Власть имитирует борьбу с нелегальной миграцией и только обостряет ситуацию

На модерации Отложенный

Чиновники выдвинули очередную инициативу, направленную на исправлении ситуации с ростом числа мигрантов. В Госдуму правительством внесены поправки к Трудовому кодексу, согласно которым каждый мигрант при устройстве на работу должен будет иметь медицинский полис и регистрацию по месту жительства. Как считают многие эксперты, такая мера не позволит решить проблему нелегальной миграции.

После событий в Пугачеве и столичном районе Бирюлево представители власти чуть не каждую неделю выходят с новыми инициативами, которые, по их мнении, должны показать обществу, что государство озабочено проблемой. Так, депутаты от «Единой России» предложили сократить срок пребывания иностранцев с 90 до 45 дней. Минтруд сократил рабочие квоты на следующий год на 6,5% (с 1,745 млн. до 1,63 млн.). На очереди – идея заставить мигрантов приобретать за свой счет медстраховку.

Очевидно, что все эти инициативы не затрагивают экономическую основу роста миграции. Предпринимателям как было выгодно использовать дешевую рабочую силу, так будет выгодно и в дальнейшем. Если в Японии работодатель ставится в такие условия, что ему проще нанять коренного жителя, то у нас все тяготы ужесточений ложатся на плечи самих мигрантов. Но в Средней Азии многие вынуждены работать буквально за еду, и потому люди готовы преодолевать любые препоны, чтобы что-то заработать в России. Хотя, возможно, введение новых правил и окажет эффект на доверчивых зрителей гостелеканалов. Мол, правительство правильно рассудило, что не надо оплачивать лечение мигрантов, а они должны платить за себя сами. На практике это скорее обернется ростом заболеваний среди приезжих, которые, между прочим, ходят по улицам и ездят в транспорте.

Правда, как говорит кандидат юридических наук, защитник прав узбекских мигрантов Юлдуз Атаниязова, в нынешних условиях бороться с ростом миграционных потоков можно только постепенно, а потому ужесточение правил их пребывания в стране могут сыграть свою положительную роль:

– Если мы хотим урегулировать миграционные потоки, то должны вводить их в русло закона. Я лично не вижу ничего плохого в том, что человек, который хочет работать, должен иметь место жительства и медстраховку. Другое дело, что работодатель мог бы взять на себя хотя бы одну из этих обязанностей. Дать ему страховку и обеспечить жильем. Если фирма не может предоставить последнее, то это должен сделать сам мигрант. Хотя сейчас в законе и так это прописано: в течение семи дней с момента приезда в страну человек должен получить регистрацию. Не знаю, зачем это порписывать в законах еще раз.

«СП»: – У нас большое число нелегалов.

– Новые правила и направлены как раз на то, чтобы нелегалы не смогли устроиться на работу. Считаю эти меры правильными.

Получить документы можно. Медицинская страховка стоит около 15-20 тысяч рублей в год. Это дает возможность мигранту обезопасить себя, в случае болезни сходить в поликлинику и бесплатно получить справку.

Правда, у нас есть проблема с регистрацией. Есть так называемые коммерческие гостиницы для мигрантов. Снимая там койку, человек может зарегистрироваться. Но там не очень хотят видеть мигрантов с неславянской внешностью. Хотя практика показала, что коммерческие общежития приносят неплохую прибыль. Бизнес, заинтересованный в привлечении мигрантов, мог бы участвовать в строительстве таких гостиниц. Там же можно было устраивать ярмарки вакансий. Мигранты стали бы доступны для проверок миграционной службы. И работодатель бы получал труженика, который имеет вид на легальное проживание, и сам платит за него.

Но все знают, что у нас свыше 70% мигрантов работают нелегально. Причем, проблема «серых» зарплат в конвертах актуальна не только для них, но и для коренных жителей. У нас государство не знает, где же работают около 40 миллионов россиян. Поэтому мы можем говорить о легализации мигрантов только как об очень удаленной перспективе.

«СП»: – Мигрант платит за дорогу, регистрацию, медстраховку, а зарплату он получает ниже, чем коренной житель. Тем не менее, мигрантов в стране очень много.

– Поэтому сейчас и вводят новые нормы. Если мигрант хочет работать, то он должен выполнять все законы, получить регистрацию и медстраховку. Эти правила надо выполнять, а не платить взятки различным проверяющим структурам. Тем более что к проверкам подключили и народных дружинников, а скоро и какие-нибудь казачьи войска подключатся.

«СП»: – Законы приняты уже давно, но они не работают.

– Законы не работают. Но постепенно надо менять ситуацию. Новые правила только повторяют старые правовые нормы. Видимо, у депутатов «законотворческий зуд», и они пишут новые правила, когда есть старые. Хотя было бы правильнее усилить контроль за соблюдением принятых законов. Идет, к примеру, по улице мигрант. Его остановила полиция и выяснила, что у него нет необходимых документов. Надо его спросить, где он работает, а потом наказать работодателя за привлечение нелегалов. Сегодня штраф за одного такого работника составляет от 250 тысяч до миллиона рублей. В следующий раз работодатель не будет брать нелегалов. А сам мигрант лишний раз подумает, стоит ли ему ехать в России или лучше остаться на родине.

Председатель Профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов обращает внимание на то, что с проблемой нелегальной миграции государство может справиться очень быстро. Как говорится, было бы желание.

– Наш профсоюз делал интересный расчет, который показал, что работодатель, привлекающий мигрантов, получает конкурентные преимущества по сравнению с тем, что нанимает только россиян.

Ведь за граждан РФ надо платить в Пенсионный фон, в Фонд социального страхования и в Фонд обязательного медицинского страхования. Это составляет 34% от зарплаты. Если взять фирму, где работает всего 15 каменщиков с зарплатой в 16 тысяч рублей, то годовая экономия от замены россиян мигрантами составит почти миллион рублей. Причем это всё легально, без нарушения законов.

Недавно приняли закон, обязывающий платить работодателя в Пенсионный фонд. Но нормальных договоров между нашим Пенсионным фондом и фондами Таджикистана, Узбекистана нет. Хотя не плохо, если эти деньги пойдут на покрытие дефицита российского бюджета. Но медстраховку и соцстрахование работодатель по-прежнему не платит, взваливая это на плечи самих мигрантов. А одно разрешение на работу стоит до 40 тысяч. Теперь к этой сумме добавится и медстраховка. Не стоит забывать, что все российские граждане, включая олигархов, платят подоходный налог 13%, а мигранты – 30%.

«СП»: – То есть, ограничить число мигрантов хотят тем, чтобы сделать жизнь мигрантов невыносимой.

– Мигрантов государство выталкивает в нелегальное поле. Мало того, что разрешение на работу стоит дорогу, так его просто невозможно получить. В Москве при полутора миллионах мигрантов может быть оформлено только 150 тысяч разрешений, в следующем году хотят сократить это число до 104 тысяч. Таким способом можно сократить только число людей, платящих налоги.

«СП»: – Получается, что нелегалом быть проще.

– Не проще, но экономически выгоднее. Если, конечно, вынесет кривая судьбы, если полиция не задержит, не депортируют, работодатель не обманет. Тогда не надо тратиться на дорогие легальные документы, не надо платить налоги. Но это жизнь как на минном поле.

«СП»: – По закону за одного нелегала на работодателя может быть наложен штраф до миллиона рублей.

– Работодатели уверены, что не будут оштрафованы на такую сумму, а «договорятся». Тем более, мы не должны забывать изречение Карла Маркса: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».

«СП»: – В ближайшее время будет решена проблема нелегальной миграции?

– Ее можно решить при желании. Недавно пришла новость, что закрыли въезд в страну 300 тысячам иностранцев. Эту меру можно применить и к миллионам мигрантов. Всякий мигрант рано или поздно покинет Россию по каким-нибудь житейским обстоятельствам (к примеру, смерть родителей). Если он нарушил срок пребывания в 30 дней, то для него граница автоматически закроется на три года. При этом сам мигрант может даже и не знать об этом. Скажем, похоронив на родине отца, через неделю человек полетит обратно в Россию, но его развернут в «Домодедово» обратно. Ничто не мешает российскому правительству действовать энергично и увеличивать количество тех, кому закрыт въезд.

Другое дело, что в правительстве понимают, насколько зависим бизнес от мигрантов. Сейчас действует квота в 1 миллион 745 тысяч иностранных рабочих рук, а мигрантов всего в стране свыше 10 миллионов. Но мигранты во всех ресторанах, они работают дворниками и на стройках. Сейчас выпадет снег, и московское правительство будет бодро докладывать, сколько дворников вышли убирать улицы. При этом будто забывают, что речь идет о нелегальных мигрантах. А кто строил объекты к Олимпиаде? Если бы их строили легальные работники, то при современных откатах ничего бы не построили. Вся экономика России сегодня села на эту «иглу» использования труда мигрантов.

Доктор исторических наук, профессор Валерий Соловей считает, что ситуация не изменится, пока за решение проблемы не возьмутся народные массы:

– На мой взгляд, новые правила о приобретении медстраховки ничего не дадут. Как сегодня покупаются липовые справки, так будут покупаться и фальшивые медполисы. Просто вырастет так называемая коррупционная рента. Естественно, кто-то на этом заработает. Но это не станет решением проблемы.

Есть только один способ цивилизованно решить задачу ограничения потока мигрантов: ввод виз со странами Центральной Азии и Закавказья. Если есть в стране потребность в рабочей силе, то надо выставлять места, вводить квоты. При въезде в Россию мигранты будут иметь уже оплаченную страховку и гарантированное место работы.

«СП»: – В чем причина, что руководители государства постоянно отвергают идею введения виз?

– Причины очень простые. Первая – коррупционная рента, которую получают чиновники из различных ведомств. Вторая причина тоже понятна: Евразийский союз – единственное идеологическое обоснование режима Путина. Поэтому считается, что свободный въезд из Азии в Россию позволит реализовать идею Евразийского союза. Хотя, на самом деле, это чистой воды глупость. Союз предполагает свободный обмен товарами, но не обязательно людьми.

«СП»: – Сейчас поговаривают о принятии в Евразийский и Таможенный союзы чуть ли не Сирии, Турции и Индии. Там тоже много безработной молодежи.

– К сожалению, там много безработной молодежи, воинственно настроенной, готовой в России навести исламский фундаменталистский порядок. Но думаю, что до этого не дойдет. Предел необузданной коррупции, этой миграционной вакханалии будет положен, когда народные протесты примут массовый характер. Правда, тогда же начнется закат нынешней власти.