Что уместнее на Лубянской площади - памятник Дзержинскому или Соловецкий камень?

Что уместнее на Лубянской площади - памятник Дзержинскому или Соловецкий камень? Почему возникают споры, о том, что там должно быть?

Людмила Алексеева, Глава Московской Хельсинкской группы
Конечно, на Лубянской площади должен быть Соловецкий камень. Это один из немногих символов, который показывает, что было время, когда наше государство и наши государственные деятели вспомнили о долге перед гражданами. Сейчас, увы, редко вспоминают об этом. А памятник Дзержинскому, по-моему, с таким народным ликованием снесли, неужели обратно ставить? Я даже не представляю себе такого позора. Идеи о возвращения памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь возникают, потому что многие по-прежнему живут в тех же категориях, какие людям внушали во времена Сталина и Дзержинского. Тогда внушали, что людей надо заставлять и наказывать, что они должны бояться. Это делали вместо того, чтобы помнить - с гражданами надо разговаривать, их надо убеждать и слушать, чтобы отношения между гражданами и государством были нормальными. Не понимают многие и до сих пор, что на страхе и наказаниях нормальных отношений между государством и гражданами не построить. А если нет нормальных отношений, то кончается все так, как кончилось в Советском Союзе.

Сергей Обухов, депутат Госдумы от КПРФ
На Лубянской площади уместен памятник Дзержинскому, такое у нее архитектурное решение. Прошло более 20 лет со времени варварского сноса и уничтожения памятника культуры, которым был и остается памятник Дзержинскому. И очевидно, никакие новоделы, цветочницы и прочее, что регулярно там возводят перед всевозможными праздниками, не в состоянии завершить архитектурный комплекс этой площади. Она одна из градообразующих площадей. Просто нужно восстановить памятник Дзержинскому, а не придумывать что-то иное и не искать никаких идеологических подоплек. Памятник Дзержинскому – это памятник истории, культуры и архитектуры. А «соловецкие камни» у нас могут устанавливаться где угодно. Удобно там камень ставить, пусть стоит. В данном случае, это уже не принципиально, если мы говорим о культуре. А постоянные споры связаны с тем, что все видят: есть пустое место, дыра в градостроительном облике Москвы. И так Москва многое потеряла и утратила, а в самом центре города – дыра, пожирающая пространство. Учитывая, что решение о сносе в 1991 году оправдывается значительной частью либеральной общественности и ее представителями во власти, то постоянно ищутся всевозможные предлоги.

Но мне кажется, что уже пора достичь определенного консенсуса, поскольку история едина и неделима, и есть разные периоды в российской истории. Памятник Дзержинскому – это символ определенного периода, кстати, наивысшего расцвета русской цивилизации.

Александр Проханов, журналист и писатель
На Лубянской площади я бы в виде постамента сделал Соловецкий камень, а на него поставил памятник Дзержинскому. Мнения в обществе разделились наполовину: одни считают, что на этой площади должен быть Дзержинский, а не Соловецкий камень, другие считают, что должен быть камень, а не Дзержинский. Я предлагаю синтетический вариант, чтобы все были довольны: Соловецкий камень и памятник Дзержинскому. Тогда была бы возможна трактовка: те, кто почитает Дзержинского, считали бы, что победил Дзержинский и его символ выше, чем символ Соловецкого камня. А «соловецкие сторонники» считали бы, что Дзержинский стоит на длинных ногах, стоит на костях, поэтому он непрочный и все равно, рано или поздно, будет снесен. Споры о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь связаны с тем же, что и постоянные разговоры о выносе Ленина из Мавзолея, а также о возвращении Волгограду имени Сталинград. С тем, что идет борьба исторических концепций. Мы живем в период гигантских идеологических схваток.

Ярослав Нилов, депутат Госдумы от ЛДПР, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Я считаю, что на Лубянской площади более уместен Соловецкий камень. Я неоднократно присутствовал на мероприятии, которое два раза в год проводит организация, объединяющая родственников жертв и самих жертв репрессий, слышал, что говорят эти люди, видел, кто туда приходит. Я полагаю, что падение нравов, демографические проблемы и прочие негативные моменты являются следствием того страшного большевистского террора, который уничтожал наш народ, насаждал страх и комплексы, уродовал всю систему общественных отношений в стране. Это все результат тех страшных репрессий, особенно в отношении инакомыслящих людей, которые имели свои взгляды и свое мнение. А Соловецкий камень, Соловки - это яркий пример того, как из нашей святыни сделали место для отбывания наказаний.