– Тамара Петровна, вы бывали в Германии?
– Да, меня послали в ГДР на Дни советской культуры с фильмом «Крепостная актриса». Немцы встречали нас очень хорошо, сердечно. Меня поразило то, что они знали все мои фильмы. А я к тому времени уже снялась в таких картинах, как «Порожний рейс», «Коллеги», «Чистые пруды». Меня даже пригласили посетить Западный Берлин. Но так как эта поездка не было согласована с кем-то «наверху», то она и не состоялась. Зато я видела Швейцарию, и она показалась просто раем. А на студии DEFA мне предложили подписать контракт на участие в 4-серийный картине.
– Почему же вы не согласились?
– Как раз в то время Михаил Швейцер приступал к экранизации романа Катаева «Время, вперед!».
– Не могли отказать такому режиссеру?
– Да. В какой-то мере я считала себя обязанной Михаилу Абрамовичу. Он мой крестный отец в кино. Благодаря роли Катюши Масловой я из никому не известной студентки 4-го курса ВГИКА, которую трогательно опекал и сам Швейцер, и его жена и помощник Софья Милькина, стала по-настоящему популярной. И хотя немцы предлагали фантастические условия, я не могла допустить, чтобы Швейцер нервничал.
– После классики Льва Толстого непросто было играть отчаянную комсомолку?
– Непросто было играть после Швейцарии, которая, как и Германия, произвела на меня сильное впечатление. После ее чистенького и сытого благополучия я моталась по съемочной площадке, толкая перед собой тачку со щебнем, месила бетон, выполняла повышенные соцобязательства. В общем, строила коммунизм.
– Много немцев из ГДР училось в ваше время в ГИТИСе?
– Да, и на режиссерском, и на операторском факультетах. У нас были очень хорошие отношения. Вообще мы в то время замечательно жили. Сейчас принято ругать 1960–1980-е гг. Возможно, было много ошибок, но и была наша жизнь, молодость, любовь, творчество. Для меня это время – самое замечательное.
– Тамара Петровна, от вас просто веет позитивом. Многие в вашем возрасте жалуются на судьбу…
– Я всегда умела радоваться жизни. И всегда принимала свой возраст. Без каких-то там «Ах, морщины, ох, старею». Есть женщины, которые не умеют радоваться своему возрасту. Мне же он интересен.
– Хотите сказать, что в каждом периоде жизни есть свои прелести?
– Конечно. И их надо уметь замечать. А главное – радоваться им. Каждый возраст актрисы только расширяет диапазон ролей. Часто когда я сажусь гримироваться, гримеры начинают осматривать меня с преувеличенным вниманием, ищут на моем лице следы пластических операций. А я их никогда и не делала.
– Тамара Петровна, после «Воскресения» вас воспринимали только как Катюшу Маслову или режиссеры видели в вас и других героинь?
– В том-то и дело, что нет! Мне предлагали исключительно роли падших женщин. Но моя кинематографическая судьба сложилась счастливо. Я сыграла почти в 60 картинах, и мои роли были разноплановые.
– А сейчас вы востребованы?
– Сейчас я по большей части занята тем, что отбиваюсь от плохих сценариев.
– Неужели нет ничего стоящего?
– Почти все они «на грани». Мои партнеры обязательно или убийцы, или наркоманы, или и то и другое. Я же должна быть или воровкой, или бандершей. Поэтому и приходится отказываться.
– А если сценарий подойдет, вы согласитесь даже на эпизодическую роль?
– Безусловно. Я всегда стараюсь сыграть маленькие роли так, что бы они запомнились зрителю.
– Есть актрисы, которые ради семьи оставляют профессию, некоторые ради профессии не решаются иметь нормальную, семью, и только немногим счастливо удается сочетать семью и карьеру. К какой группе относитесь вы?
– К третьей. У меня семья, замечательный муж, с которым мы прожили прочти полвека. К сожалению, вот уже три года, как Володя ушел из жизни.
– Поженились еще студентами?
– Да, мы учились вместе. На первом курсе я его просто ненавидела. А на втором вышла за него замуж, и никогда об этом не пожалела.
– Тамара Петровна, артист может быть плохим? Когда я беседовала с Юрием Яковлевым, он сказал, что плохой актер – это уже не актер. Вы согласны?
– Я очень люблю Юрочку Яковлева и согласна с ним. Могут быть удачные или неудачные роли. Но если в человеке есть божья искра, то она обязательно проявится.
– Если нет этой искры – надо уходить из профессии?
– Думаю, что да.
– Среди ваших многочисленных ролей несколько выделяются особо. И среди них – роль в картине «Матерь человеческая».
– Да, за этот фильм мне даже прочили Ленинскую премию.Но не дали.
– А вообще в вашей жизни, наверное, было много и поклонников, и подарков?
– Подарков было много. Дарили и дачи, и машины.
– Видать, поклонники были не из простых граждан. Вы не отказывались?
– Очень трудно было отказаться, не испортив при этом отношений. Я поступала по-другому: принимала подарки, благодарила, а потом передаривала их.
– Мне кажется, что вы об этом не жалеете.
– Нет. Хотя я сейчас понимаю, что вела себя неправильно. Была бы состоятельной дамой. (Смеется.) Но я не смогла бы жить за счет, как теперь говорят, спонсоров. Вообще, когда дело касалось ухаживаний, они всегда приводили к отрицательному результату.
– Неужели не возникало романов на съемочных площадках?
– Еще как возникали! Все влюблялись. Но у меня была какая-то житейская мудрость.
И это в таком молодом возрасте! Я понимала, что романтические отношения – это, конечно, хорошо. Но как после этого смотреть в глаза мужу? Жене партнера? Поэтому я старалась объяснить своим поклонникам, что нам лучше остаться друзьями. И я рада, что мы оставались именно в таких отношениях. Я старалась дружить с влюбленными в меня мужчинами.
– Кстати, о партнерах. С кем вам было наиболее комфортно работать?
– Моими партнерами были Крючков и Шукшин, Матвеев и Баталов,Куравлев и Евстигнеев, Джигарханян. С такими актерами работать – одно удовольствие. Мне приятно, что и по сей день и Баталов, иДжигарханян очень тепло отзываются обо мне.
– Тамара Петровна, вы много помогали людям?
– Об этом нескромно говорить. Конечно, помогала. Помню, как ходила и долго добивалась квартиры для Марлена Хуциева. А мне помог получить квартиру Марк Бернес. Тоже долго хлопотал. Такая вот взаимовыручка.
– Анфиса из фильма «Вечный зов» – знаковая роль. Она что-то изменила в вашей судьбе?
– После роли Катюши Масловой я стала популярной, а «Вечный зов» принес мне, простите за пафос, всенародную любовь.
– Наверное, приходили мешки писем? Отвечали на них?
– Несмотря на отчаянную нехватку времени, сидела ночами, стараясь ответить на каждое письмо. Ведь они были написаны от души.
– Вы замечательно сыграли в сериале «Две судьбы». Хорошо относитесь к сериалам? «Вечный зов» – тоже, по сути, сериал, только тогда это называлось многосерийным фильмом.
– Мне очень нравится сериал «Две судьбы». Но только первая и вторая его части. Потом, когда уже пошли дети-внуки, фильм как будто что-то утратил, стало не так интересно. Кстати, все так полюбили мою тетю Дусю, что просили режиссера вернуть персонаж. Когда же мы сопоставили временные рамки, оказалось, что Дусе должно быть уже лет 150.
– Мне очень нравится ваша характерная роль в сериале «Участок». Там была такая звездная команда. Наверное, замечательно было работать?
– «Участок» снимался очень весело. Все актеры много импровизировали, старались привнести что-то свое. Если бы вы знали, сколько смешных сцен и эпизодов не вошли в фильм! Больше половины!
– Тамара Петровна, у вас очень красивый тембр голоса. Вас часто приглашали на озвучивание. Вашим голосом даже говорит легендарная Ани Жирардо.
– Кстати, именно Жирардо озвучивать было труднее всего. У нее очень сложная артикуляция. Зато Ани была очень довольна моей работой: «Что это за актриса? Да она просто сыграла за меня!»
– Тамара Петровна, а как вы относитесь к модной нынче антрепризе? Юрий Соломин сказал мне: «Антреприза – это лица. Узнаваемые лица». Ваше лицо очень узнаваемо. Приглашают?
– Да, таких предложений очень много. К сожалению, раньше по семейным обстоятельствам я не могла надолго уезжать из дома, а сейчас уже не всегда позволяет здоровье. Мои коллеги довольны антрепризой. Правда, колесить приходится – и по всей стране, и по дальнему и ближнему зарубежью.
– Вы, в отличие от многих ваших коллег, избежали невостребованности. Чем занимаетесь сейчас, кроме того, что отбиваетесь от плохих сценариев?
– Сейчас закончила сниматься в небольшом 8-серийном проекте. К тому же меня часто приглашают на разные мероприятия.
– Мероприятия корпоративные? Что-то типа юбилея РАО ЕС, где вы так удачно выступили?
– Ой, и не говорите! Меня пригласили на торжественное мероприятие, посвященное 10-летию РАО ЕС, сказав, что я – любимая актриса Чубайса. Всё было очень официально, на сцене полно академиков, лауреатов. Таких энергичных «парнишек» лет под 80. И среди них я – вся из себя красивая, платье до пола. И вот очередь дошла до меня. После того как Толя Чубайс вручил мне медаль и грамоту, я сказала, что прошу ответного слова. А это было строго запрещено по регламенту. Встала я в позу, сделала ручкой и томно сказала в микрофон: «Ах, у меня сегодня такая энергетика, така-а-а-а-я энергетика!» Зал и все эти долгоиграющие энергетики просто рухнули со смеху!
– Тамара Петровна, а что вы сами себе пожелали накануне юбилея?
– В первую очередь, конечно, здоровья, здоровья и еще раз здоровья. Еще я хочу оставаться такой же, как сейчас. Пусть со мной останется мой юмор, мое отношение к жизни, мои друзья и мои молодые коллеги, которые любят и понимают меня. А любовь – это в жизни главное.
25 октября у Тамары Петровны был юбилей.
Никогда бы не поверила....75 лет.
Солнечный человек, от неё веет добром, позитивом.
15 лет она ухаживала за парализованным мужем, 5 лет приходила в себя после его смерти...и не потеряла себя...
Умница, ролей ей интересных побольше, смеха, здоровья, счастья и удачи.
Я немного опоздала)))) ....
Комментарии