Обоз с паспортами

На модерации Отложенный

Читая очередную новость:  «Депутат внес в парламент законопроект…» – привычно вздрагиваешь: ну что еще? Запретят дышать по четвергам? Дадут условные срока всем, кто успел побывать в странах разлагающейся Европы? А тем, кто до Штатов добрался, реальный? Заочно расстреляют Элтона Джона? Ничего другого от закрытого клуба опасных клоунов как-то уже и не ждешь, интерес только гадательный: примут или не примут? Да, как любит говорить один расхититель деревьев, или нет?

Но иногда самые безумные идеи, генерируемые законодателями, в самую попадают точку. Помимо желания авторов освещают какие-то темные углы, где за паутиной и мусором прячутся важные для понимания российского бытия смыслы.

Депутат Дегтярев от ЛДПР, запомнившийся многим благодаря участию в выборах мэра Москвы, предложил поменять дизайн российского паспорта. Напечатать в паспорте текст гимна, поместить «стильные изображения городов» – Киева, Москвы, Вильнюса (почему, кстати, Вильнюса, непонятно, но лучше депутату, а особенно – от ЛДПР, уточняющих вопросов не задавать, чтобы вовсе в бездны не провалиться и в человечестве не разочароваться), карты Киевской Руси, империи Романовых, Советского Союза и современной России, портреты императоров, а также «высказывания великих людей о России».

И хочется, конечно, отшутиться, многие уже отшутились – издать паспорт в трех томах. А лучше – в двенадцати. Включить в него «Войну и мир», «Слово о полку Игореве», а также модную некогда книгу «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей».

И Минеи Четьи. И партитуру оперы «Жизнь за царя». И альбом с изображениями народов империи в национальных костюмах. Письма Грозного к Курбскому и Суркова к Володину. И выдать каждому россиянину по тележке, чтобы всюду возил с собой паспорт. Чтобы всяк житель иного края смотрел бы на нас с завистью и сразу понимал: вот россиянин идет, а за ним два мигранта, по дешевке купленные, тележку с паспортом толкают.

Но есть что-то более важное в идее молодого депутата. Метафора, так бывает, часто оказывается точнее словарного определения. Вот и здесь: весь патриотический угар последних времен, все это желание в бесформенный ком слепить великую нашу культуру и страшную нашу историю, так, чтобы наружу торчала нагайка, а сверху золотился эполет. И все это – в паспорт, знаком безусловной принадлежности человека государству, вторичности человека и безраздельности государственного господства. И чем тяжелее получится обязательный документ – тем лучше. Русскому человеку должно быть тяжело. Если русскому человеку вдруг не тяжело, государство начинает испытывать беспокойство.

В общем, даже жаль, что идея Дегтярева, скорее всего, реализована не будет. Хотя он ведь не только с коллегами ее обсудил, но и премьер-министру отправил соответствующее письмо. А премьер-, как мы знаем, -министр странную тягу питает к полезным, нужным стране и человеку реформам. Вполне может увлечься.