В Санкт-Петербурге прошел 10-й по счету Марш против ненависти, посвященный памяти ученого-африканиста Николая Гиренко. Активный участник антифашистского движения, Гиренко был застрелен на пороге собственной квартиры 19 июня 2004 года. С тех пор друзья и единомышленники ученого ежегодно проводят шествия и митинги против ксенофобии и любых видов дискриминации в ближайшие ко дню его рождения (31 октября) выходные.
На сей раз, согласование из комитета по законности городской администрации пришло всего за четыре дня до марша. Поэтому к началу шествия на стрелку Васильевского острова пришли всего порядка трехсот человек – в десять раз меньше, чем было заявлено. Возможно, некоторых потенциальных участников марша также отпугнул дождь, прошедший за полчаса до начала сбора. Правда, после этого погода была хорошей.
Провокация была пресеченаГлавным лозунгом марша в этом году стало «За Россию без погромов». Активисты коалиции «Демократический Петербург», которая стала главным организатором акции, отметили, что подобный девиз особенно актуален в этом году «в связи с повысившимся градусом насилия и агрессии на почве ненависти к различным группам общества, усилением фашистских настроений, которые уже привели к настоящим погромам».
При этом организаторы марша подчеркивали, что они имеют в виду не только недавние события в Западном Бирюлеве, но и многие подобные случаи в других российских регионах. В частности, так называемые «русские зачистки», проводившиеся летом на петербургских рынках.
Участники шествия несли в руках портреты Николая Гиренко, Галины Старовойтовой, Анны Политковской и других погибших российских демократов. Эти портреты перемежались с самодельными плакатами призывавшими к борьбе с фашизмом, расизмом, социальным неравенством и гомофобией.
Кстати, во время выхода колонны на Менделеевскую линию, то есть, незадолго до начала митинга на площади Сахарова, к демонстрантам подошла небольшая группа молодых людей, которая стала оскорблять представителей ЛГБТ-движения. Однако через несколько минут провокаторы были задержаны охранявшими колонну сотрудниками ОМОН и доставлены в отделение полиции.
Омбудсмен напомнил властям о КонституцииОткрыл митинг уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов. В своем выступлении Шишлов подчеркнул: «Мы собрались, чтобы выступить вместе за уважение человеческого достоинства всех граждан, против дискриминации по признакам национальности, политических убеждений, отношения к религии или по иным признакам».
Петербургский омбудсман также отметил: история учит тому, что ненависть к другим социальным и этническим группам – эту путь к национальной катастрофе.
«У нас другой путь, — продолжил Александр Шишлов. — Путь, который выбрала Россия. 20 лет назад была принята Конституция Российской Федерации. Наша Конституция провозглашает, что Россия — это демократическое правовое государство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что защита прав и свобод человека — обязанность государства. И наша цель — именно такая Россия».
Выступивший следом депутат городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Кобринский напомнил, что в начале прошлого века из русского обихода в языки ряда европейских государств пришло слово pogrom. «Ненависть возникает из подстрекательства, в том числе властей. Чем хуже жизнь в стране, тем больше у власти соблазна открыть этот шлюз», — отметил депутат городского парламента.
«Националисты плохо знают русскую классику»Кстати, накануне стало известно, что 4 ноября, в день, который с недавних пор стал праздником «Народного единства», в Санкт-Петербурге пройдет крестный ход с участием скандально известного депутата от «Единой России» Виталия Милонова. А также «Патриотический марш», организованный местным отделением партии «Родина», и флэш-моб участников группы «Русская пробежка». Таким образом, традиционный для других городов «Русский марш» разделится в Санкт-Петербурге на три части.
В комментарии для «Голоса Америки» Александр Кобринский так охарактеризовал свое отношение к националистическим акциям: «Если бы “Русский марш” был посвящен защите русского языка, русской культуры и русской истории, я бы сам на него пошел. Но, к сожалению, это марш людей, большинство из которых закончили свое знакомство с русским языком и русской литературой в третьем классе. Это люди, которые идут на марш для того, чтобы продемонстрировать свою ненависть к другим народам и другим национальностям, для того, чтобы выплеснуть свои, мягко говоря, не очень здоровые наклонности».
Сходным по теме было и звучавшее в это время с трибуны выступление кинорежиссера Андрея Некрасова. Он говорил о том, что многие местные жители требуют от трудовых мигрантов не только хорошего знания русского языка, но и свободного цитирования строк Пушкина и Льва Толстого. «Уверен, что эти люди сами не читали Толстого, — продолжил режиссер. Ведь если бы они прочли, к примеру, “Хаджи Мурата”, они бы пришли в ужас от описания того, что творила русская армия во времена покорения Кавказа».
Письма политзаключенным будут доставлены по адресуЧлен федерального бюро партии «Яблоко» Анатолий Голов с трибуны митинга не выступал. По просьбе корреспондента «Голоса Америки» он поделился своим отношением к теме акции: «Ненависть никогда не решала никаких проблем, — убежден Голов. — Она позволяет лишь усугубить одни проблемы и заменить другими. Ненависть разрушает не только машины и дома, не только приводит к погромам. Она разрушает души людей, поэтому я против ненависти, я за Россию без погромов, за Россию, в которой есть нормальные рабочие механизмы решения проблем. И еще я за реформы, а не за революции», — отметил член федерального бюро и сопредседатель социал-демократической фракции в партии «Яблоко».
По замыслу организаторов Марша против ненависти, акция была интерактивной. Перед началом митинга на площади Сахарова был назван номер мобильного телефона, на который все желающие могли отправить sms-сообщения в поддержку заявленного главного лозунга: «За Россию без погромов». В ходе митинга некоторые сообщения были озвучены с трибуны, в ближайшее время организаторы опубликуют их в социальных сетях.
Кроме того, на площади была установлена специальная палатка, где можно было написать письмо политзаключенным, которые организаторы марша пообещали доставить адресатам. Всего было собрано порядка шестидесяти писем.