Российская экономика начинает не просто тормозить, а уже весьма близка к стагнации. По итогам 9 месяцев 2013 года она выросла всего на 1,3%. И не исключено, что это не временное явление, а долгосрочный тренд. Во всяком случае, к такому выводу пришли в Центре развития Высшей школы экономики, который провел очередной квартальный опрос аналитиков.
Правительство ожидает ускорения роста к концу текущего года, что может стать возможным благодаря низкой базе — ведь динамика ВВП начала замедляться как раз в конце 2012-го. В 2014-2016 годах чиновники надеются на ускорение до 3-3,3%. Однако в докладе ВШЭ отмечается, что трехпроцентный рост, который еще недавно казался неправдоподобно низким, теперь выглядит почти недостижимым. И этой отметки он достигнет лишь через 10 лет, уверены участники опроса ВШЭ.
Россия в рецессии. Правда, правительство заверяет, будто ВВП растет, и до бесконечно малой снижается лишь темп этого роста. Похоже, оно не прочь утешать себя пусть даже наноростом, ибо на безрыбье и рак рыба. Однако роста фактически нет. Вместо роста идет спад – спад ВВП, бюджета, совокупного спроса, покупательной способности населения, предприятий и государства. При том что цены на главные товары сырьевого экспорта – нефть и газ – не ниже прошлогодних. Они довольно высокие. Поэтому одна из новаций в том, что высокие цены сырьевого экспорта перестали поддерживать даже видимость роста, который все равно суть рост без развития.
Сергей Губанов: «Россия в рецессии»
Эта оценка согласуется с прогнозами относительно стагнации цен на сырье и металлы, которые определяли темпы экономического роста в России в последние годы, отмечает старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. Эксперт отмечает, что на ситуацию негативно влияет огромное количество факторов: экономическая политика правительства; отсутствие роста цен на сырье и продукцию российского экспорта; высокие налоги; недостатки инвестиционного климата, определяющие низкие темпы создания и развития новых бизнесов; высокие темпы оттока капитала; большая доля теневой экономики; слабая защита прав инвесторов и предпринимателей; низкая деловая активность населения; стагнация в промышленности и др.
10 лет назад власти ставили весьма амбициозную задачу удвоения ВВП в течение ближайшей декады. И хотя тогда тоже было немало скептиков, сам посыл был верным со стратегической точки зрения. Еще в августе 2008 года казалось, что задача может быть успешно выполнена, но все карты смешал кризис. Российский ВВП тогда рухнул почти на 8%, и лишь к началу 2012 года удалось выйти на докризисные показатели. В следующие 10 лет, ожидают эксперты Высшей школы экономики, российский ВВП вырастет лишь на 29%.
"Это, конечно, представляет собой разительный контраст с амбициозными планами предыдущего десятилетия", — отметили в ВШЭ.
Причем, как ожидается, рост не будет плавным в течение всех 10 лет — возможны переломные моменты. По сравнению с 2011-2012 годами количество экспертов, считающих, что следующий экономический кризис будет связан не с падением цен на нефть, а с внутренними факторами, увеличилось примерно с трети до 68%. Некоторые экономисты даже ожидают некоторого увеличения стоимости барреля — с $108 в 2013 году до $117 в 2022-м.
Уже произошел очередной скачок нищеты в России: в первом квартале года численность россиян с доходами ниже величины прожиточного минимума, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, выросла на 500 тыс. человек –с 19,1 до 19,6 млн. россиян, или с 13,5 % до 13,8 % населения. Однако на деле ситуация гораздо хуже – прожиточный минимум (7095 рублей) с учетом официальной инфляцииза период 2010-2013 годов не только не вырос в реальном выражении, но даже снизился на 15,5 %.
Черный август
По оценке экспертов ВШЭ, главными сдерживающими факторами будут избыточное вмешательство государства в экономику, качество госрегулирования и работы госинститутов, недостаток конкуренции и чрезмерные оборонные расходы. Как заявил декан факультета экономики ВШЭ Олег Замулин, которого цитирует "Финмаркет", в 2000-е российская экономика быстро росла в первую очередь потому, что для этого были ресурсы — незадействованные мощности, оставшиеся со времен СССР, и люди, потерявшие работу в 1990-е. Однако было понятно, что рано или поздно эти ресурсы кончатся, и для нового экономического роста нужно уже не переоборудовать старые заводы, а строить принципиально новые производства. Без инвесторов тут не обойтись, а им, в свою очередь, необходима институциональная среда, надежная защита прав собственников, хорошо работающая правоохранительная и судебная системы, эффективный государственный аппарат. Без реформ же Россию ждет долгая стагнация. И даже если цены на нефть будут высокими, мы сможем покупать импортную продукцию, но не создавать собственную, уверен Замулин.
Кстати, сегодня в Москве была обнародована не самая радостная новость для автомобилистов. С 25 декабря всем, кто работает внутри Садового кольца, придется платить за парковку не менее 60 руб. в час или купить месячный абонемент за 12 тыс. руб. С позиции большой экономики это означает, что многим москвичам придется сократить свои потребительские расходы. Упадет также потребление бензина, снизятся доходы автозаправок и далее — по всей производственной цепочке.
Конечно, в масштабах страны такое сокращение — капля в море. Но проблема в том, что в последнее время таких капель становится слишком много. "По сути, все последние инициативы правительства и ЦБ связаны с попытками запретить, регулировать, ужесточать и ограничивать, что негативно сказывается на экономическом росте", — отмечает Максим Васин.
Источник: rosbalt.ru
Комментарии
Сейчас, как ни парадоксально, более 70% ВВП в стране создаётся на предприятиях, находящихся полностью в руках властных структур всех уровней. И этот процент постоянно растёт. Сверх того, многие предприятия, контрольными пакетами акций которых владеют частные лица, нельзя отнести к частным предприятиям, т. к. в большинстве случаев земля под ними и прилегающая, а также помещения, в которых они размещаются, арендуются ими у властей. Властные структуры фактически контролируют подавляющую часть производственных объектов. В действительности мы недалеко ушли от социализма, только нам это преподносится в форме рыночной экономики, фактически не имеющей ничего общего с рыночными отношениями.
У нас построен махровый государственно-монополистический капитализм, который, вследствие низкой эффективности управления по сравнению с частным бизнесом, непременно приведёт нас к экономическому коллапсу с непредсказуемыми политическими последствиями для целостности нашей страны. (См. Окончание)
В то же время следует подчеркнуть, что такие преобразования в масштабах всей страны в силу их естественной непопулярности, как у властей, так и у народа потребует от преобразователей проявления неимоверной политической воли. Но, к сожалению, без указанных преобразований ни о существенном развитии экономики, ни о соответствующей реальной демократии в нашей стране нечего и мечтать.