Очередные откровения из Швеции

За последнее время мне довелось много читать самых разных текстов и высказываний. Обратила внимание, что очень много полемики везде. Народ очень активно и даже может чересчур активно обсуждает самые разнообразные темы. Стремление у всех одно, наверное, понять, как жить лучше, где жить лучше и что для этого надо сделать. Постараюсь оставить свои эмоции за спиной и порассуждать, что хорошо и что не очень.

Сразу могу сказать, что на русских сайтах бросается в глаза ожесточенность вплоть до хамоватости, с какой люди пытаются доказать свою правоту и безупречность собственного неповторимого высказывания. По шведским сайтам давно не ходила, но почти уверена, что там этого не так много, здесь все обычно более прилизано и выдержанно. Здесь народ все еще сытый и в большинстве своем всем довольный.

Но если разбираться по сути дела, а не по словам и эмоциям, то где все же больше реального дела и достижений? Это еще вопрос, если снять фантик с конфеты.

Мы, рожденные в СССР, помним, как о нас когда-то тоже заботилось государство, что у нас у каждого был определенный путь, у каждого свой, и на этот счет даже не возникало сомнений. У нас были примерно равные возможности: обязательная средняя школа, а потом по желанию и личным способностям: техникум, ПТУ, институт/университет, аспирантура, работа. У нас было бесплатное образование, медицина, гарантированная работа, недорогое и опять же гарантированное жилье, а дальше уже кто, как смог, чего сумел добиться. Примерно такую же систему, мне казалось, я нашла в Швеции после развала Союза. Поэтому у меня даже не было сомнений по поводу переезда сюда в 2000 году. Хотелось прежней стабильности, в первую очередь, для ребенка, после хаоса 90-х.

Первые десять лет в Швеции мне казалось, что именно здесь я нашла то благополучие, ту тихую гавань, которую мы утратили с развалом Союза, и о которой раньше даже и не задумывались. Принимали все как само собой разумеющееся. Мы жили в Союзе все-таки в благополучном мире, как многие, пусть даже скрепя сердце, констатируют сейчас. Я тоже могу констатировать, что жилось нам хорошо, и главное достойно. Главное, что у нас были гарантированные и выполняемые права, ну и безусловно, определенные обязанности, которые каждый тоже понимал и выполнял по мере своих сил и возможностей. Были и те, кто всегда были чем-то недовольны. Но, несмотря на этот тихий ропот недовольных, государство развивалось и богатело, вкладывая в своих граждан, в их культуру, в их будущее, а не в мошну отдельных более вертких проходимцев. Мы ходили в кино, театры, много читали, занимались спортом, мечтали, собирались компаниями, дурачились. Не было особо ничего лишнего, но повторяю, мы жили счастливо и достойно, была уверенность в завтрашнем дне.

Здесь, в Швеции, у меня примерно такое же восприятие было с самого начала, что я нашла ту безопасную страну, которая так сильно напоминала мне утраченную родину. Дочь моя получила западное образование, знает несколько языков, даже неизвестно, какой именно язык для нее теперь более родной: русский, шведский или английский. И сама я была уверена, что найду свое место под здешним солнцем… Но многое оказалось симулякром, или химерой, кому что понятнее. Мне вдруг захотелось подытожить накопленные наблюдения и поделиться с друзьями и соотечественниками.

Что человек не знает и не может знать, приезжая на Запад

  1.        Что так и останется инородным телом в этой, казалось бы стране-двойнике утраченной Родины. А ведь она на первый, непредвзятый взгляд, и вправду кажется совсем родной и абсолютно знакомой. Но это всего лишь заблуждение, поверьте опыту.
  2.        Что все не настолько благополучно, как это может показаться с самого начала, или как это стараются представить. Очень много скрытых язв, открытого обмана, предательства в самых разных формах, преступлений, жестокости, несуразности…
  3.       Что права привезенного сюда человека несколько отличаются от прав отдельных местных граждан. Не хочу обобщать насчет всех граждан. Многие являются заложниками существующего «порядка».
  4.        Что о защищенности приходится мечтать и самой прилагать постоянные невероятные усилия, чтобы она была в реальности, а не в написанных нормативных актах, агитках и невыполняемых законах.
  5.        Что любой закон власть предержащие могут вывернуть наизнанку, или вообще его игнорировать.
  6.        Что Запад все больше берет нехороших, отсталых традиций из мусульманского мира, хотя на словах говорится, что борется с косностью и дикостью этих людей. Что он все больше уходит в архаику, и все более открыто нарушает права своих простых граждан, идя на поводу у отморозков и наглецов, которых он побаивается.
  7.        Что большинство людей – бездушны, аморфны, стараются не видеть и не слышать то, что происходит вокруг них, чтобы не попасть в переделку. Их научили думать, что это «оптимизм», но на самом деле, это тривиальная трусость. Многие, однако, просто не задумываются над главными вопросами, потому что их не научили мыслить, и потому что они чисто интуитивно решили, что не задумываясь над проблемами, жить спокойнее.
  8.        Что имея образование, не факт, что ты получишь работу. И определяется ваше гипотетическое положение не тем, насколько ты хорош или плох в профессиональном плане, а личной лояльностью. Инакомыслие здесь не любят и жестоко карают.
  9.        Что мы, приезжие, являемся здесь людьми второго-третьего сорта, если вообще являемся людьми в их понимании. Скорее всего мы – необходимая составляющая для их благополучной жизни, то есть попросту обслуга, очередной «предмет роскоши». Об этом не говорят открыто, но подразумевают
  10.    Что показной человечности хватает лишь тогда, когда чувствуется запах денег. Когда этого запаха нет, вся она куда-то испаряется, как и не бывало. Проще говоря, это тот самый Капитализм, о котором так много говорилось в Союзе со школьной скамьи, но никто из нас его толком не знал. Здесь он только не в теории, а на практике, да еще и «с человеческим лицом», как любит ёрничать Сева Новгородцев на Би-Би-Си.
  11.    Что однажды выступив против здешнего Режима, ты превращаешься в местного изгоя, и тебя будут травить, пока совсем не угробят. Мягко, ненавязчиво, иезуитски неторопливо… лицемеря себе и окружающим, что это делается для вашей же пользы…
  12.    Чем больше в тебе «странноватой составляющей», натуральной или деланой – никого не волнует – тем больше к тебе «снисходительности». Ты перестаешь быть опасным вольнодумцем в их глазах. Иногда мне кажется, что более умные и хитрые, поняв это, очень ловко приспособились к такому тривиальному положению вещей и используют притворство/игру, как прием, уловку для своей комфортности. Здесь гораздо комфортнее «стать геем», чем высказать открыто нечто, что лежит на поверхности.
  13.    Здесь рано или поздно перестаешь верить людям, потому что знаешь, уже не раз пришлось убедиться, что тебя в любой момент могут предать, подставить или просто игнорировать. Что ты легко можешь оказаться в хитро расставленной ловушке. Хотя когда-то казалось, что шведы очень добродушные, искренние, обязательные и исполнительные люди. То есть большинство из них либо и вправду наивны, либо носят маски, надеваемые или снимаемые при надобности.