Россия не признала своих сирот

На модерации Отложенный

Посольство РФ в Вашингтоне продержало у ворот наших детей-инвалидов, выросших в США

26 декабря в Вашингтоне несколько человек пришли к зданию российской дипмиссии, чтобы передать петицию для президента Путина с просьбой не принимать «антимагнитский» документ. Собравшиеся, среди которых была приехавшая в инвалидной коляске паралимпийская чемпионка Татьяна Макфадден, прождали 40 минут под проливным дождем, пока сотрудники дипмиссии попросту не вызвали полицию. Однако после один из дипломатов все-таки вышел, взял петицию и велел всем уходить, сообщает издание Public Post. «МК» выяснил предысторию появления петиции...

 
     
  фото: Геннадий Черкасов  

Инициатором петиции стал 21-летний студент Алекс Д'Джамус, который в 15 лет был усыновлен американской семьей. Свое обращение к Президенту РФ он завершил словами: «Владимир Владимирович, от имени тысяч детей в России и в Соединенных Штатах я призываю вас не подписывать этот закон».

Но, по словам Наргиз Асадовой, главного редактора издания Public Post, освещавшего пикет у российского посольства, основным ходатаем от усыновленных детей-инвалидов была именно Татьяна Макфадден.

«Все материалы, которые мы опубликовали, предоставила мать Татьяны — Дебора, — рассказывает «МК» Наргиз Асадова. — Большое количество подписавших петицию — это как раз американские родители тех детей, которые были усыновлены. По-моему, самого автора петиции не было на пикете, потому что все должна была передать Татьяна, видный представитель этого «комьюнити» и трехкратная паралимпийская чемпионка с тремя золотыми медалями. Именно ей поручили передать письмо. Это абсолютная правда, что российские дипломаты заставили ждать делегацию более получаса, об этом мне сообщали сами организаторы».

Пресса неоднократно писала о 23-летней паралимпийке, которая провела часть своего детства в детском доме Санкт-Петербурга. Она появилась на свет с недоразвитым спинным мозгом и парализованной нижней частью тела. Выжила девочка лишь чудом.

Приют был настолько беден, что нельзя было купить даже карандаши для детей, не говоря уж об инвалидной коляске. Первые шесть лет своей жизни Таня использовала руки вместо ног, чтобы передвигаться. В 1994 году американка Дебби Макфадден, работавшая в американском Минздраве комиссаром по делам инвалидов, побывала во время командировки в детдоме, где жила Татьяна. И решила забрать девочку в США — тогда впервые в жизни у нее появилось инвалидное кресло. В одном из интервью Татьяна отвечает на вопрос о том, как она себя чувствовала, когда приехала 18 лет назад в США: «О Боже, вы бы меня даже не узнали. Я была жутко костлявая, очень больная и анемичная. Если бы меня не удочерили, я, наверное, не выжила бы. Но после переезда в США мне сделали несколько операций, и жить стало гораздо легче».

Дебби записала приемную дочку в различные спортивные секции, Таня начала учиться плавать, она занималась стрельбой из лука, пинг-понгом, баскетболом. А по-настоящему влюбилась в гонки на инвалидных колясках. В Университете Иллинойса товарищи Татьяны по команде прозвали ее Зверь (Beast) — за ее силу. Сама она, впрочем, слыша свое прозвище, смеется. Сейчас Татьяна живет в американском штате Мэриленд, она призер трех последних Паралимпийских игр. В 2004 году в Афинах она завоевала «серебро» в женской стометровке и «бронзу» в забеге на 200 метров. На Паралимпиаде-2008 в Пекине Татьяна выиграла три серебряные медали — в гонках на 200, 400 и 800 метров среди женщин, а также «бронзу» в эстафете. А на Паралимпийских играх 2012 года в Лондоне Таня завоевала три золотые медали (на 400, 800 и 1500 метров).

Как подтвердили «МК» в московском корпункте компании СNN, Татьяна решила выступить на этом телеканале, однако подробности этой передачи пока неизвестны.

А вот история Алекса, автора петиции, собравшей около 7 тыс. подписей. Саша Шульчев родился с дефектом рук и ног, не мог ходить. Свое детство Алекс провел в интернате для детей-инвалидов в Нижнем Ломове Пензенской области.

В Нижнеломовском детском доме-интернате для детей с физическими недостатками прекрасно помнят бывшего воспитанника Сашу Шульчева.

«Сашу у нас называли просто президентом — президентом детского дома, — рассказала «МК» руководитель детдома Татьяна Перемышлина. — Он такой у нас умничка, такой открытый, доброжелательный и труженик необыкновенный. Представьте сами, родившись без ног, он и брейк-данс освоил, и в футбол играл — и это без всяких протезов! А уж теперь, когда ему в Америке сделали операцию и хорошие протезы, он вообще пошел в гору в буквальном смысле слова — поднялся на вершину Килиманджаро!».

По словам воспитателей, Саша в их детском доме провел большую часть своей жизни. Мальчик родился без ног и без двух пальцев на руках, и родители отказались от него еще в роддоме. «В 4 года Сашу из дома ребенка перевели в наш интернат, — вспоминает Татьяна Викторовна. — Он всегда активно высказывал свою позицию, проявлял себя. Саша великолепно пишет стихи, у нас вышла толстая книга его произведений».

— Все мое детство прошло без дома и без любви, которые дает семья, — пишет Александр в обращении к Путину. — Мои биологические родители оставили меня в роддоме из-за моих физических недостатков. В детском доме со мной жили около 100 детей, каждый из которых был инвалидом, оставленным родителями. Условия были не самыми лучшими. А главное, все мы выросли без родительской любви и ласки.

Как рассказывает «Голос Америки», в 2006 году Саша познакомился с американкой Наталией Шагинян-Нидэм, которая снимала в Ломове видео о детях-инвалидах, чтобы сделать телепрограмму об их бедственном положении. В программе в качестве ведущего участвовал актер Евгений Миронов, но в эфир она так и не вышла. Тем не менее Шагинян-Нидэм решила помочь Саше — по ее инициативе был организован сбор средств для отправки мальчика в США.

— Меня усыновили, и моя жизнь изменилась так, как я даже не мог себе представить, — пишет Путину Алекс. — Сейчас, как никогда раньше, я контролирую свою жизнь и свое будущее. В техасском госпитале Скоттиш райт мне сделали ампутацию ног, чтобы носить протезы. В первый раз за всю свою жизнь я смог ходить. Это коренным образом изменило мою жизнь...

Мальчик прошел через ампутацию деформированных конечностей, фантомные боли, страх и языковой барьер. И начал ходить. Хелен и Майкл Д'Джамус, которые предоставили Саше жилье на время лечения, стали его семьей. Парень научился даже кататься на лыжах. Этим летом он совершил восхождение на гору Килиманджаро. Сегодня Саша свободно говорит по-английски и учит французский.

— Сашка уже два раза прилетал в наш детский дом, он нас помнит и любит, — с гордостью рассказывает «МК» младший товарищ Шульчева, 16-летний Сережа. — Рассказывает, что приемных родителей и брата тоже любит, они у него классные. Учится там в университете, стипендию получает, кажется, хочет стать политиком. На лыжах научился кататься, по-английски круто говорит.

— А вы не завидуете Саше?

— Мы за него рады. И он нас не забывает, мы друзья. Вообще у нас многих усыновляют. Мы вообще за всех рады, и молимся за них. И еще, конечно, молимся, чтобы и нам так же повезло...

По поводу «антимагнитского» закона Алекс говорит, что он «просто отнимает у детей последнюю надежду на достойную жизнь и семью». На днях, 20 декабря, Саша создал страничку Voice of the Child (Голос ребенка) в ответ на принятие в России закона, запрещающего усыновление российских сирот американцами.

На вопрос «МК» о том, почему делегацию бывших сирот, среди которых были люди с российским паспортами, не пустили в посольство РФ, в департаменте информации и печати МИД РФ не ответили. Но, по словам сотрудников дипведомства, пока что «МИД выясняет обстоятельства».

Тем временем Госдеп США обнародовал письменное заявление, в котором выражено сожаление по поводу того, что Федеральное собрание пошло по пути разработки законодательства, запрещающего усыновление детей в России американцами. А Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) обратился к российским властям с просьбой учитывать интересы детей в своей законотворческой деятельности. Напомним, что обе палаты российского парламента уже одобрили документ. Однако дело остается за Президентом РФ, от подписи которого зависит судьба закона против усыновления.

 

материал: Игорь Субботин, Андрей Яшлавский, Светлана Плешакова