Третьей Кавказской войны России не выдержать
Начнутся ли в Дагестане боевые действия после Олимпиады
Что ждет Дагестан после Олимпийских игр? Можно с уверенностью сказать, что в последнее время этот вопрос в республике — самый обсуждаемый. Некоторые склоняются к версии, что будет широкомасштабная войсковая операция, другие считают, что лишь борьба с террором приобретет более жесткие формы, третьи придерживаются мнения, что хуже уже точно не будет.
Антикавказская истерия в федеральных СМИ, провалы в национальной политике, силовое решение многих вопросов, постоянные и безнаказанные провокации в отношении рядовых жителей северокавказских республик, отсутствие контроля над действиями правоохранительных структур — чем ближе Олимпиада, тем больше ситуация вокруг Кавказа усложняется. Это все у людей вызывает нервозность, страх, агрессию и порождает разного рода слухи о будущем региона.
Вопрос, волнующий дагестанское общество, наша газета адресовала экспертам, как местным, так и московским. Эти люди активно комментируют ситуацию в Дагестане, знают о республике не понаслышке. Возможно, их прогнозы помогут понять, чего на самом деле ждать дагестанцам.
Варвара Пархоменко,
исследователь Международной кризисной группы:
— В Дагестане в последнее время увеличилось количество спецопераций, различных профилактических мероприятий по выявлению членов незаконных вооруженных формирований. И эти действия, скорее всего, связаны именно с Олимпиадой. Но далеко не всегда действия силовиков можно назвать законными. Растет число жалоб на незаконные задержания, применение недозволенных методов допроса, фальсификацию доказательств. Есть множество фактов преследования родственников боевиков и пособников, дома некоторых из них взрывали весной и летом этого года. Новый президент республики упразднил комиссию по адаптации боевиков, заменив ее новым органом с неясным мандатом, практически лишив таким образом желающих возможности сдаться.
После нескольких лет относительной либерализации религиозной политики в республике в 2013 году вновь началось преследование умеренных салафитов. Практически все их социальные начинания — школы, кафе, медресе — были под давлением свернуты, некоторые умеренные лидеры покинули республику. Фактически снова происходит выталкивание их из легального поля. Все это приводит к росту радикальных настроений и в скором времени может обернуться еще большей дестабилизацией обстановки в республике.
Но можно ли говорить о широкомасштабной военной операции? Тут сложно однозначно ответить. Сегодня в Дагестане большое число силовиков — как своих, так и прикомандированных. В следующем году, вероятно, их количество не уменьшится, но, возможно, увеличится количество проводимых спецопераций.
Руслан Курбанов,
политолог, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН:
— Слухами о том, что будет после Олимпиады, живет сейчас весь Кавказ, а не только Дагестан. В принципе, многие ожидали, что Кремль проблему с вооруженным сопротивлением в Дагестане решит раз и навсегда до Олимпиады. Но что-то мешает властям решиться на данный шаг. Может, тут играет роль опасение ввергнуть регион в неуправляемый хаос. Или нежелание дестабилизации ситуации, когда в стране наблюдается резкий взлет межнациональной розни.
Третьей Кавказской войны России не выдержать — эту мысль высказывают многие эксперты. Повторение столь же масштабных военных действий, как в Чечне, страна не вынесет, потому что сейчас российское общество находится в очень болезненном возбужденном состоянии. Военные операции — это всегда нагрузка на бюджет.
Кроме того, Москва опасается ответных действий боевиков в других российских регионах по примеру тех, что были в период войны в Чечне: взрывов домов, терактов, может, захвата жизненно важных объектов. В общем, власти опасаются, что ситуация в стране может вообще выйти из-под контроля.
Подозреваю, что в Москве — и среди кремлевских чиновников, и в Думе, и в министерствах — сейчас царит непонимание, что делать с Кавказом.
С тех пор кремлевские чиновники, по меткому выражению оппозиционного публициста Леонида Радзиховского, «стараются помешивать в бурлящем кавказском котле так, чтобы кипящая масса не выплескивалась за край». То есть, чтобы все проблемы кавказских регионов оставались именно в пределах Кавказа и не выплескивались за его границы — в другие российские регионы.
Марина Ахмедова,
специальный корреспондент журнала «Русский репортер», автор книг о Северном Кавказе:
— Во время одной из моих последних командировок в Дагестан мне стала известна показательная история. Один «лесной», руководитель группы боевиков, вышел из леса и начал проходить процесс реабилитации. Вместе с собой он вывел 50 человек под гарантии, что их оставят в покое. Но спустя совсем недолгое время двух из них взяли, подвергли пыткам. Сейчас они находятся в СИЗО. Под пытками же они рассказали о тех эпизодах, связанных с продажей оружия, о которых не рассказывали в процессе реабилитации. Сейчас их за это собираются судить, как за новое преступление. Естественно, все остальные выведенные не стали ждать, когда придут за ними, и снова скрылись. Но теперь и в «лесу» на них поглядывают недоброжелательно. То есть была создана ситуация, при которой эти люди оказались между двух огней.
И это очень неприятная ситуация, потому что благополучного прецедента не случилось. И, видимо, она была создана намеренно, чтобы новых прецедентов возвращения к мирной жизни вообще не было. Вряд ли теперь «лесные» поверят общениям и захотят выйти.
Из этой истории я делаю вывод: никому не нужно, чтобы они оттуда выходили.
Кроме того, мы видим, как в Дагестане людей активных, жалующихся и несогласных очень быстро записывают в ряды ваххабитов. Значит, кому-то надо, чтобы в этих рядах было побольше людей. Ощущение, что многих насильно загоняют в эту «лесную» оппозицию.
Также мы видим, как все жестче происходит разделение ислама на плохой и хороший. Я, как человек, бывающий в республике наездами, вижу, что города становятся все более военизированными. Мне кажется, что ситуация опасна и может вылиться в войну.
Юлия Латынина,
журналист, автор нескольких книг о Дагестане и Северном Кавказе:
На мой взгляд, Дагестан сейчас находится в той стадии, когда операции должны быть не масштабными, а точечными. Скажем так, можно еще раз оккупировать село Гимры, но, согласитесь, от этого гимринцы не проникнутся большим уважением к властям.
Что российскому руководству вздумается в будущем, мне сложно сказать, но пока, как видим, точечные операции их устраивают.
Будут ли изменения в руководстве Дагестана, то есть снимут ли Абдулатипова? Ну, его только что назначили. А Владимир Путин не любит резких решений. Я не знаю, что Абдулатипову надо сделать такого, чтобы его так быстро уволили.
Олег Орлов,
председатель Совета правозащитного центра «Мемориал»:
— На мой взгляд, в целом по всей стране будет закручивание гаек и, соответственно, это на Дагестане сильно отразится. Будет ли военная операция, либо жесткие отдельные операции, как в Гимры, — трудно прогнозировать.
Разные варианты возможны, но однозначно стоит ждать ужесточения. Прежде всего, ужесточения в борьбе с бандподпольем. Также можно ждать ужесточения наказаний в отношении провинившихся чиновников. Например, мы не ожидали, что того же Саида Амирова арестуют. До Олимпийских игр, во всяком случае. И, возможно, подобные шаги в области коррупции будут.
Но в Дагестане сейчас наравне с декларируемой борьбой с коррупцией мы наблюдаем отказ от положительных шагов, которые были зачаты при предыдущем руководстве. Это я про нынешнее положение комиссии по адаптации, про сегодняшнее состояние диалога между суфиями и салафитами.
Юлия Юзик,
журналист, автор книг о Северном Кавказе:
— Полагаю, что сразу после февраля на Кавказе начнется переформатизация региона: думаю, уйдет Кадыров, возможно, Абдулатипов. Сама геополитическая структура кавказского региона может измениться.
Известно, что в Каспийском шельфе обнаружены огромные запасы углеводородов, и я считаю, что такая мощная дестабилизация в Дагестане связана с этим фактором напрямую. Проще говоря, республика так страдает сегодня потому, что является сферой интересов нескольких стран и нефтяных транснациональных компаний, которые хотят получить доступ к нефтяным и газовым ресурсам Каспия.
Кроме России, в регионе играют Англия, Израиль, Турция, США и Иран. Так что сразу после Олимпиады, я думаю, в Дагестане может начаться полноценная контртеррористическая операция с более активным участием Минобороны РФ.
Не исключено, что сразу после Олимпиады и кризиса в Дагестане произойдет смена политической элиты в самой России. И по аналогии с 1999 годом к власти придет новый силовик. Я думаю, что он будет ближе к армии, чем к ФСБ. Скорее всего, эта ситуация будет способствовать новому человеку, преемнику, который тоже захочет «маленькой и победоносной».
Мой друг, который покинул Дагестан и живет сейчас в одной арабской стране, — с ним я «сверяю часы» по Дагестану, — возвращаться пока не намерен: он уверен, что на пороге третья кавказская и она грянет в полную силу после Олимпиады.
Энвер Кисриев,
политолог, ведущий научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН:
К силовому способу решения имеющихся в республике проблем я лично плохо отношусь. Имею в виду бесцеремонные КТО, при которых люди оказываются практически под произволом. В этом плане я, откровенно говоря, удивлен политикой руководства, Москвы. Либо они ничего не понимают, либо в их задачи входят те самые планы, которых больше всего сейчас боятся в республике. Кажется, что вот эти силовые структуры просто вышли из-под контроля и диктуют политическому руководству свои цели.
А цели заключаются в потреблении финансовых средств.
Сама форма политической линии в отношении Дагестана, которую выбрал федеральный центр, мне кажется порочной. Это не спасет республику, не сделает ее лояльной, спокойной.
Максим Шевченко,
общественный деятель, главный редактор портала «Кавказская политика»:
Атмосфера вокруг Дагестана и внутри региона нагнетается искусственно. Вместо открытых решений власть идет по пути прямого давления. Оказывается давление на мусульман салафитского направления. Причем никого не интересует, поддерживают они террористов или нет. Как в 99 году, скажем, борода являлась поводом для силового наезда, для того чтобы Центр по борьбе с экстремизмом просто отрабатывал свои бюджеты, поддерживая в республике напряжение.
.........................................................................................................................
Третьей Кавказской войны России не выдержать.Как война отразится на целостности страны?Уже сейчас нагнетается атмосфера вокруг Дагестана.Звучат призывы к отделению республики от страны.
Политика Москвы в отношении Северного Кавказа вызывает лишь удивление.СМИ освещают только те события,в которых кавказцы фигурируют в негативном свете.
17 ноября в московском метро произошел инцидент, в результате которого серьезно пострадал молодой человек. На размещенном в интернете видеоролике хорошо видно, как двое пассажиров выстрелили в лицо своего визави после короткой словесной перепалки, после чего поспешили выйти из вагона метро на ближайшей остановке. Пострадавшим оказался 30-летний Хашим Латипов из Дагестана. Весьма показательной стала реакция других пассажиров вагона: ни один из них не подошел к пострадавшему, чтобы помочь, напротив, все бросились к противоположному выходу вагона.
Случай по большому счету для Москвы рядовой, если бы не одно обстоятельство — на следующий день ни интернет, ни телевидение не пестрили скандальными подробностями разборки в метро. Надо ли говорить о том, что, если бы Латипов нападал с оружием, об этом бы давно уже все знали. Более того, сейчас в газете «Комсомольская правда» и в социальных сетях всерьез с участием «экспертов» (почему-то безымянных) обсуждается версия о том, что Латипов пытался ограбить нападавших, а их действия были исключительно самообороной… На вопросы корреспондента «Нового Дела» о том, найдены ли стрелявшие в Латипова, лица которых отчетливо видны на видео, в московском ГУВД ответили просьбой отправить официальный письменный запрос.
Поступок дагестанских боксеров, спасших пассажиров из горящего трамвая в Хабаровске, остался незамеченным центральными СМИ, кроме федерального телеканала «Россия».
Зампред Московского союза студенческих землячеств Азамат Минцаев считает, что те, кто пытается посягнуть на целостность страны путем разжигания вражды между российскими народами, не представляют, чего добиваются: «Хотелось бы, чтобы люди понимали, что отделить одну или две кавказские республики не получится: мы сплоченнее, чем может показаться обывателю.
Неужели кто-то думает, что, после того как Кавказ «отойдет» ближе к Турции, Грузии, другие регионы останутся в стороне? Если вы думаете, что татары будут долго думать, то ошибаетесь! Как известно, сегодня Татарстан очень бурно развивается и гораздо успешней, чем многие другие регионы России. Самоидентификация у татар не слабее, чем у русских националистов. Да и тема с основным языком, периодически всплывающая в Татарстане, говорит о многом. Кстати, еще одна деталь, которая объединяет татар и кавказцев, — это тюркский язык, на котором говорят пять народов Кавказа. Помимо татар, якуты крайне недовольны тем, что все золото, алмазы республики уходят за границу и в Москву.
Моя мысль состоит в том, что, запустив необратимую реакцию, мы можем получить подожженный фитиль, затушить который уже не удастся, и все разлетится в разные стороны и больше никогда не соберется воедино».
Комментарии
То что сегодня творится - вина силовиков и чинуш. Московских и местных. Как и в ситуации с Чечней. Правда тогда специально к войне вели, сегодня - просто стригут бабло. Сегодня Москве война не нужна.
Ждать осталось не долго......
Но нетолько Кавказ отделится после этого от России.Скорее всего Россия вернется в пределы Московского княжества.
В центре - тоже не нать, посыпется Россия...
Кто тебе это сказал?!
Я среди них живу и часто езжу по региону....
НЕТ у нас такого и близко.
Время покажет.
А по сути - не так?! Пол Кавказа сослано, треть - погибли... Как думаете, дедушко - КАК к Сталину относятся ТУТ?!
Какой Сталин? Из могилы, что ли, встанет? И потом: что хорошего Сталин сделал на азербайджанцев? Земли исконные армянам передал, переселил азербайджанцев из Армении, азерб. язык на кириллицу перевёл, ни в чём неповинных людей загубил… О какой справедливости Сталина речь????
При царе гасили народами?!!! При Николае была элитная дивизия из кавказцев. И народы жили свободно.
Читайте не передовицу Правды...
3 декабря На северо-востоке Москвы неизвестные застрелили четверых рабочих
"Около 20:00 мск поступило сообщение об обнаружении 4 мужчин славянской внешности с огнестрельными ранениями в вагоне, находящемся в парке отстоя у станции Лось Московско-Ярославского направления
======================================================================
Войну необходимо предотвратить любым достойным способом, и даже не потому что Россия не выдержит, а потому что воевать всегда плохо, тем более внутри одной страны.Нет необходимости отделяться кому либо, есть необходимость договариваться, потому что так лучше для людей всегда, жить мирно в мирное время...Неужели это так трудно понять?Нужно меньше амбиций и меньше воровать-тогда будет больше добра.Для всех.
Комментарий удален модератором