Что вы знаете о Гродненской тюрьме? Многие скажут, что она расположена возле Советской площади, обнесена высокой белой стеной, и в эту стену врезаны ворота, выкрашенные в чёрно-белые полоски «ёлочкой». Такой рисунок учредил еще царь Николай I, и эта «ёлочка», по сути, представляет собой жизнь уголовника: полосы удач и неудач, но всё вниз по наклонной…

Тюрьма – это совершенно иной мир, о котором многие знают только из фильмов и книг. И грешно отказываться, когда предоставляется возможность, не нарушая закона, побывать там – и, наконец, увидеть, что же находится за белой стеной…
Гродненская тюрьма – Тюрьма №1 в Беларуси
Гродненская тюрьма – первое учреждение такого типа в Беларуси. Она так и называется – Тюрьма N 1. “Гостиница, где всегда есть свободные места”, – так мрачно шутят её сотрудники. А “постояльцев” этот “отель” принимает самых отпетых, причем из всех исправительных учреждений республики. Гродненская тюрьма отличается от многочисленных колоний тем, что здесь заключённый почти всегда находится в четырёх стенах, лишь на два часа в день он покидает эти стены и отправляется на прогулку в маленький дворик, где о свободе напоминает только небо в решётку. Сегодня Гродненский централ – «красная» зона: это место, где не действуют законы преступного мира, а администрация диктует свои правила.

На территории Тюрьмы №1 находятся три здания: для подследственных, для осужденных и здание, где спецконтингент (именно так здесь называют заключённых) собирает мебель, поддоны, декоративные конструкции. Вдоль белой стены по всему периметру расставлены наблюдательные вышки, где находятся охранники с оружием. Отсюда вся территория видна как на ладони. В центре тюрьмы размещается большая площадка. Она предусмотрена для персонала и спецтранспорта учреждения. Заключённые здесь практически не появляются, лишь изредка проходит подследственный, выполняющий какие-либо хозработы, под надзором охранников.
Мир «курева» и «чифиря»
Итак, захожу в следственный изолятор, где содержатся люди, которые ещё не осуждены, находятся под следствием. И сразу же нос улавливает едкий запах тюремного «курева» и «чифиря». Изнутри здание выглядит как американская тюрьма. На трёх ярусах находятся камеры, а по решётчатому полу на каждом этаже передвигается охрана. И лишь бело-желтые ромашки на ограждениях выдают, что мы находимся совсем не в Америке. Камеры классические: двухъярусные кровати, умывальник, унитаз. Там всегда мрачно, ведь свет через маленькие окошки почти не поступает, а тусклые лампочки не справляются с полным освещением помещения. В этом здании по подозрению в различных преступлениях находятся и подростки, и мужчины, и женщины. Но зачастую после суда они едут отбывать наказание в другие исправительные учреждения, так как в Гродненской тюрьме сидят в основном отпетые преступники.
День у спецконтингента начинается в шесть утра, с подъёма, через десять минут – завтрак, в двенадцать часов – обед, в восемнадцать – ужин, в двадцать два часа – отбой. На протяжении дня прогулка не менее двух часов. А прогуливаются «обитатели» тюрьмы в небольших двориках, размером 5 на 3 метра. Сверху натянута сетка – отсюда, кстати, и пошло выражение «небо в клетку». Бывает, что на такой маленькой территории находятся два десятка человек: один может просто сидеть, второй – курить, третий – плеваться…. Есть также отдельный дворик со спортивным инвентарём. А этот инвентарь составляют: планка, прибитая к стенке и выполняющая роль турника, две трубы, торчащие из стены, – это брусья, баскетбольное кольцо и подранный о каменистые стены мяч.
От иезуитов до зэков
После «импровизированной прогулки» отправляюсь в здание, где отбывают наказание настоящие преступники. Маньяки, убийцы, насильники – здесь сидит так называемая «элита» криминального общества. Глухие стены, мощные двери, мрак и тишина. Становится не по себе, когда осознаёшь, что там, за стеной, находятся опаснейшие люди, которым ничего не стоит жестоко убить человека.
Самые комфортабельные камеры в здании – четырёхместные. В остальных сидят по восемь-десять человек. Представьте себе, какая тут атмосфера: в одном замкнутом помещении едят, курят, потеют, справляют нужду. В камерах стоят двухъярусные нары, посередине – стол.
Раньше в этом здании находился иезуитский коллегиум, однако в середине XIX века вместо католиков сюда пришли «зэки». О коллегиуме напоминают только красивейшие своды потолков. Сейчас практически во всём здании они заштукатурены, но не так давно в одном из секторов решили сделать ремонт и сняли штукатурку. Оказалось, что стены и потолки здания выложены красивым светлым кирпичом. Администрация тюрьмы решила не прятать эту красоту назад в побелку и оставила всё как есть – поверьте, смотрится это гораздо эффектнее банальной белой краски.
Пробыв несколько часов в тюрьме, я понял, что это закрытый мир, в который законопослушному человеку просто нельзя попадать, ведь спустя несколько лет отсюда выходят совсем другими людьми. И меняются, как правило, не в лучшую сторону. Это происходит не только из-за общения с «бывалыми» зэками. Далеко не последнюю роль играют минимализм и рутинность дня, ведь ты знаешь, что проснёшься завтра в шесть утра и опять увидишь эти четыре стены, тусклую лампу и небо в клетку.
На выходе из тюрьмы я навсегда решил, что здесь больше не появлюсь, и служебная собака, лающая с крыши здания, словно требовала: «Уходи и больше не возвращайся».
Это интересно: у каждого заключённого есть свой счёт, куда родственники пересылают денежные средства. Заключённые на эти деньги покупают товары в тюремном ларьке. Ассортимент в нём – как сельском магазине, то есть всё самое необходимое. В тюрьме деньги на руки не выдают: при оплате со счёта заключённого списывают сумму, эквивалентную стоимости товара
Комментарии