособников, не предъявляющие особых претензий, не требущие возмездия, - жертвам «плохим» - крикливым, мстительным, требовательным.
Впрочем, эта отдельная тема, которую я собираюсь коснуться в ближайшее время.
Комментарии
Не тронь дерьмо и не завоняет.
Автора этого плача с семьёй надо поселить по соседству с цыганским табором и лет через десять спросить про геноцид цыган.
Это неправда. Ассимилированных цыган не уничтожали (по крайней мере, в Германии). Также как и тех цыган, которые смогли доказать своё чистокровно цыганское происхождение. По сути, действовала система, противоположенная еврейской: чистых евреев убивали, а полукровок не трогали. Цыган - наоборот, полукровок убивали, а чистых не трогали (правда, доказать чистоту сложно было).
И к чему это и дальнейшее?
Даже Солженицин признаёт, что евреев эвакуировали в первую очередь ("Двести лет вместе").
Уж очень острый вопрос, чтобы тут играть в объективность или выдавать на гора непропечённые "я думаю".
а разве это не так ?