Пауза. До оканчания президентских выборов - 2015?

Пауза. До окончания президентских выборов-2015?
Сергей ЛОЗУНЬКО
Сергей  ЛОЗУНЬКО

В марте 2012 года, комментируя возвращение Владимира Путина в кресло президента России, мы выражали уверенность, что он будет проводить «жесткую линию в отношении нынешней Украины» — обозначившей евроинтеграцию в качестве «безальтернативного» интеграционного вектора.

И такой курс представлялся нам наиболее адекватным как с точки зрения интересов России (а именно их должен защищать Путин в кресле президента РФ), так и всех тех украинских граждан, кто выступает за глубокую украинско-российскую интеграцию, кто не приемлет продолжения линии на дальнейший отрыв Украины от России и закрепления ее (Украины) в орбите политики Запада.

У Путина, отмечали мы, иных вариантов, кроме жесткой линии, нет: «Представим, что Владимир Владимирович вдруг решил бы проводить «мягкую» политику на украинском направлении. Что могло бы происходить в данном случае?

Россия без каких-либо особых требований соглашается на условиях Украины пересмотреть газовый контракт, и Киев получает существенный ресурс за счет экономии на оплате российского голубого топлива. Москва не обуславливает вхождением Украины в Таможенный союз и ЕЭП доступ украинских товаров на российский рынок, т. е. принимает т. н. «формулу 3+1», согласно которой Киев пользуется всеми преимуществами ТС, но не берет на себя никаких обязанностей и не несет никаких издержек.. Украина тем временем продолжает движение на Запад — в частности, формирует зону свободной торговли с Евросоюзом… При этом полученный за счет «мягкого» курса Кремля экономический и финансовый ресурс используется в т. ч. на евроинтеграцию, в частности — на компенсацию издержек от создания ЗСТ с ЕС. Иными словами, Россия сама начнет спонсировать антироссийский по своей сути прозападный вектор развития Украины».

В добавок к выше сказанному украинская власть получила бы еще и весьма убедительный аргумент для своего базового электората, пророссийский настроенных жителей Юга и Востока Украины: дескать, в России подобный курс Киева поддерживается и одобряется.

«Но, может, Россия своей «мягкой» политикой завоюет на Украине дополнительные симпатии? Уверен, что в Кремле уже сделали вывод из новейшего периода украинской истории: русофобы так и останутся русофобами, сторонники прозападного вектора — не изменят своих внешнеполитических приоритетов… Таким образом, «мягкая» политика Кремля по отношению к Украине — это линия на стратегическое поражение России и бесполезная трата ресурсов (которым Москва наверняка найдет куда более адекватное применение, чем спонсирование прозападного курса Киева)», — писали мы. При этом добавляли, что такая («мягкая») политика Москвы была бы и не в интересах пророссийски ориентированных граждан Украины, перед которыми власть «и теперь не спешит исполнять ранее данные обязательства, а так утратила бы всякую к этому мотивацию».

И хотя «жесткий» курс России, указывали мы, не дает стопроцентных гарантий, что Украина развернется в северо-восточную сторону, а украинская власть приступит к реализации своих предвыборных лозунгов и деклараций, но он «оставляет хотя бы шанс, что под давлением обстоятельств Киев пересмотрит свой внешнеполитический вектор» («Путин будет вынужден вести жесткую линию в отношении нынешней Украины» // «2000», №11 (598) 16-22 марта 2012 г.).

И такая линия Путина, как мы теперь видим, дала результаты: официальный Киев был вынужден притормозить свое движение «в Европу» и — глядя на упрямые факты экономической статистики – основательно задуматься над последствиями своего «безальтернативного» курса. К тому же речь шла об экономических потерях из-за осложнений с доступом на российский рынок для конкретных персон из числа «эффективных собственников», приближенных к власти. А, как мы не раз писали, в т.ч. совсем недавно («Петр Алексеевич, «огромные рынки» Европы в вашем распоряжении!», «2000», №31-32 (663) 9-15 августа), «ничто так не действует на представителей украинской т.н. элиты, как удар по их личному карману».

Конечно, сыграла свою роль и «проблема Тимошенко» — Запад, что называется, перегнул палку в своем давлении на украинскую власть по этому вопросу, требуя освободить экс-премьера любой ценой. Однако и жесткая позиция самого влиятельного (по версии авторитетного делового журнала Forbes) политика в мире стала одним из ключевых факторов, повлиявших на решения украинской власти.

Это еще не победа восточного вектора интеграции (и не победа экономического здравого смысла), но это сохранение шансов, которые могли быть утеряны в Вильнюсе. Что в данных обстоятельствах тоже немало важно. Впрочем, учитывая непредсказуемость украинской власти, способной менять свою позицию на 180 градусов в течение короткого времени, надо все-таки дождаться завершения саммита в столице Литвы. Это мероприятие, как известно, намерен посетить президент Украины. Будем надеяться, что «сюрпризов» не произойдет и подпись от имени Украины под соглашением о политической ассоциации с ЕС поставлена не будет.

Так или иначе, есть решение правительства № 905-р от 21 ноября 2013 года: «Вопрос заключения Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами — членами, с другой стороны». Согласно данному документу, в интересах обеспечения национальной безопасности Украины, более детального изучения и отработки комплекса мер, необходимых для возобновления объемов производства и торгово-экономических отношений с Россией и другими республиками СНГ, формирования достаточного уровня внутреннего рынка для паритетных отношений между Украиной и ЕС, процесс подписания соглашения о политической ассоциации с Евросоюзом приостанавливается.

Министерству иностранных део совместно с Минэкономразвития и Минпромполитики Украины поручено предложить Европейскому Союзу и Российской Федерации «образовать комиссию на трехсторонней основе для проработки комплекса вопросов, направленных на восстановление утраченных объемов производства и направлений торгово-экономических отношений, расширение и содействие международной торговле, дальнейшую либерализацию рынков, согласование регуляторной базы для улучшения условий внедрения предпринимательской деятельности».

Кроме того, перечисленным министерствам предписано возобновить диалог с Россией, и другими странами Таможенного союза на предмет оживления торгово-экономических связей.

Позже вице-премьер-министр Юрий Бойко заявил, что переговоры об ассоциации будут приостановлены до тех пор, пока не разрешится вопрос о предоставлении со стороны Европейского союза компенсаций от потерь Украины, которые могут произойти от снижения торговли с РФ, а также странами СНГ в случае подписания Украиной документа. «Анализ показал, что это связано с меньшими торгово-экономическими отношениями со странами СНГ. Это привело к остановке целого ряда предприятий, уменьшению поступлений в бюджеты всех уровней и уменьшению (количества) рабочих мест. Ежемесячно, начиная с августа этого года, наша страна начала терять 15-20 тыс. рабочих мест, и примерно 30-40 млрд грн торгового оборота было потеряно за этот период. Это привело к тяжелым последствиям в экономике», — заявил г-н Бойко. Прямо скажем, сложно представить, что ЕС согласится на подобные компенсации для Украины.

Как сказано выше, украинское правительство предложило трехсторонние консультации в формате Украина-Россия-Евросоюз. Ранее, судя по заявлению Владимира Путина, вопрос проведения консультаций в подобном формате обсуждался между президентами Украины и России. И Москва готова к такому диалогу: «Он (Янукович) только предлагает провести переговоров втроем — Европа, Украина, Россия. Мы — за. Но только до принятия решения», — сказал Путин 21 ноября, добавив, что вести переговоры по тем вопросам, которые уже согласованы и приняты, «сложно».

Напомню, в конце сентября украинский премьер-министр Азаров, открывая заседание Кабмина, сообщал о сделанном им предложении на заседании Высшего совета Евразийского экономического содружества в Астане: «Я официально предложил главам правительств стран-участниц Евразийского экономического содружества провести трехсторонние консультации в формате ЕС-Украина-Таможенный союз. Такую инициативу поддерживает и Европейская комиссия».

Со стороны Брюсселя тогда опровержений не последовало – таким образом, Европа, видимо, была не против указанных «консультаций» в условиях, когда Москва поставлена перед фактом уже готовых украинско-европейских договоренностей.

Но номер, как говорят, не прошел — ибо «сложно» приходить к общему знаменателю на такой основе, и это Владимир Владимирович еще дипломатично высказался. Ранее мы писали на эту тему – о бессмысленности каких бы то ни было «консультаций» постфактум и что Россия на это не пойдет (см. «Москва называет вещи своими именами» // «2000», №39 (670) 27.09 — 3.10.2013) и «Россия не хочет «консультироваться» постфактум» // «2000», №44 (675) 1 — 7 ноября 2013 г.).

Теперь Киев скорректировал свое предложение: не обсуждать уже готовые и принятые (без участия России) решения, а вырабатывать совместные взаимоприемлемые варианты дальнейшего развития торгово-экономических отношений в трехстороннем формате. Россия согласна. А Европа? Та, судя по первой реакции на данную инициативу, не горит желанием.

В частности, Линас Линкявичус, министр иностранных дел Литвы – страны, ныне председательствующей в Евросоюзе – заявил по этому поводу следующее: «Предложение о проведении трехсторонних переговоров не выход из ситуации и не имеет прецедентов. Предложение ЕС относительно двусторонних переговоров остается в силе и мы не видим роли для третьих стран в этом процессе».

А ранее почему ж выражали готовность? Почему тот же г-н Линкявичус не высказывался против трехсторонних консультаций, не заявлял, что отсутствуют прецеденты? Т.е. когда речь шла о переговорах «ни о чем» – «консультациях» вокруг уже решенных вопросов – видели роль «третьих стран в этом процессе (соглашения об ассоциации Украины и ЕС – С.Л.)». А теперь резко вспомнили, что переговоры – «двусторонние».

Иными словами: Европа была готова создавать видимость консультаций. А вот вести переговоры по существу Европе не интересно. Садиться за стол, чтобы реально решать проблемы, прежде всего Украины, которую Брюссель затягивает в политическую ассоциацию, ЕС не желает.

А ведь сколько было сделано заявлений европейцами о том, что не надо противопоставлять сотрудничество Украины с ЕС и ТС, что Брюссель за сохранение украинско-российских торгово-экономических связей, что Европа готова оказать Украине помощь… Но лучшая помощь в этих обстоятельствах – когда ЕС не готов ни оказать существенную финансовую поддержку, ни предоставить рыночные ниши для украинских товаров, теряющих свои позиции в ТС – это именно найти вариант, который позволял бы минимизировать потери украинских товаропроизводителей на российском направлении (а это и развитие украинской экономики, и рабочие месте, и доходы бюджета).

Тут-то и проявляется истинное лицо Европы вкупе с ее «озабоченностью» украинскими проблемами (среди которых экономические и социально-экономические сейчас на первом месте).

Украинская власть нашла в себе силы остановиться, что называется, на краю пропасти – взяла паузу в отношениях с Европой. И это уже какой-никакой, но выигрыш в экономическом отношении.

Как минимум, Таможенный союз, прежде всего Россия, не получит повод для введения защитных мер, предусмотренных Приложением №6 к Договору о создании зоны свободной торговли СНГ, в котором сказано: «В случае если участие одной из Сторон в соглашении, предусмотренном пунктом 1 статьи 18 (в ней говорится, что Стороны имеют право заключать договора о свободной торговле с другими странами и объединениями – С.Л.), ведет к росту импорта из такой стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства — участники Таможенного союза без ущерба для применения статей 8 и 9 настоящего Договора после проведения соответствующих консультаций Сторонами, оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой Стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования».

Не далее как 24 октября Евразийская экономическая комиссия приняла решение №41, которым наделила себя правом пересматривать ставки пошлин в соответствии с указанным дополнением к соглашению о ЗСТ СНГ – данное решение, и это очевидно, принималось в предверии Вильнюсского саммита и возможного подписания соглашения о политической ассоциации Украины и Евросоюза (включающего в себя ЗСТ Украина-ЕС).

Но Киев наверняка имеет основания рассчитывать на нечто большее (о чем, видимо, шла речь в т.ч. на переговорах Виктора Януковича с Владимиром Путиным). 22 ноября лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что представители Кабмина ведут с Россией переговоры по поводу предоставления кредитов и о цене на газ. И вполне вероятно, что Москва тем или иным образом простимулирует снижение евроинтеграционных рвений Киева. Судя по всему, в первую очередь надо ожидать предоставления кредитных ресурсов и облегчения доступа украинских товаров на российский рынок.

Кроме того, можно ожидать расширение сотрудничества в ряде кооперационных проектов. Здесь уместно вспомнить заявление советника президента РФ Сергея Глазьева в интервью «Эксперту» от 9 ноября. По его словам, если Украина не подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, Россия планирует расширение кооперации в ракетно-космической сфере, в атомном машиностроении и в авиационной промышленности.

«Планируется расширение кооперации в ракетно-космической сфере, в атомном машиностроении, в авиационной промышленности. Там есть известные проекты Ан-124, Ан-140, Ан-148 — всей линейки самолетов КБ Антонова, которые мы можем вместе производить и должны на них переходить в авиатехнике», — отмечал Глазьев. «Ракетно-космический комплекс, несомненно, имеет гигантские перспективы; в атомной сфере планируется создание на Украине мощнейшего производства, замкнутого топливного цикла для атомной энергетики, страна сама сможет производить тепловыделяющие элементы для своих атомных электростанций с помощью российских технологий. Это все проекты на десятки миллиардов долларов, которые существенно поднимают возможности украинской экономики, делают ее более диверсифицированной, наукоемкой и устойчивой», — указывал он.

Таким образом, первое, что получает власть (полагаю, уместно именно в этом разрезе рассматривать ситуацию, ибо вряд ли власть предержащие, принимая решение о приостановке процесса вхождения в политическую ассоциацию с ЕС, руководствовались иными соображениями, в частности, интересами страны и народа) – это определенные экономические бонусы. В качестве последних следует рассматривать и избежание потерь, которые были бы как на восточном направлении (в свете защитных мер ТС), так и на европейском (как следствие открытия внутреннего рынка для товаров из ЕС).

Теперь власть может приступить к формированию предвыборного бюджета-2014. Не секрет, что в следующем году на полную мощь развернется президентская гонка. И власти, ответственной за экономическое и социально-экономическое положение в стране, важно не допустить снижения показателей в указанных сферах.

С другой стороны, могут более свободно вздохнуть и будущие спонсоры президентской кампании Виктора Януковича – чье финансовое состояние (а, значит, и возможности поддержать поход Виктора Федоровича за вторым сроком на посту главы государства) прямо зависит от доступа на российский рынок.

Во-вторых, власть снижает свою зависимость от «проблемы Тимошенко». Освобождение Юлии Владимировны под тем или иным соусом (помилование, декриминализация ряда статей УК, «лечение за границей») Европа ставила в качестве одного из ключевых условий подписания соглашения об ассоциации. Поскольку подписание откладывается по инициативе Украины на неопределенный срок, то и нет и предмета, вокруг которого можно было бы ставить указанное условие (хотя, вне сомнения, Запад продолжит оказывать давление на официальный Киев по данному вопросу).

В-третьих, у власти и ее будущего кандидата на президентских выборах расширяется поле для маневра в пропагандистском плане. С одной стороны, вроде и от евроинтеграции не отказались – только паузу взяли.

С другой, остаются возможности для рекрутирования в свою поддержку пророссийски ориентированных граждан. Мол, вы же видите – соглашение с ЕС мы не подписали, с Россией ведем переговоры, налаживаем отношения, к Таможенному союзу «присматриваемся». На фоне паузы в отношениях с ЕС у многих граждан вполне может сложиться впечатление, что Украина развернулась в другую сторону. Собственно, перед каждыми выборами «регионалы» резко наращивали активность на российском направлении.

И есть, безусловно, опасность, что «пауза» в «безальтернативной евроинтеграции» продлится только до завершения президентской кампании 2015 года – будет использована для экономической передышки (в т.ч. с помощью России), агитационной обработки населения юго-востока с широким политтехнологическим разыгрыванием «русской карты». С тем, чтобы сразу после выборов вновь развернуться в сторону Брюсселя.

Издержки, получаемые властью из-за «евроинтеграционной паузы», это, прежде всего, резкое увеличение «наездов» Запада на предмет соблюдения демократических норм и свобод. Тот самый Запад, который совсем недавно в упор не видел попрания конституционного права граждан Украины на референдум, теперь будет строго бдеть за демократией, свободой слова, честными выборами.

Голосование
-4 : 284+
Уникальные
просмотры
1604

Сергей ЛОЗУНЬКО