ФЛАМЕНКО: Огонь и Грация

На модерации Отложенный

Танец Фламенко, пришедший к нам из легендарной Андалузии, несет в себе темпераментность, эмоциональность и гордость. Да, очень необычное и притягательное сочетание: страстность и чувство собственного достоинства. Само название этого танца - Фламенко - означает пламенный, огненный. Исполняя Фламенко, танцовщица передает не просто игру чувств любовного томления, ожиданий и тревог, но и мечтания целого народа о независимости, о лучшей жизни, повествует о трагедиях этого мира.

Если перечисленные моменты затронули тайные струны Вашей души, будет чрезвычайно полезно для развития Вашей личности познакомиться с танцем Фламенко ближе. 
Помимо прекрасного владения техникой танца, Вас отныне будет отличать гордость посадки головы, величавость и женственность, но одновременно и сдержанность и элегантность поз и движений. Вы сможете выразить и открыть полноту своих переживаний, ощутить накал чувств и эмоций…

Истоки танца Фламенко. 
Андалусия – плавильный котел, в который на протяжении веков попадали самые разные народы. А фламенко – «жалобная книга», где каждый из них оставил свою запись. 
Арабы, изгнанные вон с земли, ставшей для них родиной; евреи, вынужденные принимать чужую веру, чтобы спасти жизнь; цыгане, подвергавшиеся постоянным гонениям... Им пришлось слиться с другой культурой, утратить традиции, приспособиться к новым реалиям. Их музыка стала скрытым протестом против несправедливости, жалобой на судьбу, тоской по утраченному... Так родилось фламенко. 
Фольклорный образ жизнерадостной андалусской танцовщицы с ярким цветком в волосах – лишь внешняя, глянцевая сторона. Но послушав, о чем поется во фламенко, мы увидим другую сторону – совсем невеселую и драматичную.

Хотя истоки фламенко лежат еще в мавританской культуре, наибольшее влияние на его формирование оказали цыгане. Добравшись в XV в. до Андалусии, они по-своему переосмыслили местные музыкальные традиции. 
Своеобразное пение – канте – живой диалог, общение, импровизация, «стержень» фламенко. Собравшиеся во дворе дома, больше похожего на лачугу, родственники и соседи делились горестями и радостями, пели о судьбе и свободе, тюрьме и смерти, любви и измене. Фламенко началось с канте, танец и гитарный аккомпанемент пришли позднее. 
С задворков цыганских районов фламенко постепенно выходит на улицу. К концу XVIII в. оно уже звучит в тавернах и на постоялых дворах андалусских дорог. Появились профессиональные певцы – кантаоры, зарабатывавшие на жизнь душевным исполнением грустных песен. Их приглашают на свадьбы и другие семейные события. 
В Севилье в 1842 г. открывается первое кафе, «специализирующееся» на фламенко. Вскоре такие кафе, названные кафе кантанте, уже повсюду и чрезвычайно популярны. Публика оценила страсть, с которой исполнялись песни, музыка нашла отклик в сердцах испанцев.

Изабель Байон со своими кантаорами

Кафе кантанте превращаются в своего рода творческие мастерские, где оттачиваются грани искусства фламенко, где оно поднимается на невиданные раньше вершины. 
Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко. 
Возросла роль танца: теперь есть песни (атрас), специально предназначенные для танцевального сопровождения. 
Эпоха кафе кантанте – золотой век фламенко. Все, что было создано тогда, является эталоном; все то, что было создано позже, уже не считается «чистым» фламенко. 
Но к концу XIX в. кафе кантанте начинают приходить в упадок. Наибольший доход приносят те заведения, где клиенты сами диктуют репертуар по принципу «кто платит, тот и музыку заказывает». Ни о каком творческом росте исполнителей и речи быть не могло. Содержание песен опустилось до откровенной пошлости. 
Канте перестало быть голосом души. Раньше кантаор был должен только себе и своему сердцу. Теперь его репертуар – «ширпотребная попса». Тексты песен фламенко превращаются в сплошную мелодраму о несчастной любви.

Уходят со сцены резкие и грубые голоса, уступая место более мелодичным и красивым. Этот перелом происходит в последние годы столетия.

Контингент слушателей тоже изменился. Родившись как музыка бедняков и вечных скитальцев, фламенко становится все больше популярным среди «золотой молодежи», которая поверхностно воспринимает только его эстетическую сторону, как жанр, не имеющий ни истории, ни драмы. Поселившись в больших городах, фламенко превращается в продукт массового потребления, в развлекательную индустрию. 
Трансформация фламенко в зрелищный спектакль не могла не отразиться на его художественном уровне и чистоте стиля. Фламенко искало новую форму выражения и нашло ее на сценах больших театров и импровизированных площадках на аренах для боя быков. В истории фламенко началась новая эпоха – самая критикуемая за все время его существования. 
Это направление получило название опера фламенко, было по-своему интересно, но глубина выражения фламенко потерялась, а вместе с ней и духовное содержание. 
Но уцелели места, где продолжало жить верное традиции канте. Многие исполнители стремились сохранить чистоту стиля. Они не были профессионалами и берегли свое мастерство лишь для себя и узкого круга ценителей.

Настоящее фламенко без случайной публики звучало в каком-нибудь трактирчике, его сила заключалась в способности кантаора самому наслаждаться своим пением и передавать всю его глубину слушателям. Отдавая при этом частичку себя. Благодаря таким кантаорам, канте сохранилось в своей традиционной форме и до наших дней.

Пение – стержень фламенко. Но не нужно обижать вниманием и танец. Тем более, что именно он во всем мире служит одним из главных брендов Испании. И фламенко ассоциируется в первую очередь как раз с танцем, вернее, с классическим образом танцовщицы фламенко – байлаоры.

Танцовщица фламенко

Фирменная деталь образа байлаоры, известная нам по фильмам и книгам – bata de cola – традиционное платье до пола. Часто из разноцветного материала в горошек (хотя и не обязательно), украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стала одежда цыганок. Изящная игра с подолом – неотъемлемая составляющая представления.

Батадекола-платье танцовщицы

Испанская шаль – важный атрибут женского танца фламенко.

Шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, то ниспадает с плеч, рисуя силуэт большой и мятущейся птицы. Ну и, конечно, цветок в волосах. Костюм ,в котором выступает танцовщица напрямую зависит от того, что она танцует. Одежда должна облегать торс и бедра, подчеркивая их движения: 

Белен Лопез

Стиль булериас. Яркий, чувственный наряд яркого пламенного цвета. Струящееся платье по фигуре с V-образным вырезом спереди. К низу юбка расширяется. Отсутствие рукавов компенсируется традиционная шаль фламенко: яркая, даже можно сказать пестрая, с длинной бахромой.

Стиль маринете. Однотонное платье с двойной юбкой, с V-образным вырезом спереди и сзади, без рукавов. Нижняя юбка должна отличаться от основного цвета платья.

Мария Пахес

Стиль сигирийас. Шелковое платье, обычно черное в мелкий горошек. С классическим V-образным вырезом спереди и сзади. Расклешенная книзу юбка с тремя рядами оборок.

Белен Майя

Стиль алегриас. Традиционное платье с облегающим верхом и юбкой, сильно расклешенной книзу, с двумя оборками. Платье без рукавов, с V-образным вырезом спереди и сзади. Сочетание ярких цветов приветствуется.

Мерседес Руис

Стиль булериас лонгислив. Простое удлиненное шелковое платье с длинными рукавами, V-образный вырез спереди и сзади. Юбка к низу расширяется и имеет несколько вырезов. Обычно платье шьется из однотонной ткани, без воланов, узоров.

Пастора Гальван

Традиционная одежда танцора-мужчины – темные брюки, пояс и белая или темная рубашка с широкими рукавами. Короткая жилетка-болеро, называемая «чалеко», иногда надевается поверх рубашки. Если женщина исполняет мужской танец, она надевает мужской костюм.

Хавьер Мартос

Основа танца фламенко, которое мы видим сейчас это конечно сапатеадо – ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. Раньше сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами, поскольку такая техника требует немалой физической силы. И долго ассоциировалось с мужественностью, сейчас сапатеадо неотьемлимая часть и женского танца. Помимо сапатеадо танцоры используют “питос” (прищелкивания пальцами), “пальмас” (ритмичные хлопки скрещенными ладонями), которые часто звучат в ритме, в два раза превышающем основной ритм песни. В традиционном фламенко руки не должны быть заняты никакими предметами и должны быть свободными для движений во время танца. Женскому танцу свойственны плавные движения рук, запястий и плеч. 

Грациозные движения рук выражают чувства, подсознательно очень сильно влияя на общее восприятие танца зрителями. Своего рода гипноз. Фламенко – это гораздо больше, чем просто танец. Это крик души, выход эмоциям, максимальное напряжение ,захватывающее и танцора и зрителя.

Солист группы Ла Туна, который выступал в нашем отеле.

Немного о кастаньетах: 
Считается, что кастаньеты – обязательный элемент танца фламенко. Однако это не так: кастаньеты позаимствованы из классических испанских танцев. Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет: они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.

Особенности танца Фламенко. 
Фламенко, сейчас является испанским танцем, но исторически включает в себя смесь практически всех возможных танцевальных направлений: игривых Индийских, чувственных и мягких арабских, задорных латиноамериканских, страстных цыганских, ритмичных и четких в движениях испанских. В связи с этим, понятие фламенко включает в себя множество стилей. Стили эти различаются ритмическим рисунком. Множество ритмов - характерная особенность фламенко. 
Танец фламенко, чувственностью, страстностью, неистовством, увлекает даже непосвященных в мир компаса и сапатеадо. Гитара аккомпаниатора виртуозна и имеет свойственную только ей технику. Пение фламенко, то затихает где-то за пределами звука, то взрывается в неистовом выражении всей гаммы человеческих чувств - от глубочайшей скорби до неистовой радости. 
Этот стиль танца родился так давно, что своими корнями затерялся в веках, а споры о его происхождении ведутся до сих пор. Но и в нашем шумном веке нас завораживают и восхищают старинные и прекрасные, отшлифованные временем, изысканные движения рук, гордый стан и четкий ритм, отбиваемый каблуками байлаоры. И сегодня стиль фламенко представлен несколькими десятками разновидностей. Чувственный и страстный, знакомый и каждый раз удивляющий, прекрасный и жгучий — этот танец никого не оставит равнодушным.

Эти ссылки на фильм о фламенко (женский и мужской)

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=VOGIgheeuu8#t=0

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=FwCaOJLZgY0