Собака, которая умела смеяться
На модерации
Отложенный
У моей знакомой много лет жила собака. Беспородная и не слишком красивая. Однако хозяйка любила свою Джинку, гордилась ее способностями, не уставала рассказывать о привычках и особенностях любимицы. Вывод женщина делала всегда один и тот же: «Она не собака – она человек!» После сказанного псина приподнимала тоненькую розовую полосочку верхней губы, демонстрируя желтоватые зубы, и начинала тихонько похрюкивать. «Джина смеется? Моя девочка смеется!!!» – восторгам хозяйки не было конца. Смех заразителен, даже если это смех собаки. Присутствующие тоже начинали смеяться...
Ученые выяснили
«При просмотре смешного видео у детей наблюдалась повышенная активность в двух участках головного мозга, которые так же реагируют на юмор у взрослых людей. Однако у детей, в отличие от взрослых, эта область активировалась в обоих полушариях, тогда как у взрослых только в левом.
Кроме того, при просмотре смешных клипов у детей активировалась «система поощрения» головного мозга. По оценкам экспертов, чем старше ребенок, тем меньше активируется у него система поощрения в ответ на смешные сигналы. Юмор очень важен для эмоционального и физического здоровья, развития когнитивных способностей [1] и поддержания отношений», – отмечает руководитель изыскания Аллан Рейсс.
Важнейшим из химических факторов т. наз. «системы поощрения» головного мозга является дофамин. Именно он вызывает чувство удовольствия и влияет на мотивацию к обучению. Совет для школьных учителей: учить детей нужно со смехом.
Группа ученых университета города Портсмут (Англия) пришла к выводу, что смех и способность к юмору появились у животных 16 млн. лет назад. Также специалисты отмечают: смех имеет сложную природу и является выражением работы нервной системы, а в человеческом обществе выполняет еще и социально-поощрительную функцию.
Ученые Вашингтонского государственного университета обнаружили, что смеяться умеют не только приматы. Большое чувство юмора имеется у крыс. Они часто и подолгу смеются, но для человеческого уха частотный диапазон этих звуков не уловим [2].
Дело в гуморе
Юмор, как его понимали в античности, был связан с состоянием человека, его здоровьем. Оно определялось соотношением четырех жидкостей: крови, лимфы, черной и желтой желчи, называемой «гумор». А от древнего «гумора» до нашего «юмора» уже, как говорится, рукой подать. В разных источниках юмор характеризуется как интеллектуальная способность замечать противоречия; как защитный механизм, позволяющий сохранить целостность личности; как деятельность (!) человека, направленная на вызывание смеха, улыбки.
Некоторые мнения некоторых людей и словарей:
А. Писемский: «Юмор – слово английское... оно означает известное настроение духа, при котором человеку кажется всё в более смешном виде, чем другим».
М. Жванецкий: «Юмор – это не шутка. Это не слова. Это не поскользнувшаяся старушка. Юмор – это даже не Чаплин. Юмор – это редкое состояние человека и талантливого времени, когда ты весел и умен одновременно. И ты весело открываешь законы, по которым ходят люди…»
Илья Шемелов [3]: «Юмор – это выражение бессознательного в человеке».
D. H. Monro: «Смешное является одной из неразгаданных проблем философии».
Е. Замятин: «…смех – самое страшное оружие: смехом можно убить всё – даже убийство».
Википедия: «В целом юмор можно охарактеризовать как удачно структурированную информацию, направленную на запутывание оппонентов по данной теме, либо на предотвращение запутывания своих сторонников».
Кто-То-Из-Сети: «Но юмор всё равно бывает разный – есть абсурдный, как у Хармса, к примеру, игра слов. Есть юмор, основанный на преувеличении реальности, есть добрый, есть едкий, черный и т. д.»
Термин «юмор» может быть рассмотрен двояко: как понимание комического субъектом (чувство юмора), так и его умение продуцировать это самое комическое. Приходится признать, что не всегда субъект является носителем двух этих характеристик.
Во многих источниках подчеркивается, что юмор – это смех беззлобный, но скрывающий под маской серьезное отношение к объекту/субъекту воздействия. В таком случае возникает закономерный вопрос: зачем? Зачем нужна такая маска? Ответ прост. Таким образом человек защищается от внешнего мира, от возможной агрессии общества; одновременно он старается найти поддержку и отклик себе подобных.
Аркадий Райкин: «Смех бывает: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо...»
Спорным будет и вопрос о градациях (формах) юмора. С одной стороны, юмор предполагает наличие высокого вкуса, чувства прекрасного, чувства меры, наблюдательности, умения видеть необычное в обыденном, ассоциативного мышления, высокого интеллекта, иначе, обобщая, – наличие качеств творческой личности. С другой стороны, как продолжение «достоинств», нельзя исключить и проявление «недостатков»: язвительности и коварства, ехидства и даже злобы [4], а также реакции в виде смеха на низменные проявления человеческой природы.
Потому правильнее будет говорить не о формах юмора, а, скорее, об особенностях человеческого восприятия. Итак.
Существуют различные формы, с помощью которых человек выражает неоднозначность, парадоксальность своего восприятия: шутка, ирония, оксюморон (игра слов), пародия, сатира, сарказм, анекдот, каламбур, издевка, насмешка, глумление, издевательство, шпилька, острота и т. д. Как об особых видах можно говорить о черном юморе, плоском юморе, юморе висельника, юморе ниже пояса, а также о стебе и жестком стебе. Как видим, формы разные – от безобидных и приятных до по-настоящему опасных, агрессивных. От применяемых в искусстве как художественные приемы (ирония , оксюморон, сарказм) или жанры (шутка, сатира, пародия, каламбур) до используемых в быту (шутка, анекдот, насмешка и пр.).
Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде – карикатура, шарж и др.
Юмор можно классифицировать (условно) по географическому/национальному признаку, например: английский, французский, юмор габровцев, одесский, армянского радио, грузинских короткометражных фильмов, финских горячих парней, чукчей и т. д.
Простую типологию приводит Л. Карасев [5]: «Если первый тип - ”смех тела” - по преимуществу относится к ”низу” человеческой чувственности, то второй - ”смех ума” - к её ”верху”. Это область рефлексии, парадоксальной оценки, сфера проявления остроумия. ”Упрощая дело, можно сказать, что смеха два, а плач один”».
Юмор может быть узнаваемым, а потому носящим персонифицированный характер, как-то: петросяновский, задорновский, РегиноДубовицкий, комедиклабовский, КВН-ский, Путинский, черномырдинский, детективно-донцовский и пр.
Формула шутки юмора
Эксперты с туманного Альбиона вывели формулу, описывающую параметры смеха. Вот такая она, идеальная шутка, в математическом выражении:
c=(m+nO)/p, где "с" - ее соль, "m" - комический момент, который достигается умножением индекса кульминационного пункта соли шутки на длину ее сюжета, "nO" – параметр, равный количеству осмеяний, которому подвергается объект шутки, умноженному на "ой-фактор" - социальный и физический эффект, который шутка оказывает на объект высмеивания. Эта сложная структура делится на "p" - количество каламбуров в шутке или игру слов.
Не выходя за рамки темы статьи, остается только пожелать, чтобы теоретики Хэлен Пилчер и Тимандра Харкнесс побывали в Гарварде и получили за свое открытие Шнобелевскую премию.
Наблюдая падение
Вызвать смех у людей очень просто. Достаточно поскользнуться на арбузной корке и упасть. Или погнаться за сорванной ветром шляпой.
Страшные сами по себе случаи глумления над людьми, избиения людей, даже убийства, у кого-то вызывают смех. «Опустить» человека и морально, и физически, как оказалось, может быть смешно и приятно.
«В 1999 году толпы народа смеялись во время этнических насилий в Индонезии и Косово. В американском городе Littleton, Colorado, произошел случай, когда двое преступников расстреляли много других людей. Сохранились свидетели этого происшествия. Переживший кошмар Арон Кон рассказал, что оба убийцы ”смеялись. Они кричали и хохотали. Они испытывали высшее наслаждение в своей жизни” (”Death Goes to School with Cold, Evil Laugher”, Denver Rocky Mountain News, 21 April, 1999)».[5]
И далее, у того же автора читаем: «В наше время физическая схватка превратилась в дуэль остроумия. Ежедневно мы соревнуемся и оттачиваем свое соревновательное мастерство не в физическом, но в умственном превосходстве, где оружием служит наш ум и способность находить решения».
И в заключение – небольшой отрывок из интервью с Михаилом Жванецким, позволяющий ответить на вопрос: «А оно вам нужно?»
– Чувство юмора — его можно развить или с ним можно родиться?
– Маленький совет. Если у вас нет чувства юмора — держите возле себя человека, у которого есть чувство юмора. Вообще, хотя бы следите за ним. Нет, развить чувство юмора невозможно. И это грустно.
Мне грустно, когда я встречаю людей, лишенных чувства юмора, а их очень много. Особенно «патриотически» настроенных, они почему-то все его начисто лишены. Они очень серьезны. Всё время трескучие фразы, бесконечная геополитика, всё жутко пафосное. Абсолютно нет чувства юмора. Я, наверное, им кажусь очень мелким и вшивым, потому что я ироничен. Ну, а они - мне. Так и живем…[6]
______________________________
[1] Способности к познанию. Вспоминаю, какими неизменно привлекательными были уроки английского языка в нашем классе. Молоденькая учительница презабавно умела изобразить новые словарные слова. Так, глагол to run был ею «переведен» легкой пробежкой между рядами.
[2] http://newsru.com/world/07jun2009/smeh.html
[3] Капитан Мурманской команды КВН «Зеленый чай»
http://www.sz.aif.ru/culture/article/27399
[4] Не раз приходилось наблюдать, как у детей, начавших в шутку обзываться, дело заканчивалось серьезной потасовкой.
[5] Константин Глинка. «Теория юмора»
[6] http://www.izrus.com/55.html
Комментарии
:)
Спасибо, послушаю. Почему-то не помню эту песню совсем.
Комментарий удален модератором
В изгнании? А кто скучал в изгнании? Обычно там мемуары сочинялись ))) (Или я вас не поняла).
Комментарий удален модератором
Не пойдем мы в пАртер,
Мы пойдем в партЕр.
Будут пОльта выдавать" :)
http://www.jewish.ru/culture/press/2011/10/news994301244.php
Нашла интервью:
– Как вы думаете, «Радионяня» имеет шансы на возрождение?
– Если найдут достойного автора, такого каким был Аркадий Хайт. Он написал основную массу уроков – я только помогал ему. Некоторым авторам за полгода удавалось сделать по одному выпуску, а мы каждый месяц создавали 30-минутную передачу. Окружали себя учебниками и «сжимали» правила с нескольких страниц до нескольких строк. Хайт очень много умел: писал сценарии к мультфильмам, к взрослым и детским пьесам, эстрадным программам, полнометражным фильмам и т.д. Может, поэтому он так мастерски справлялся с «Радионяней». Я понимаю, что незаменимых людей нет и исполнители найдутся всегда, но такие авторы – на вес золота.
Комментарий удален модератором
А вообще, наверное, да.
Помню, в характеристиках психотипов один из наших (российских) ученых отказал эпилептоиду в возможности понимания юмора Анатоля Франса.
Кстати, интеллектуалы, если найдёте время, загляните сюда, поделитель впечатлением: http://s30431341607.mirtesen.ru/blog/43441026413/«Religioznyiy-mir,-natsionalnoe-soglasie-i-ekologicheskoe-blagop?pad=1&pad_page=0&announce=1&utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0
В Жуковский
Дана вам роковая власть;
Довольно вам одной улыбки,
Чтоб вознестись или упасть.
А. Мюссе