Кремль отказался от идеологии в пользу нацидеи

На модерации Отложенный

Руководство страны не намерено изменять Конституцию и отменять табу на государственную идеологию в России 

Кремль отказался от идеологии в пользу нацидеи

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова

В Кремле многочисленные предложения изменить Конституцию России и убрать из нее запрет на единую идеологию называют инициативами снизу. Ответственные лица говорят, что властью эти инициативы не поддерживаются. В настоящее время в администрации президента разрабатывается концепция по развитию патриотизма, а также идет поиск главной национальной идеи страны, которая сможет объединить россиян. 

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил «Известиям», что никаких изменений в Конституцию вноситься не будет.

— Конституцию менять президент не будет. А идеология Конституцией не предусмотрена, — подчеркнул Песков, подтвердив, что «поиски национальной идеи ведутся».

В администрации президента изданию сообщили, что насаждать какую-либо идеологию в России нет смысла, вместо идеологии необходимо найти национальную идею. По информации «Известий», пока национальную идею не нашли, но поиски ведутся.

— Когда найдем что-то гениальное, тогда это и будет национальной идеей, которая больше сплотит граждан России, — говорит собеседник «Известий».

Накануне президент России Владимир Путин заявил, что в стране нужно культивировать чувство патриотизма, чтобы сохранить национальную идентичность. 

— Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать чувство патриотизма, — сказал глава российского государства. — Без этого страна не будет существовать, она просто изнутри развалится. Как кусок сахара, намоченный водой, просто фук — и всё. Это чрезвычайно важная вещь. И наоборот, если кто-то хочет развалить страну, он должен с этого и начать, — сказал глава государства.

Ранее о необходимости изменить Конституцию заявил депутат Госдумы от ЕР Евгений Федоров. Законодателем даже был подготовлен предварительный проект поправок в Конституцию. Среди прочего предлагалось отменить п. 2 ст. 13 Конституции, который табуирует введение государственной идеологии.

В комментарии «Известиям» Федоров заявил, что его не смущают высказывания коллег из администрации президента и он намерен продолжить работу по разработке поправок в Конституцию. При этом Федоров сказал, что при сегодняшних нормах Основного закона Россия будет оставаться «государством на виселице».

— Без этих изменений Конституции невозможно никакое формирование национальной идеи. Мы должны убрать положения, в которых нормы международного права считаются частью нашей правовой системы, — сказал депутат. — А пункт 2 статьи 13 о запрете идеологии не дает нам сформировать свои национальные ценности, ценности наших предков, которые вырабатывались долгие века.

Только после изменения существующего Основного закона, считает единоросс, в России появятся условия для возникновения национальной идеи.

— Одним из направлений нацидеи должно стать формулирование концепции русской культурной нации. Она должна объединить народы страны, носителей русского языка и культуры. И тогда мы сможем вырабатывать и реализовывать новые идеи в области национального строительства и развития страны, — заверил Федоров.

Член Общественной палаты России Николай Сванидзе, который выступает с критикой идей Евгения Федорова по изменению Конституции, доволен решением властей не изменять Основной закон. 

— Все действия Федорова по продолжению лоббирования своих поправок я считаю его личной пиар-акцией и рекламой. Поэтому заниматься помощью в повышении его личной популярности не намерен, — сказал он. — Тогда как администрация президента высказала свое мнение.

Однако Сванидзе высказался достаточно скептически и по предложению администрации президента выработать национальную идею. По мнению общественного деятеля, нацидею невозможно сформулировать в отрыве от реальности искусственными методами.

— Мне кажется, все усилия по определению национальной идеи в России — это пустая трата денег и времени. Можно подать какую-то идею, можно ее куда-то записать, но это будет бутафория, которая не имеет никакого отношения к нашей жизни, — уверяет Сванидзе. — Многие страны веками замечательно живут без всяких нацидей. И если она появится в России, то только благодаря развитию всего общества.

Летом 2007 года нобелевский лауреат по литературе Александр Солженицын дал интервью немецкому журналу Spiegel. В нем писатель затронул тему национальной идеи и возможности ее появления в России. Тогда Солженицын заметил, что «термин «национальная идея» не имеет четкого научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее ее населением. Такое объединительное представление может оказаться и полезным, но оно никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильно».