Совет Федерации «отредактирует» законодательство о СМИ

На модерации Отложенный

Сенаторы создали комиссию по совершенствованию государственной политики в сфере средств массовой информации 

Совет Федерации «отредактирует» законодательство о СМИ

Фото: Сергей Мамонтов

Совет Федерации создал временную комиссию по совершенствованию законодательства о СМИ. Как пояснили сенаторы, идея появилась по инициативе самих журналистов, которые предложили парламенту защищать их интересы и вести мониторинг всех законодательных актов, касающихся их деятельности. В то же время сенаторы не против усовершенствовать действующее законодательство и, например, внести уточнения в понятие «статус журналиста», а также возраста, с которого можно работать в СМИ.

Решение создать комиссию было принято в минувшую среду на очередном заседании верхней палаты по инициативе комитета по конституционному законодательству и комитета по науке, образованию и информационной политике.

Как говорится в постановлении СФ, комиссия создается на три года с целью подготовки предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы деятельности СМИ. К ее полномочиям сенаторы отнесли: сбор и анализ информации, подготовку и разработку законодательных инициатив, а также взаимодействие с журналистами. Председателем комиссии избран первый зампред комитета СФ по международным отношениям, президент Всемирной ассоциации русской прессы, глава коллегии ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко.

— Идея комиссии возникла во время встречи Валентины Матвиенко с главными редакторами. Они высказали мнение о том, что нужен мониторинг всех законодательных инициатив, касающихся СМИ, — поясняет «Известиям» Игнатенко. — Не секрет, что внимание к нашему цеху иногда настолько большое, что у многих есть желание что-то подправить. В данном случае я имею в виду закон «О печати», который сегодня является одним из самых демократичных законов в мире, а его авторы Михаил Федотов, Юрий Батурин и на тот момент министр печати Михаил Лесин — выдающиеся граждане.

С другой стороны, по словам Игнатенко, прошло время, появились новые воззрения на деятельность СМИ, которые также изменились.

— Сегодня требуется созвучие этих перемен с законодательством. Ничего плохого в появлении изменений я не вижу, но они должны быть сделаны в рамках действующего закона, делового и доброжелательного отношения со СМИ, — подчеркнул он, отметив, что ему известны проблемы медиа, а его опыт будет полезен.

В числе нововведений, которые могли появиться в законе, сенатор отметил деятельность СМИ в сфере интернета. На вопрос, как часто будет собираться комиссия и в каком формате, Виталий Игнатенко отметил, что она будет работать под руководством Валентины Матвиенко, а согласовывать свои действия — с Госдумой и журналистами.

Член комиссии, зампред комитета по конституционному законодательству Константин Добрынин отметил, что законодательство о СМИ существенно не менялось около 20 лет, поэтому вопросов накопилось достаточно много.

— После изучения вопроса могу сказать, что я бы обратил внимание на понятие «статус журналиста», которому нужно дать более точное определение; подумал бы о понятии «общественный долг»; более точно разъяснил, кто является сотрудником СМИ, — пояснил сенатор.

Кроме того, по его мнению, нуждаются в уточнении и такие вопросы: могут ли заниматься журналистикой несовершеннолетние, нужно ли дополнительно защищать деятельность представителя СМИ, должна ли появится ответственность СМИ за разглашение информации?

А также необходимо внести ясность в понимание института журналистского расследования.

— Я бы обратил внимание на эти направления. Это то, что видно мне. Но я думаю, что тут требуется как можно более широкий круг вовлеченных, тогда можно сделать хорошие, нужные изменения, — отмечает Константин Добрынин, заверивший «Известия», что открыт для консультаций со СМИ, в которых у него немало друзей. 

Глава комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов заявил «Известиям», что о новых поправках в закон «О СМИ» ему пока ничего не известно.

— Разговор об изменении закона «О СМИ» ведется десятилетиями. Какие-то поправки предлагаются постоянно. В эпоху президентства Дмитрия Медведева была даже новая версия закона «О СМИ». То есть это традиционная тема. Если СФ намерен над этим поработать, нам только в радость. Мы приветствуем все поправки и готовы их рассматривать, — заявил парламентарий.

При этом Митрофанов также отметил, что законодательство нуждается в совершенствовании в сфере электронных СМИ.

Встреча Валентины Матвиенко с главными редакторами СМИ состоялась 17 октября. Ее участникам было рассказано о деятельности Совета Федерации, законодательных инициативах, а также предложено тесное сотрудничество с верхней палатой парламента. С предложением усовершенствовать законодательство о СМИ выступила инициативная группа редакторов.

Как пояснил «Известиям» один из ее участников — главред «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин, просьба была обращена к Валентине Матвиенко 2–3 недели назад, и она очень оперативно отреагировала.

— Почему мы просили о создании такой комиссии? У нас сложилось ощущение после принятия целого ряда законодательных актов, что они были недодуманы. В том числе и потому, что была недостаточная экспертиза со стороны профессионалов. Очень мало учитывались мнения самих участников медийного рынка. Поэтому договорились, что такая комиссия могла бы стать еще одним хорошим фильтром, еще одной экспертной площадкой для согласования законодательных инициатив, — отметил главред «Комсомолки».

— Для печатных СМИ надо поставить ящики, как в Нью-Йорке, Вашингтоне, потому что люди хотят читать не только интернет, но и газеты, — отреагировал на информацию о появлении комиссии главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов, не став конкретизировать свое отношение к закону «О СМИ» в целом.

Политолог Глеб Павловский считает, что СФ хочет создать еще одну бюрократическую структуру, чтобы управлять СМИ.

— Совет Федерации хочет создать параллельный Союзу журналистов орган. Эта логика бюрократическая. Удивительным образом, насколько мне известно, это делается в обход журналистского сообщества. При этом СФ — это не министерство, которое может кому-то не нравится, но в его функции входит создавать такие департаменты. На каком основании сенаторы будут этим заниматься? Это и вызывает подозрение: не исключено, что это может быть выгодно какой-то одной группе лоббистов этого рынка, — считает эксперт.