Сегодня тому назад. Гуадалканал.Тассафаронга!

Рейзо Танака. Победитель боя.

КРТ Миннеаполис через несколько часов после боя.

КРЛ Сант-Луис.Гонолулу-систер-шип.
Днём, 30 ноября Хэлси получил свежие данные авиаразведки и убедился-японцы не планировали ничего серьёзного. Эскадра Танаки насчитывала 8 эсминцев и не сзаслуживала столь серьёзног внимания. Однако отзывать корабли Райта было уже поздно. Да и как то несолидно.
Как не торопились американцы к месту предстоящего боя, они все же опоздали. Какого-то часа не хватило контр-адмиралу Райту, чтобы, миновав пролив Железное Дно, выйти к мысу Эсперанс и встретить противника на открытом водном пространстве, где не было бы укрытия от всевидящего ока радаров. Желание увеличить свои силы за счет еще двух находившихся в Тулаги эскадренных миноносцев еще более задержало американского адмирала — эсминцы «Лэмсон» и «Ларднер» пришли в точку рандеву с опозданием. После того, как в 22:23 они заняли место в конце кильватерной колонны, Райт приказал лечь на западный курс и двигаться в строю пеленга. Следуя полным ходом в западном направлении, с эсминцами на флангах, соединение начало поиск противника.
Авангардную группу соединения (в тот момент правый фланг) составляли эсминцы «Флетчер» (бреид-вымпел командира ТG 67.4 (он же командир «Флетчера») коммандера Уильяма Кола), «Перкинс», «Мори», «Дрейтон». Далее в порядке следования шли крейсера: «Миннеаполис» (флаг Райта), «Нью Орлеан», «Пенсакола», «Гонолулу» (флаг контр-адмирала Мэлона Тисдейла) и «Нортхэмптон». Замыкали построение левофланговые «Лэмсон» и «Ларднер».
Оценивая погоду, можно сказать, что она в большой мере благоприятствовала японской стороне. Весь вечер шел сильный дождь, тучи закрывали луну. В таких условиях японские корабли, продолжавшие быстро двигаться на юг, не смогли точно соблюсти место в строю. Когда дождь закончился и видимость увеличилась до 40 каб., Танака приказал снизить ход до 12 узлов и перестроиться. После перестроения японские корабли образовали кильватерную колонну, в которой один за другим шли 31, 15 и 24-й дивизионы. В момент, когда эсминцы снизили скорость, чтобы образовать новый ордер, над ними внезапно пролетели три американских разведывательных гидросамолета, но ни один из них не заметил врага. Около 23:00 отряд Танаки вошел с севера в пролив Железное Дно и начал приготовления к сбросу контейнеров. Одновременно не имевший контейнеров «Таканами» занял место на левом траверзе колонны. Противники продолжали быстро сближаться.
В 23:06 на экране радиолокатора крейсера «Миннеаполис» появился подозрительный импульс — цель на расстоянии 11 миль прямо по носу. Райт сразу же приказал повернуть вправо, и соединение снова пошло кильватерной колонной. Отвернув несколько влево, американские корабли легли на курс почти параллельный курсу кораблей Танаки.
Эсминцы американского авангарда, к тому времени также обнаружившие противника, начали готовиться к торпедной атаке. «Флетчер» шел головным и вел непрерывное радиолокационное наблюдение. К 23:16 цели находились от него слева по носу уже на расстоянии 35 каб. Командир TG 67.4 коммандер Кол запросил разрешение произвести торпедный залп. Райт в свою очередь уточнил, не велико ли расстояние для торпедной стрельбы. После получения ответа еще четыре минуты потребовалось американскому адмиралу, чтобы разрешить атаку.
Видимо, именно эта задержка стала для американцев роковой. Неосторожно сблизившись с противником, их корабли стали заметны ему невооруженным взглядом. В 23:12, еще до того, как «Флетчер» и «Миннеаполис» начали свои глубокомысленные переговоры, сигнальщики «Таканами» доложили об обнаружении «семи американских эсминцев», двигавшихся встречным курсом. Первой реакцией Танаки был немедленный отход после сброса контейнеров, но затем, более вдумчиво оценив обстановку, он приказал сблизиться и решительно атаковать. Лишь два замыкающих эсминца 24-го дивизиона получили в 23:16 приказ отделиться и сбросить контейнеры. Чуть позже от основных сил отделился флагманский «Наганами».
Получив разрешение на атаку, командир «Флетчера» немедленно передал его другим кораблям авангарда и в 23:21 произвел два пятиторпедных залпа. Однако к нему присоединился только шедший вторым «Перкинс», т.к. остальные просто не видели противника на фоне темного берега, а атаку по данным одной радиолокации считали бессмысленной. Сказался недостаток сплаванности и подготовки командиров. Крейсера, не меняя курса, открыли артиллерийский огонь почти одновременно с выпуском «Флетчером» последних торпед. Чуть позже к ним присоединились эсминцы.
Находившийся ближе всех к противнику «Таканами» был поражен уже первыми залпами. Он продолжал энергично маневрировать под шквалом огня, но тяжелые восьмидюймовые снаряды настигали его вновь и вновь. На боевых постах пали командир корабля капитан 2 ранга Масами Огура и командир дивизиона эсминцев капитан 2 ранга Тасио Симидзи. Спустя десять минут «Таканами» загорелся и потерял управление. Тем не менее ему удалось приковать к себе внимание практически всех артиллеристов противника. Доклады о потоплении все новых и новых японских эсминцев так и сыпались на голову растерявшегося от счастья Райта.

ЭМ типа Фубуки.
Дело в том, что не имея подсветки прожекторами, американские наводчики ориентировались исключительно по вспышкам выстрелов с вражеских кораблей, а никто из японцев кроме «Таканами» огня не открывал. Гидросамолеты сбросили осветительные бомбы только через четыре минуты после начала боя. К тому времени японский отряд имел уже настолько разомкнутое построение, что кроме «Таканами» других кораблей противника просто не было видно. Из остальных эсминцев в ходе этого этапа боя лишь «Наганами» получил одно попадание снаряда среднего калибра в дымовую трубу. Американский торпедный залп вообще не принес плодов, т.к. японцы обнаружили следы приближающихся «рыбин» и без труда уклонились от них.
Поскольку корабли противников продолжали двигаться встречно-параллельными курсами, после того, как они поравнялись друг с другом, дистанция вновь начала увеличиваться. В 23:25 американские эсминцы авангарда были вынуждены прекратить огонь, т.к. перестали видеть цель. В 23:27 Райт приказал им провести поиск японских транспортов в северном направлении после чего корабли Кола развили 25-узловую скорость и легли на курс 350°. Больше эти эсминцы в бою не участвовали.
По поводу американской стрельбы в сражении у Тассафаронги адмирал Танака после войны вспоминал следующее: «Противник раскрыл наши планы и передвижение и заранее поднял в воздух самолеты для освещения объектов, расположил свое соединение для артиллерийского боя и умело использовал преимущества первого залпа.
Однако его огонь был неточным, выносы по целику были особенно многочисленными, и можно предположить, что либо его артиллерийская подготовка не на высоте, либо освещение объектов осветительными снарядами не было достаточно эффективным». На основе вышеизложенного приходится согласиться с японским адмиралом по обоим пунктам.
Спустя семь минут после начала стрельбы Райт считал бой окончательно выигранным. Однако в этот момент ситуация изменилась до неузнаваемости. В 23:27 флагманский «Миннеаполис» содрогнулся от страшного взрыва — одновременно его поразило две торпеды. Так уже мертвые торпедисты «Таканами» смогли отплатить за свою гибель. Их залп, данный с пистолетной дистанции, имел поразительный успех. Первая торпеда попала в район башни № 1 и вызвала взрыв ее, а также находившихся в носовых цистернах запасов авиационного бензина. Оторванная часть повисла вертикально, волочась в воде.
Вторая торпеда взорвалась на уровне котельного отделения № 2. О силе взрыва говорит хотя бы то обстоятельство, что при падении вызванной им стены воды была затоплена навигационная рубка. Переборки, разделявшие котельные отделения, спустя несколько минут не выдержали давления воды, и вскоре все три котельные оказались затопленными. Машины крейсера встали, прекратилась подача энергии в башни. С момента торпедирования до этого события «Миннеаполис» дал еще одиннадцать залпов по врагу. Райт успел до полной потери электроэнергии связаться с «Гонолулу» и передать командование находившемуся на нем младшему флагману — контр-адмиралу Тисдейлу.
Спустя минуту после того, как на «Миннеаполисе» начали грохотать взрывы американцы получили новый удар. Крейсер «Нью Орлеан» как раз осуществлял поворот вправо, чтобы избежать столкновения с поврежденным флагманским кораблем, как получил попадание торпеды в носовую часть с левого борта. От взрыва торпеды сдетонировал боезапас двух погребов. Носовая часть оказалась оторванной до второй башни. Практически весь находившийся там личный состав погиб. Оторвавшуюся часть пронесло течением вдоль левого борта корабля. Наблюдавший это зрелище сигнальщик вначале доложил, что «только что мимо проплыл тонущий «Миннеаполис». Впоследствии же оставшийся экипаж не без доли «черного» юмора утверждал, что крейсер был единственным кораблем в мире, который таранил сам себя. Хотя «Нью Орлеан» лишился возможности управляться, он сумел сохранить пятиузловой ход и самостоятельно прибыть в Тулаги.
Однако самые страшные испытания для американцев были еще впереди. Именно в эти минуты Танака приказал своим командирам эсминцев, ориентируясь по взрывам на «Миннеаполисе» и «Нью Орлане», выпустить основную массу имевшихся торпед.
Первыми дали по полному залпу «Куросио» и «Оясио». Спустя минуту, в 23:30 по четыре торпеды выпустили «Кагеро» и «Макинами». Между 23:30 и 23:33 «Кавакадзе» дал девятиторпедный залп и в 23:32 еще восемь «рыб» выстрелил флагманский «Наганами». Лишь «Судзукадзе» не смог выполнить приказ Танаки, т.к. в этот момент был вынужден уклоняться от торпед «Флетчера». Этот эскадренный миноносец произвел восемь артиллерийских залпов, но не добившись попаданий прекратил огонь и отошел в северо-западном направлении, куда в соответствии с приказом должны были идти для сбора все японские корабли. Он оказался единственным японским эсминцем, не выпустившем торпед в этом бою.

ЭМ Наганами. Флагманский корабль адмирала Р.Танака.
Тем временем американское соединение полностью утратило свой боевой порядок и, по сути, перестало, являться эффективной боевой силой. Эсминцы авангарда были уже далеко, а уцелевшие крейсера разбрелись, пытаясь уклониться от предполагаемых торпед. Следуя в хвосте колонны, эсминцы «Лэмсон» и «Ларднер» оказались предоставлены самим себе. «Лэмсон « попытался идти за «Нортхэмптоном», производившим поворот вправо, но в это время он был обстрелян одним из поврежденных крейсеров. Поскольку перед боем Райт не удосужился сообщить на присоединившиеся корабли опознавательные сигналы TG 67.2, их командиры не могли даже сообщить, что «я — свой». После этого командир эсминца «Лэмсон» лейтенант-коммандер Филип Фитцджеральд мудро решил «убраться подальше из этого ада». То же самое произошло и с «Ларднером».
Огонь по противнику продолжали вести только крейсера. Шедший третьим в строю «Пенсакола» обогнул слева оба поврежденных крейсера (чем показал себя на фоне горящего «Миннеаполиса») и продолжал стрелять наугад, т.к. на нем не было радара. К 23:38 он успел выпустить около 120 снарядов главного калибра, когда мощный веер из более чем сорока японских торпед настиг и его. Попадания одного единственного «Лонг-Лэнса» в кормовой танк хватало, чтобы заставить замолчать три артиллерийские башни, затопить кормовое машинное отделение и вывести из строя всю внутрикорабельную связь. Но гораздо худшим по своим последствиям оказался сильнейший пожар. Не сумев с ним справиться, командир крейсера кэптен Френк Ло принял решение направиться в Тулаги. Каким-то чудом остальные торпеды не попали в поврежденные крейсера, а концевые «Гонолулу» и «Нортхэмптон» спаслись лишь тем, что заранее изменили свой курс с северо-западного на северо-восточный.
Несмотря на полученный урок, оставшиеся два крейсера не прекращали огонь по видневшимся то тут, то там японскими и американским эсминцам. Желая прикрыть отход своего отряда и подбитого «Таканами», Танака приказал командирам «Макинами» и «Кагеро», на которых еще оставались готовые к стрельбе торпеды, повторно атаковать противника. В ходе сближения с крейсерами врага, около 23:45 «Макинами» выпустил четыре торпеды, и в 23:52 его примеру последовал «Кагеро», однако результативным стал, по-видимому, лишь первый залп — в 23:48 два взрыва потрясли «Нортхэмптон». В левом борту корабля образовалась огромная пробоина, и загорелся мазут. Крейсер, пылающий, как гигантский факел, вышел из боя.

КРТ Нортгемптон. Затонул через 3 часа после боя.
К рассвету Норгемптон затонул. Погибло 58 челоек. Остальные крейсера американцы смогли дотащить до Тулаги и впоследствии отремонтировать. Сроки ремонта составили приблизительно 10 месяцев. Практически корабли строили заново.
Тассафаронга навсегда стала примером разгрома неизмеримо более сильного противника. На стороне Райта были все примущества-от количества и калибра орудийных стволов и количества торпедных аппаратов до наличия радара. Однако победил Танака, который превзошёл в этом коротком бою великого Нельсона.
Глоссарий.
КРТ-тяжёлый крейсер
КРЛ-лёгкий крейсер.
ЭМ-эскадренный миноносец.
Комментарии
да, стычка была разгромной для янки.
2 флота-на тот момент самых мощных схлестнулись. Штаты передавили канешна. НО-в тактике джапы как минимум не уступали до осени 43 года.
А если вспомнить операцию Се-1-то я бы сказал что и выигрывали. НО-только в тактике. Результаты сражения были для джапов катастрофическими.
http://maxpark.com/community/14/content/835843
Опять таки надо помнить, что по людским потерям война на ТО и близко не стояла рядом потерями на суше. Общие потери США в той войне-дай бог 100 тыс. Но материальные ресурсы были задействованы колоссальные.
Штаты построили самую крупную в мировой истории серию АВУ-Эссекс. 24 штуки-мультидержавный стандарт! Это превосходило в разы в разы флоты всего мира. 10 быстроходных линкоров. около 400 ЭМ, 120 штук конвойных авианосцев. Колоссальные ресурсы.
А янки-ну на порядок больше.
У японцев просто не хватало сил для ПЛО. Они неизмеримо уступали янки по кол-ву конвойных кораблей. да и просто по ЭМ уступали сильно. А янки и бриты строили дешёвые корветы. Много. Конвойные авианосцы-больше 120 штук.
У джапов не хватало ВСЕГО. НЕ только нефти. Не хватало верфей, не хватало стали.
Ну и по камикадзе-если не хватает лётчиков то их нада беречь, а не отправлять в самоубийственные атаки.
А кайтены-ЕМНИМС-на рейде потопили один танкер снабжения. И всё.
Гипотез-полно, но гипотезы -это дело такое-фантазии авторов, не более того-))
Считается достоверно установленным, что Инди грохнула обычная ПЛ обычными торпедами.
Мощные боцмана в амерском флоте.