Давайте подумаем о национальной политике в России

На модерации Отложенный

Недавняя заметка "США рассказали, как будут рушить РФ" (http://www.politonline.ru/ventilyator/14293.htmlначинается так: "Эксперт созданной еще при Рональде Рейгане организации выделяет три основные проблемы России: плохую демографическую ситуацию, сокращение населения Дальнего Востока, рост числа мусульман". Эта заметка посвящена вышедшей в США книге вице-президента Американского совета по внешней политике (AFPC) Илана Бермана «Внутренний взрыв. Конец России – что он означает для Америки». Как видно, проблема, по сути, одна - демографическая, и связана она не только (а может, и не столько) с уменьшением населения России, но и с его качественным изменением. По сути, вызов брошен уже не просто русской государственности, но и русской цивилизации в целом. По прогнозу Бермана, "политика привлечения порой плохо знающих язык многочисленных мигрантов может обернуться постоянной «холодной войной» с мусульманами и потерей русской культурной идентичности. Усугубление социальных проблем вызовет широкое народное недовольство, что заставит власть перейти к масштабным репрессиям" (цит. по http://zanuda.offtopic.su/viewtopic.php?id=12118&p=19, полностью материал доступен по ссылке http://svpressa.ru/politic/article/75650/).

Да, это и правда проблема огромной государственной важности. И, как любая большая проблема, возникает она не сразу вдруг, а исподволь, как и большая река начинается с маленьких ручейков. Про один из таких ручейков я хочу вам рассказать со слов обычного школьного учителя Ю.В. Харитоновой.

"В этом году пришёл в 1 класс мальчик-азербайджанец. По русски говорит плохо, но занимается спортом. ))
Прошла вводная диагностика, начались трудовые будни. Мальчик пишет плохо, буквы не запоминает, читать слоги и слова с изученными буквами не может...Про звуковой анализ слов я уж и не говорю. Зато бьёт детей, толкает их на уроках физкультуры...ждёт травм. 
С мамой и папой не раз проводились беседы по поводу его поведения, избиения детей и, конечно же, по поводу его успеваемости. По поведению стал потише, а знаний не прибавляется(((
Позиция мамы: "Не волнуйтесь вы, я вот не волнуюсь, и вы не переживайте. Он научится." Незнание накладывается на незнание, получается...знание! О как! Дома они категорически отказываются с ним заниматься - некогда, у мальчика спорт. Я могу посвятить ему час консультаций раз в неделю по пятницам. Но этого мало!!!
Говорят, наняли учительницу, приходит к нему 2 раза в неделю. Глаза у мамы округляются при этом :"500 рублей берёт!!!"
Последняя беседа с мамой состоялась вчера. 
Окончилась 1 четверть, подведены промежуточные итоги, маме был выдан лист с рекомендациями. 
Увы, пришлось сказать, что , если она не обратит внимание на своего сына, то непонятно, как мы сможем перейти во второй класс...Он не напишет ни полугодовую диагностику, ни диагностику в конце года.
Ответ мамы:" Только попробуйте поставить ему двойку! У нашего папы столько денег, и такие связи, что мой сын вашу школу при всех двойках  с золотой медалью закончит! А вам мало не покажется!"
Я - человек ТОЛЕРАНТНЫЙ. Но хочется спросить уже - ДОКОЛЕ???
У меня в классе учатся и дети инвалиды, которые ходят то с трудом ( а пишут, читают, считают), и аутичный ребёнок, да мало ли детей с проблемами, над которыми мы работаем ВМЕСТЕ с родителями. Дети должны быть успешны, и мы им в этом помогаем. ВМЕСТЕ!!!
А тут...
Есть ли границы у толерантности?  Что же случилось то с нашей страной? ГОСТИ ЗАПРАВЛЯЮТ!!!
Храни тебя Господь, Россия..." (http://www.proshkolu.ru/user/PochtiANGEL/blog/445985/).

В комментариях учителя Харитонову (которая назвала свою заметку "К вопросу о толерантности") учитель Епифанова упрекает в том, что она якобы неоправданно заостряет проблему именно на толерантности: "Не поняла, почему пост про толерантность. А если бы русский не читал, не писал и бил детей, а родители на контакт не шли, Вы что делали бы?". Однако, это очевидное лукавство. Речь идёт не о грамотности/неграмотности как таковой, а о желании/нежелании вписываться в рамки господствующей традиционной культуры страны и конкретной её территории, а также о нашей терпимости к национальным анклавам, противопоставляющим себя социуму. 

Я очень надеюсь на то, что заметка Юлии Вильевны Харитоновой станет по значению на нашу общественную жизнь сопоставима со знаменитым письмом "Не могу молчать" Нины Андреевой. Потому что случай это далеко не частный, а глубоко симптоматичный. Возникает извечный русский вопрос "Что делать?" (ответ на первый вопрос - "Кто виноват?" - уже не принципиален, проблема уже есть). Конечно, решить проблему чужаков может только русская культура через своего главного агента влияния - через "великий и могучий" (русский язык). Но русская культура не есть аспирин, который мгновенно способен сбить температуру у больного. Тут наша культура, увы, бессильна. Как и любая древняя культура, она сильна и слаба одновременно одним и тем же - своей традиционностью. Умением прививать нечто базовое, глубинное и неумением отвечать на новейшие, несвойственные ей вызовы.

В армии есть поговорка "Не умеешь - научим, не хочешь - заставим". Так вот с первой частью русская традиционная культура, глубоко толерантная в своей основе, справляется едва ли не успешнее других (я, конечно, поскромничал, поскольку в душе убеждён, что успешнее других, и намного, и примерам обрусевших до последней молекулы европейцев и азиатов несть числа), Это, в частности, доказывает реплика учителя М.Ф. Рженичевой: "У меня учится девочка-азербайджанка, но родители ее давно в России. С ней проблем нет".

А вот со второй частью "не хочешь - заставим" у русской традиционной культуры всегда были проблемы (чего не скажешь про тот же ислам: он прекрасно справляется с проблемой "заставить" благодаря своей изначальной нетерпимости и агрессивности - вспомним запрет посещения мусульманских святынь атеистам и верующим других конфессий, вспомним такую специфическую, но действенную форму самозащиты культуры, как побиение камнями, да и пресловутый терроризм вроде недавнего взрыва алкогольных магазинов в Дагестане, который лишь по форме теракт, а по сути - акт защиты национальной религиозной культуры).

Русская цивилизация христианского периода (про более ранние этапы достоверно ничего не знаю, поэтому и не говорю) на свою беду не смогла выработать столь же эффективных механизмов защиты своей идентичности. Иначе бы не было такого безобразия, которое творится сейчас в наших городах. Логика подсказывает, что если у самого народа не хватает внутренних сил для нейтрализации чуждых агрессивных внешних воздействий, своё слово должна сказать власть, стоящая над ним. Но мы видим, что на протяжении последней тысячи лет российская власть в этом вопросе шатается из стороны в сторону. То принимаются меры по ограничению чуждых русской цивилизации влияний (вроде черты оседлости), то, наоборот, им распахиваются двери, страну наводняют иностранцы и иноверцы, носители чуждой культуры и ценностей. Но всё же, худо-бедно, вплоть до Февральской революции деструктивные процессы были приглушены. Уравнение всех в правах в феврале 1917 года привело в России к росту антироссийских настроений и тенденций (концепция мировой революции, безусловно, губительна для России, поскольку отводила ей роль хвороста в разжигании мирового революционного пожара). Лишь Сталину удалось обуздать эти тенденции (положив, при этом, правда, и немало своих). Однако с точки зрения остроты национально-культурных проблем, сталинско-хрущёвское время - самое спокойное в истории России. В это время в самой глубине народной жизни, по многочисленным опубликованным воспоминаниям современников (и по воспоминаниям моих родителей), простым людям меньше всего было дела, кто какой национальности. И я убеждён, что именно благодаря этому СССР и победил в войне, и достиг наивысших цивилизационных успехов и в своей культуре, и в своей истории, и вообще в истории государства Российского. Для меня лично символом этого времени является наш знаменитый "МиГ" авторства армянина Микояна и еврея Гуревича. Таким образом, национальное единство, отсутствие сколько-нибудь значимых межнациональных и межконфессиональных проблем для России (да и для любого другого государства) есть стратегический фактор, обеспечивающий сперва выживание, а затем развитие и процветание страны.

Но вернёмся к вопросу "Что делать?". Что может защитить русскую культуру и язык, которые единственные в России могут быть основанием великого (т.е. сильного и справедливого) государства?

Анализ мировой истории показывает, что к русской цивилизации (кстати, надеюсь, всем понятно, что термин "русская цивилизация" намного шире понятия "русский народ") более, чем к какой-либо иной, применима поговорка "рыба гниёт с головы". Наше и самое слабое и одновременно самое сильное место во все времена - наша власть. Когда власть попадает в резонанс с общественными настроениями, Россия творит чудеса. По каким-то глубинным, смутно различимым историческим причинам в нашем народе недостаточно традиций самоорганизации, нас, простой народ, обязательно надо возглавить, подобно тому, как пастух возглавляет стадо (я не сказал "стадо баранов", я сказал просто "стадо"!). Возможно, виной тому христианство с её аналогичной риторикой "пастуха" ("пастыря") и "паствы" и извечной надеждой на Всевышнего (характерно, что письмо учительницы заканчивается совершенно ирреальным с точки зрения здравого смысла призывом-молитвой "Храни тебя Господь, Россия", которое одновременно прозвучало и как "Я умываю руки", и как "Что я могу сделать в данной ситуации?"). Возможно, причины ещё глубже, и христианство просто лишь укоренилось в хорошо подготовленной другими факторами почве.

Когда же российская власть вольно или невольно стоит на службе деструктивных сил, Россия буксует на месте или откатывается назад, что приводит к неисчислимым бедствиям для простого народа.

Получается, что для того, чтобы повлиять на ту или иную ситуацию, необходимо либо влиять на власть, чтобы она начала что-то делать, либо идти против власти, которая насущные проблемы решать не может или не хочет, или вообще сама их создаёт и усугубляет. Пока в арсенале средств народного воздействия есть только три метода:

а) виртуальная протестная Интернет-активность (власти никак не реагируют и втайне её поощряют как наиболее безопасный способ выпуска "пара");

б) митингово-площадная протестная активность (власти начинают думать);

в) физическая протестная активность - народные погромы, акции скнихедов и прочих ультранационалистов (власти начинают действовать, причём в обоих направлениях сразу, т.к. боятся народной бури по любому поводу - и праведному, и неправедному).

Что же необходимо сделать для эффективного решения "национального вопроса" русским и всем остальным народам, которые не видят своего будущего без России и вне русской культуры? Давайте порассуждаем вместе, и постараемся не кивать в своих рассуждениях на нынешнюю слабую и антинациональную российскую власть (у меня нет ни малейшего сомнения, что сильная власть все эти проблемы однозначно разрулит), а поговорим именно о нас, о народе, о тех рычагах воздействия на угрожающую именно нам, а не нашим царькам ситуацию.

Понятно, что и идеология национализма, и идеология толерантности одинаково чужды русской цивилизации. Первая - потому, что наша цивилизация изначально формировалась как многонациональная, вторая - потому, что русская цивилизация коллективистична по природе и требует подчинения всех составляющих её компонентов господствующим нормам культуры, исключая выпячивание своего индивидуального "я" любой, в том числе национальной, природы. Поэтому давайте искать решение проблемы в рамках наших цивилизационных ценностей, не впадая ни в национализм, ни в толерантность.