МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ, БУДУЩЕЕ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ

На модерации Отложенный

  

Информационно-аналитический портал «NewsBalt» побеседовал с председателем Социалистической партии Латвии Альфредом Рубиксом. Возглавляя в советское время ЦК Компартии Латвийской ССР, он был одним из тех немногих, кто отказался покидать тонущий корабль и сохранил верность советским идеалам. Это потом обернулось для него шестью годами тюрьмы, он стал фактически первым политзаключенным в новой Латвии. Популярность, достигнутая в результате его несгибаемости, в 2009 году возвели Рубикса в статус европарламентария от Латвии в Брюсселе.

– По-вашему, гибель Советского Союза заранее была предопределена особенностями его общественного устройства?

– Нет, ни в коем разе. Крушение СССР связано с преднамеренными действиями очень многих личностей, в том числе тех, которые выдвинули Горбачёва на пост главы государства. То есть, он был специально внедрен с подрывными целями. Да, Советский Союз на тот момент нуждался в переменах – здоровые силы в КПСС вполне это сознавали и поддержали реформы на XXVII съезде партии. Жизнь ведь не стоит на месте, государственный аппарат постоянно нуждается в усовершенствованиях и корректировках: поэтому реформы постоянно проходят во всех странах и при всех режимах. Но их проведение не означало необходимости разрушения СССР и отказа от социалистической идеи. Точка невозврата была пройдена после того, как Горбачёв получил должность президента и приступил к изменениям Конституции и законодательной базы государства. Результатом стал крах Советского Союза; но я убежден, что этого можно было избежать. Горбачёв оказался разрушителем; сделав свое черное дело, он попросту сбежал с поста, никак не пытаясь остановить процесс распада вверенной ему страны.

– Почему Латвия не сохранила промышленной базы, оставшейся от СССР?

–Уже выйдя из тюрьмы, я становился свидетелем печальных сцен. Люди со слезами показывали на развалины и пустыри: «Какой могучий завод здесь стоял еще недавно! Тут работали и мы сами, и члены наших семей». Безусловно, вина за гибель оставшейся с советских времен промышленной базы лежит на правительствах 90-х, которые напринимали уйму гибельных решений. Безусловно, негативную роль сыграли и зарубежные доброхоты, приезжавшие в наши края в качестве советчиков. Кстати, это началось еще в последние годы советской власти.

Я уверен, что Запад не был заинтересован в развитии Латвии – они посылали своих эмиссаров с тем, чтобы те вызнали, чем тут можно поживиться, а заодно придушили возможных конкурентов.

И та, и другая задача были выполнены успешно. Вообще, западники зачастую относятся к постсоветским республикам, как к бесправным колониям, где можно творить то, что запрещается в их собственных странах. Малозаметный, но характерный пример: то, как хозяева-западноевропейцы оборудуют большие свиноводческие комплексы у себя на родине и в Латвии. Я сам видел, что в Бельгии подобные сооружения создаются с соблюдением всех экологических норм, так что, даже вблизи не ощущается ни малейшего неприятного запаха. Но это и обходится дороже. В Латвии же один датчанин на дешевой местной земле воздвиг под Айзпуте свиноферму с открытым гигантским хранилищем навоза, так что соответствующий аромат разносится на много километров по округе… Разница есть? Мне доводилось читать исследование немецких ученых, выполненное совместно с латвийской академией наук: его авторы доказывали, что разрушение хорошо работающего сельского агрокомплекса республики было абсолютно лишним. Например, колхоз в Тервете работает и по сей день, превратившись в успешнейшее многоотраслевое предприятие. Что мешало поступить так и с остальными колхозами?

– Ряд ваших бывших коллег по Компартии сделали успешную карьеру в нынешней Латвии. Почему же вы отказались уйти с тонущего корабля, хотя потом это обернулось для вас шестью годами тюрьмы?

– Это, конечно, был индивидуальный выбор каждого, как поступить в той ситуации. Я не мог отказаться от идеалов, в верности которым клялся. А те кто перекрасился, оказались просто людьми без убеждений, которые всегда будут с теми, кто сильнее на данный момент. Но мне ближе те, кто готов был идти на инквизиционные костры со словами: «А всё-таки она вертится!». Те, кто под пытками в застенках гестапо отказывался выдавать своих товарищей-партизан.

– Как вы оцениваете перспективы социалистической идеи в современном мире?

– Я не сомневаюсь в том, что социалистический путь развития – это будущее, а не прошлое. Потому что, если взглянуть, как сейчас мир живет, то становится ясно, что так долго продолжаться не может. Множество постоянных локальных войн, почти повсеместное загрязнение природы, усугубляющаяся национальная и религиозная рознь, обнищание широких народных масс. Капиталисты не заинтересованы в том, чтобы решать все эти проблемы, их волнует лишь быстрая прибыль. Народы заслуживают лучшей жизни, чем та, что сейчас.


Советская Россия

 

________________________
________________________________________________________