Только имперское понимание русской нации даст нам понимание того, что нам надо

На модерации Отложенный

 

Известные пастыри рассуждают о роли русского народа в стране …

В итоговом документе XVII Всемирного русского народного собора, в частности, сказано:

«Одной из ключевых предпосылок межнационального мира и согласия в стране является полноценная реализация права ее народов на этнокультурное развитие. Государствообразующий русский народ, к которому принадлежит четыре пятых населения России, ни в коем случае не должен стать исключением из этого правила. Необходимо создание современной, на уровне стандартов XXI века, инфраструктуры его этнокультурного развития. Всемирный Русский Народный Собор предлагает в кратчайшие сроки на государственном уровне решить вопрос о реализации программы строительства многофункциональных русских культурных центров, призванных в том числе стать центрами социальных и межэтнических контактов, способствующих адаптации мигрантов в российское общество. Опыт Югославии и бывшего СССР, где потерпели крах попытки реализовать на практике этнополитические утопии "единой югославской нации" и "новой исторической общности — советского народа", должен стать грозным предостережением для тех, кто под предлогом достижения межнационального согласия стремится к подавлению национальной идентичности русских, настойчивым попытках растворить их в некоей искусственно сформированной «новой» нации, ослаблению единства русского народа, его искусственному разделению на региональные субэтносы, изъятию самого слова "русский" из официальных документов, научных докладов, образовательных программ.

Национальная политика, проводимая в России, должна носить реалистичный характер, а не находиться в зависимости от утопических построений. Цепь столкновений на этнической почве, произошедших в последние годы, показывает, что центр противоречий в современной России перемещается в межнациональную сферу. Разрешение существующих в этой области противоречий становится ключевым для будущего страны.

Обманчивой дилемме этнической сегрегации или ассимиляции народов в едином "плавильном котле" мы должны противопоставить опыт сохранения этнокультурного разнообразия, опыт сосуществования этносов, объединенных общими цивилизационными ценностями… Сегодня актуальной остается задача сбережения национальной субъектности всех народов нашей страны, и прежде всего русского народа.

Упадок русского национального самосознания будет иметь катастрофические последствия, в историческом плане сравнимые с крахом Римской империи и гибелью Византии: это будет конец России как государства и как особого культурно-исторического мира. Всемерное же укрепление национального самосознания русских, сбережение этнокультурной идентичности всех народов России, формирование многонациональной цивилизационной общности — это триединая задача отечественной национальной политики».

«Согласны ли вы, что русский народ сейчас ущемлен в своем праве на этнокультурное развитие, и что его национальная идентичность искусственно подавляется ради его растворения в некоей искусственно сформированной новой нации? Если да – чего не хватает русским для своего развития как нации? Нужна ли тут какая-нибудь новая инфраструктура и какая именно?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что это вопрос действительно очень сложный. «Я не был на XVII Всемирном русском народном соборе, но эта тема не выходит из моего сердца, потому что я занимался как раз тематикой русской идентичности, - отметил он. - А проблема традиционной народной культуры, которой я посвятил много времени, является одной из проблем русской идентичности. Вопрос этот решается на таком уровне, на котором недопустима игра слов и понятий».

«В нынешних определениях ВРНС не хватает многого: например, понятие «национальная идентичность» для русских – это не то, что понимается под национальной идентичностью для любой другой нации, в той же европейской культуре.

Если же мы попытаемся реализовывать это понимание в представлениях европейской культуры, лучше этого не делать вообще, иначе мы придем к нацизму, либо просто будем уничтожать сами себя, не дай Бог. Только имперское понимание русской нации даст нам понимание того, что нам надо», - считает пастырь.

«Я знаю, что ВРНС собрал людей, понимающих эту серьезную проблему, наверняка есть иное ее решение, но не в этих словах. По крайней мере, начиная со второго и последующих Соборов, решение этих вопросов точно присутствовало в деяниях ВРНС», - заключил отец Александр.

Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, сказал, что можно только подержать такие призывы и решения Собора. «Действительно происходят процессы, описанные в итоговом документе, и они касаются не только русского народа, но и больших европейских народов, которые сейчас размываются. Конечно, такую пагубную ситуацию надо преодолевать, она грозит всей христианской цивилизации», - уверен отец Артемий.

«Как это сделать – другой вопрос. Создание русских центров – да, но это капля в море. В первую очередь должна быть государственная политика, без нее принципиально вопрос не решить. Но для начала хорошо и создание центров. И можно порадоваться, что такого рода структура возвысила глас и выступила с предложением. В какой мере его можно реализовать - это уже вопрос времени, средств и полномочий, которые будут даны таким центрам», - заключил пастырь.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Глядя на весь ХХ век можно говорить не только об ущемлении прав, а о геноциде русского народа. Его согнали с земли, он перестал быть хозяином, уничтожили элиту, а когда в 30-х годах появился закон о спирте-ректификате, началось еще и спаивание народа, не говоря уже о количестве жертв в революциях и войнах. Поэтому нужны разные меры по народосбережению, а не только русские центры, так что ВРНС прав».

«Нужны любые меры по народосбережению, по повышению рождаемости, по предоставлении тех или иных преференций русскому человеку. И это должны быть государственные меры», - считает отец Андрей.

Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, отметил: «Одно дело – сам Собор, а другое - экспертный состав, который писал этот документ. Далеко не со всем в нем я могу согласиться. Почему именно такую модель выбрали? Она глубоко ошибочна. В стране должна быть только одна нация, и она должна пониматься гражданско-политически, то есть одно государство - одна нация. Правильно было бы просто ликвидировать этногосударственные образования, изменить устройство страны, сделать его не федеративным, а другим – президентским, республиканским – не важно, любым. Потому что сама идея федеративности хороша, если это не связано с пониманием народов, живущих в своих собственных землях. Кстати, Югославия не потерпела бы никакого поражения, если бы не внешние факторы».

«Собирание страны возможно, только если нация будет русской. Остальные народы тоже должны полноценно жить, но себя не выпячивать. Например, нужно преподавать национальный язык: в Татарстане - татарский, в Мордовии - мордовский и т.д., - но в народных гимназиях, а не во всех подряд, потому что это ущемляет права русских, проживающих в той же Мордовии, которых тут больше половины. У нас в России нет единого понимания нации, что очень печально. Мы никак не можем завершить большой проект по ее созданию, а в очередной раз растаскивать страну по национальным квартирам – что это даст? Создавать отдельную республику для русских или возродить РСФСР внутри России, как некоторые предлагают, - это же какое-то безумие! Так что идея документа хороша. Создавать центры, которые помогали бы сохранять, возрождать традиции великой русской культуры и языка, необходимо. Но концептуально сама позиция ошибочна», - считает пастырь.