Крейсер Марсельеза. Горел неделю.
остатки ЛК Дюнкерк.
8 ноября 1942 года союзники высадились в Северной Африке и через несколько дней французские гарнизоны прекратили сопротивление. Сдались союзникам и все корабли, которые находились на атлантическом побережье Африки. В отместку Гитлер приказал оккупировать Южную Францию, хотя это и являлось нарушением условий перемирия 1940 года. На рассвете 27 ноября в Тулон вошли немецкие танки.
В этой военно-морской базе Франции в то время находилось около 80 боевых кораблей, причем самых современных и мощных, собранных со всего Средиземноморья — более половины тоннажа флота. Главная ударная сила—Флот Открытого Моря адмирала де Лаборда—состоял из флагманского Страсбург, тяжелых крейсеров Альжери, "Дюплэ" и "Кольбер", крейсеров "Марсельеза" и "Жан де Въен", 10 лидеров и 3 эсминцев. Командующий военно-морским округом Тулона вице-адмирал Маркус имел под своим началом линкор Прованс, гидроавианосец Коммандант Тест, два эсминца, 4 миноносца и 10 подлодок. Остальные корабли (поврежденный Дюнкерк, тяжелый крейсер "Фош", легкий "Ла Галиссоньер". 8 лидеров, 6 эсминцев и 10 подлодок) были разоружены по условиям перемирия и имели на борту только часть экипажа.

ЛК Страсбург. Иногда их причисляют к линейным крейсерам-АГК-330 мм. Для линкоров ВМВ уже мало.
Но Тулон был переполнен не только моряками. Огромная волна беженцев, подгоняемая немецкой армией, затопила город, мешая организовать оборону и создавая массу слухов, выбывавших панику. Армейские полки, подошедшие на помощь гарнизону базы, были решительно настроены против немцев, но военно-морское командование больше беспокоила возможность повторения Мерс-эль-Кебира со стороны союзников, которые ввели в Средиземное море мощные эскадры. В общем, решили подготовиться к обороне базы от всех и затопить корабли как при угрозе их захвата немцами, так и союзниками.
Одновременно в Тулон входили две немецкие танковые колонны—одна с запада, другая с востока. Первая имела задачу захватить главные верфи и причалы базы, где стояли самые крупные корабли, другая—командный пост коменданта округа и верфь Муриллон. Адмирал де Лаборд находился на своем флагмане, когда в 05.20 пришло сообщение, что верфь Муриллон уже захвачена, Спустя пять минут немецкие танки взорвали северные ворота базы. Адмирал де Лаборд сразу же отдал по радио общий приказ по флоту о немедленном затоплении. Радисты повторяли его непрерывно, а сигнальщики подняли на фалах флаги: "Топитесь! Топитесь! Топитесь!"
Было еще темно и немецкие танки заблудились в лабиринтах складов и доков огромной базы. Только около 6 часов один из них появился у пирсов Милход, где были ошвартованы Страсбург и три крейсера. Флагман уже отошел от стенки, экипаж готовился оставить корабль. Пытаясь хоть что-нибудь сделать, командир танка приказал выстрелить из пушки по линкору (немцы уверяли, что выстрел произошёл случайно). Снаряд попал в одну из 130-мм башен, убив офицера и ранив нескольких матросов, устанавливавших подрывные заряды у орудий. Тотчас зенитные автоматы открыли ответный огонь, но адмирал приказал его прекратить.
Было ещё темно. Немецкий пехотинец подошел к краю пристани и крикнул на Страсбург: "Адмирал, мой командир говорит, что вы должны сдать ваш корабль неповрежденным".
Де Лаборд крикнул в ответ: "Он уже затоплен".
На берегу последовала дискуссия на немецком языке и снова раздался голос:
"Адмирал! Мой командир передаёт вам своё глубочайшее уважение",
Тем временем командир корабля, убедившись, что кингстоны в машинных отделениях открыты и в нижних палубах не осталось людей, подал сиреной сигнал к исполнению. Тотчас Страсбург опоясали взрывы — одно за другим взрывались орудия. Внутренние взрывы вызвали вспучивание обшивки и образовавшиеся между её листами щели и разрывы ускорили поступление воды в огромный корпус. Вскоре корабль сел на дно гавани на ровном киле, на 2 метра погрузившись в ил. Верхняя палуба оказалась в 4 метрах под водой. Вокруг из разорванных цистерн разлилась нефть.
На тяжелом крейсере Альжери, флагманском корабле вице-адмирала Лакруа, была взорвана кормовая башня. Альжери горел двое суток, а севший рядом на дно с 30-градусным креном крейсер "Марсельеза" горел более недели. Ближайший к Страсбург крейсер "Кольбер" начал взрываться, когда у его борта столкнулись две толпы бежавших с него французов и пытавшихся забраться на борт немцев.
Подсвист летящих отовсюду осколков люди заметались в поисках защиты, освещаемые ярким пламенем, подожженного на катапульте самолета. На борт тяжелого крейсера "Дюплэ", ошвартованного в бассейне Миссиесси, немцы взобраться успели. Но тут же начались взрывы и корабль затонул с большим креном, а затем был совершенно разрушен взрывом погребов в 08.30. Не повезло им и с линкором Прованс, хотя тот дольше других не приступал к затоплению, поскольку получил с захваченного немцами штаба коменданта базы телефонограмму: "Получен приказ мсье Лаваля (премьер-министр Вишистского правительства — авт.), что инцидент исчерпан". Когда поняли, что это провокация, экипаж сделал всё возможное, чтобы корабль не достался врагу. Максимум, что смогли сделать немцы, успевшие подняться на уходящую из под ног накренившуюся палубу, это объявить военнопленными офицеров Прованс и чинов штаба во главе с командующим дивизионом контр-адмиралом Марселем Жарри.

КРТ Альжери.
Стоявший в доке и почти не имевший экипажа Дюнкерк затопить было сложнее. На корабле открыли всё, что только могло впустить в корпус воду, а затем открыли ворота дока. Но док было осушить проще, чем поднять корабль, лежащий на дне. Поэтому на Дюнкерк уничтожалось всё, что могло представлять интерес: подрывались орудия, турбины, дальномеры, радиооборудование и оптические приборы, посты управления и целые надстройки. Больше этот корабль никогда не плавал.
18 июня 1940 года в Бордо командующий французским флотом адмирал Дарлан, его помощник адмирал Офан и ряд других высших морских офицеров дали слово представителям британского флота, что никогда не допустят захвата французских кораблей немцами. Они выполнили своё обещание, затопив в Тулоне 77 наиболее современных и мощных кораблей: 3 линкора (Страсбург, Прованс, Дюнкерк), 7 крейсеров, 32 эсминца всех классов, 16 подводных лодок, гидроавиатранспорт Коммандант Тест, 18 сторожевых и более мелких судов.

Разрушенный французский линкор «Страсбург» (Strasbourg) в Тулоне. Рядом с линкором на боку лежит легкий крейсер «Ла Галиссоньер» (La Gallissoniere).
Линкор «Страсбург» вступил в строй 6 апреля 1939 года. С началом Второй мировой войны корабль с октября 1939 года в составе «Соединения X» совместно с британским флотом участвовал в охоте за немецким «карманным» линкором «Адмирал граф Шпее». Затем до самой капитуляции Франции он сопровождал французские конвои. После капитуляции Франции в ходе операции «Катапульта» корабль не пострадал и прорвался из Мерс-Эль-Кебира в Тулон. Утром 27 декабря 1942 года «Страсбург» был взорван своей командой и затоплен рядом с причальной стенкой при угрозе захвата Тулона немецкими войсками. В дальнейшем он был поднят 17 июля 1943 года итальянцами, которые с него сняли катапульту, разобрали на металлолом надстройку и сняли броню с одной из башен главного калибра. Во избежание бомбардировок поднятый «Страсбург» был переведен в бухту Лазара. 18 августа 1944 года перед высадкой союзников в Тулоне 36 американских самолетов Б-25 сбросили на «Страсбург» и находившийся рядом с ним «Ла Галиссоньер» 44 454-кг бомбы общего назначения и 108 454-кг полубронебойных. В «Страсбург» попали 7 бомб и он сел на грунт. В 1946 году корабль был поднят, но из-за больших разрушений не восстанавливался. Корпус использовался для опытов с подводными взрывами, а 27 мая 1955 года его останки были проданы на слом.
Последствия
Операция «Лила» была провалена: Германии французский флот не достался. Потеря флота для режима Виши означала потерю как последнего символа своей власти, так и доверия со стороны Германии. Тем самым, несмотря на неудачу «Лилы», в рамках всей операции «Антон» захват Тулона прошёл успешно.
Генерал де Голль резко критиковал адмиралов Виши за то, что те не отдали приказ флоту прорываться в Алжир.
Большая часть крейсеров была поднята со дна итальянцами для ремонта и на металлолом.
Топливо, разлившееся в гавани Тулона, настолько загрязнило море, что ещё два года после затопления флота плавать в гавани было невозможно.
Комментарии
Но это последствия игры в футбол на фронте во время "странной войны".
+
Остальные события только последствия этого решения англов.
Бриты стояли на грани краха.
У немцев был десантный флот?
Одной авиацией ничего не завоюешь.
ну вот и.................
.
Война - продолжение политики иными средствами.
.
Для реализации политики сокрушения России (СССР) с выходом англосаксов на Хартленд, требовалась сильная Германия.
Её создали, укрепив её военный потенциал ресурсами Франции.
.
США и Британия должны сокрушить Германию, когда та захватит Хартленд.
.
Германия на Хартленде англосаксам, ну, совершенно не нужна. Для этого требовались английские дивизии.
То есть, тактически Францией жертвовали, втягивая Германию в ловушку - в войну с Россией.
При этом, скорее всего, Гитлеру пообещали мир. Но лоха провели, как осла.
.
2 "Колоссальные потери" ... надо считать от общего тоннажа грузовиков. Вполне возможно, что "колоссальные потери" составляют несколько процентов.
Всё остальное-ещё раз сори. но бред сивой кобылы. Я вас не узнаю.
Создали сильную Германию что бы она бомбила Лондон? Сильная Германия для того, чтобы потом отрывать от себя и посылать в СССР?
Не вполне возможно. Потери торгового тоннажа 40-41 годов вы легко найдёте в тырнете.
Вас куда занесло-даже не знаю что сказать.
.
Объясните, пожалуйста, факт странной войны?
Самый главный факт-она была-)) Именно странная. В результате чего последовал военный разгром Франции.
.
А это только один из целого ряда фактов.
Стал быть, в упор не видите процесса, растянувшегося на почти десятилетие.
НО-все процессы излагать.....
Краем процессы описаны у Исмаилова-Самоубийство Британской империи.
http://www.igstab.ru/materials/Ismailov/Ism_Suicide.htm
Вслед за Лиддел Гартом стоит утверждать, что Британия сама создала Гитлера - как последнюю возможность выиграть у США. Не стоит, правда, вкладывать в это утверждение этического содержания. -))
Многое написано. НО-важен конечный результат!!!
Рейнская область - сдана.
Саар - сдан.
Австрия - сдана.
Новейшие технологии оборудование - переданы Штатами (мессер без этого не сделать)..
Чехословакия (заводы Шкода - 2-й арсенал Европы) - сдана
Польша - сдана.
.
Франция - сдана (известно, что Канарис работал на Англию, скорее всего, был в курсе плана Гельб, план передан англичанам, "странная война" - французов "попросили" подождать пока вермахт не подготовиться к удару), серия "ошибок" франко-англичан.
.
Результат: процессов: Германия накачана ресурсами (одних военных грузовиков несколько миллионов, тысячи танков, пушек, гаубиц) и передовыми технологиями.
Под контролем Германии практически вся промышленность Европы.
.
Кто это мог сделать? - По академику Фурсову это сделали структуры "управления и согласования".
У этих структур даже Черчиль ходил в марионетках.
.
Барон, иначе эти события объясняются мистическими причинами:
- гениальностью фюрера;
- коварством фюрера;
- гениальностью генералов;
...
Но сами посмотрите на цепь "вех", предшествующих нападению на СССР.
Поздравляю!
И затопить тоже. Осада Севастополя в Крымскую войну.
Во избежание попадания флота в немецкие руки Советское правительство отдало приказ о переводе флота в Новороссийск...
Немцами было выдвинуто требование о переводе кораблей из Новороссийска в Севастополь.
Не имея возможности противостоять немецкому наступлению, но не желая позорной сдачи кораблей Германии Советское правительство предложило затопить корабли.
А ТЕПЕРЬ ВНИМАТЕЛЬНО...
Однако экипажи части кораблей во главе с линкором «Воля», решили сдать корабли немцам и 17 июня вышли из Новороссийска в Севастополь.
Организовал сдачу в плен - контрадмирал Тихменев.
Адмирал имеет куда как более высокие шансы погибнуть в бою, чем сухопутный генрал...
И если корабль топится, матросня с орудиями списывается на берег - то с адмирала и взятки гладки - типа флот героически самоутоп, а матросы на фронт пошли под командование генералов - с них, типа, и справшивайте...
1. решение о возврате в Севастополь я бы отнес не к "решению адмиралов о сдаче", а к очередному всплеску демократии с решением судового комитета.
2. Начал бы я не с Тихменева (кстати, не адмирала, а кап-один), а с адмирала Саблина, отказавшегося топить флот.
3. В полном смысле - сдачи флота немцам не было, немцы вели разговор о интернировании флота, это юридически несколько другая штука.
4. Захват корабля произведен как раз "союзниками" - в конце 18го под английским флагом корабль ушел в Измир. Потом его "вернули" белым.
5. Сама передача в Крыму произошла не в руки собственно немцев (армии и флота) а (как я понял) - под формальное управление оккупационной администрации. О попытках "переслать" флот в Германию я не слышал.
Помимо всего прочего - от себя. Сдача флота - формально - позор для него (везде и всегда). За то Небогатов и осужден был. Но мне не нравятся и громкие заявления на тему "лучше уж погибнуть в безнадежных атаках", мелькнувшие и в этом обсуждении. Обычно такие предложения идут от людей, которые сами в такой ситуации не были. Я думаю, лучше уж интернироваться или топиться.
"Вопрос разрешился царской телеграммой, полученной поздно вечером: «Ввиду необходимости исправить повреждения, разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай».
Так что судить его было не за что. Была бы такая телеграмма у Небогатова...
Хотя на пенсию Энквиста отправили быстро. И наград не получил, даже на фоне сдачи и гибели остальной эскадры.