Взрыв в Окольной.
На модерации
Отложенный
18 мая 1984 года в городе Североморск(Окольной), на главной ракетно – технической базе Северного флота , в воинской части 63976 , произошли взрывы на складах ракетного оружия. Форма и мощность взрывов были идентичны трем ядерным ударам. Северный флот мгновенно лишился 50 процентов ракетного вооружения. Сила взрывов была такова, что по Северному флоту была объявлена боевая тревога: «Боеготовность № 1. Фактически!».
Воспоминания очивидцев:-
<<Я имел честь служить планшетистом на ГБИП(главный боевой информационный пост) флота.82-85г.Это происшествие пожалуй самое запомнившееся событие службы.А теперь по прядку. Стоял солнечный день 18 мая 1984г. В штабе флота было радостное оживление - давали пайки.
Дежурный офицер пошёл в столовую, оставив за старшего помощника-мичмана. Было около 18.30, когда позвонили с рейдового поста: в Окольной что-то горит и взрывается. Помощник стал смотреть в журнале, есть ли разрешение на проведение взрывных работ. Дело в том, что в то время строился 19 причал, и там бывали взрывы. Но в журнале ничего не было. Запросили у рейдового уточнить, что конкретно видно. Т.к. из наших окон Окольной видно не было.
И в это время (18.43) раздался первый взрыв. Фрамуги на окнах, которые открывались с трудом, с грохотом откинулись, посыпались стёкла. Оперативный планшет ( 3х10 м ) колыхнулся, но устоял. Прибежал дежурный офицер: Оперативный флота хотел знать, что происходит. Меня послали в конец коридора (здание штаба в виде буквы п, и из окна левого крыла видно Окольную) посмотреть, что видно. Было слышно сильное шипение.
Когда я подбежал к окну, то увидел поднимающийся высоко в небо огромный гриб, похожий на ядерный. Так я и доложил. У оперативного флота зашевелились волосы, он сказал, что этого не может быть, и стал звонить куда-то по телефону. Наконец он понял всю серьёзность происходящего.
Прозвучала команда: боевая тревога по флотилии. Но наш помощник дежурного с перепугу гаркнул в трубку: тревога по флоту. Так и было передано на все береговые посты наблюдения, а с них и на корабли в море. Так же было объявлено: опасность химического поражения, и эвакуация КП флота в скалу.
Прибежали матросы из роты охраны, для переноса секретной документации, и построились в оперативном зале спиной к планшету. В этот момент и прозвучал самый мощный взрыв... Окна как ветром сдуло, а планшет колыхнулся туда-сюда и осыпался на головы матросов. Чудом никто серьёзно не пострадал. Мелких порезов было много, даже у офицеров которые стояли у противоположной стенки.
Началась паника: матросы, не дожидаясь команды оставив половину секретов, ринулись бегом в скалу, вперемешку с ними помощники оперативного.Мы, остолбеневшие от ужаса, смотрели на всё происходящее со своих боевых постов.
Первым пришёл в себя дежурный офецер ГБИП.
- Ребята, обратился он к нам, сейчас корабли ринутся из залива. Нам необходимо держать обстановку под контролем. Я ни кому не приказываю...И тут как в кино: мы всех молодых отправили развёртывать ГБИП в скалу. Мы были переполнены чувством ответственности и патриотизма.
А в Окольной в это время поднялся второй гриб, его и видно на фото.
Как Я уже сказал, матросы с секретами в панике убежали в скалу, оставив в разгромленном КП (контрольном пункте) флота несколько пеналов с секретными картами, а часть из тех что взяли с собой было потеряно в коридорах штаба и скалы. Так же в коридорах валялись палки колбасы и банки кофе из пайков.
Нас пятеро пробыли на разбитом ГБИП до 19.30.
Корабли действительно ринулись в море. НО это походило не на выход кораблей по боевому расписанию, а скорей на бегство. ТАК крейсер «Зозуля», обычно отходивший от причала не менее чем с четырьмя буксирами, самостоятельно покинул рейд Североморска одним из первых.
Поэтому к 19.30 у причала остался только крейсер «Киров», т.к. у него в то время была самая совершенная система ПВО. Как вы уже слышали от других из клубов дыма в Окольной вылетали неуправляемые ракеты. «Киров» должен был их сбивать, если бы они полетели на город. Была ещё одна опасность: У 17-го причала стояла (атомная подводная) лодка под погрузкой, и в момент взрыва ракета была в стадии погрузки в шахту ( с ядерной боеголовкой лежала на причале). К счастью всё обошлось. И лодка тоже вышла в море.
Теперь о самом главном. В городе была паника. Офицеры хватали свои «тревожные» чемоданы и...садились в свои машины и бежали из города. Паника была обоснованной, большинство убежищ было не открыть, а какие открывали были захламлены и там отсутствовали фильтры. (Кстати, они содержат какой-то ценный метал. У вас их ещё не все поворовали? А ведь всё может повториться.) Обратите внимание на снимок; ветер дует в сторону от города. Если бы он повернул на город, то, по словам химиков, погибло бы до 75% населения. Кстати, скала тоже могла укрыть только от взрывной волны, система фильтрации и регенерации также была не дееспособна.
К утру пожар героическими усилиями пожарных был локализован. Хотя полностью его погасили лишь через несколько дней. Город постепенно приходил в себя, корабли возвращались на рейд.Солдат и матросов из береговых частей собирали по сопкам несколько дней.>>
<<Действительно матросики покурили, бросили окурок.
От этого загорелся мох. Огонёк добрался до ящиков с аритиллерийским порохом. Порох конечно упакован что надо, только ящики от долгого лежания на солнышко очень высохли. Короче загорелись ящики, затем плёнка упаковки, затем резиновая упаковка, а потом порох. Естественно порох просто так не горит, тем более в таком количестве. Он просто так жахнул, что мало не показалось никому. Затем огонь перекинулся на стеллажи с зенитными ракетами. Надо сказать, что ракеты могут храниться не только в снаряженном состоянии, но и без боевой части. Короче стартовый двигатель одной из таких болванок сработал. Ракета пролетела 3,5 км и попала в штабеля с зенитными ракетами, только уже с боеголовками. Всё это безобразие увидел часовой на вышке и вызвал дежурную смену для тушения пожара. Однако когда этот наряд побежал к месту происшествия, раздался нехилый взрыв - сдетонировали боевые ракеты. Одного из матросиков, которые бежали на тушение - убило, лейтенанта (начальника смены) взрывной волной перекинуло аж в другую часть, но жив остался. Затем уцелевшие ракеты начали запускаться и летать во все стороны, начался откровенный ад. Удивительно, что ни одна ракета не полетела в сторону города. Но зато они отлично простреливали залив. Поэтому все корабли уходили в сторону Мурманска, а не в море. Кстати несколько ракет угодило в стыковочных цех, там баллистичесие ракеты собирают (ядрёные между прочим). Одну из таких чудищ задело, разворотило обшывку. Однако по счастливой случайности ракетное топливо не взорвалось. Ну а ядерного взрыва всё равно бы не было. Максимум, что могло бы быть - это так называемая грязная бомба, т.е.радиоактивное заражения в результате разброса начинки. >>
<<На КПП был выслан комендантский взвод и морпехи, которые силком вырывали из-за рулей Жигулей и Волг обделавшихся штабников в чинах немалых. Вразумляли их по-свойски и разворачивали им оглобли в сторону штаба. КПП в несколько минут был превращен в настоящий рубеж обороны. Вот только оборонялись не от врагов, а от баб в штанах и с погонами на плечах, приводя их в чувство и возвращая к объетам ответственности.>>
Комментарии
Комментарий удален модератором