Музейные ценности: Эрмитажные коты

На модерации Отложенный

24 октября 1745 года императрица Елизавета повелела завезти в царские дворцы котов для ловли мышейСайт «Собака.ru» полез в подвал Зимнего дворца и поговорил с его хранителями о том, кто такие «эрмики» и как они, собственно, попали в  Эрмитаж.

Коты в Эрмитаже появились еще во времена Елизаветы. Одни говорят, что их специально завозили из Казани, другие настаивают, что завозили все-таки из Голландии. Долгое время коты ловили в подвалах крыс и мышей, за что получили титул «охранников картинных галерей».

После блокады Ленинграда животных не осталось вообще. В 1944 в город прибыло два эшелона котов из Ярославля, половину партии заселили в Зимний дворец. Потомков этих ярославских котов осталось совсем немного. Отличить настоящего эрмитажного кота (или «эрмика» как их тут называют) от обычного можно по пятнистой окраске — результату частого кровосмешения.

Сейчас придворных котов около шестидесяти. Постоянно появляются новые: кто-то приходит сам и нагло начинает есть из общей миски, кого-то в коробках оставляют прямо у служебного входа. Бросить их на улице у сотрудников не поднимается рука — все равно, что выкинуть картину из музея.

Каждому коту заводят паспорт с фотографией и отметками ветеринара. У каждого есть имя, придуманное сотрудниками Эрмитажа. Например, кота Вандейка нашли застрявшего в решетке вентиляционной трубы, ведущей в зал фламандца Антониса Ван Дейка. В общем, чтобы стать самым крутым, самым эстетичным котом в России приходится пережить приключения.

Тиша

Один из старожилов Эрмитажа, подобранный на Апраксином дворе. У него есть скверная привычка сидеть на трубах и подцеплять когтями головные уборы проходящих под ним посетителей музея. Кроме того, Тихон знаменит привычкой вести какую-никакую интимную жизнь, несмотря на то, что был кастрирован. Непримиримо он уже шесть лет продолжает метить территорию и ухаживать за кошками по весне.

Зита

Когда умирает кто-либо из сотрудников, а родственники отказываются забирать животных, их привозят сюда. Так заведено уже более 15-и лет. Кошка Зита приехала сюда лысой, только с кисточкой на кончике хвоста. Врачи посадили ее на нормальный корм и выходили — см. фотоиллюстрацию. Сотрудники музея назвают ее «ласковым диванным вариантом» или «подушечной кошкой».

Лучано Паваротти и Кузя

Лучано Паваротти (на фото слева) — кот из передержки, временного пристанища для бездомных животных, или животных, попавших в беду.

Почти полгода он просидел в клетке, был диким и запуганным. Из сгорбленного от заточения в клетке пугливого котенка от превратился в кота, размером с мейн-куна. Но до сих пор прячется от людей.

Кузя (на фото справа) — кот бывшей сотрудницы: она вышла на пенсию, но при этом не могла проходить мимо бездомных животных. Прокормить всех она была не в состоянии, так что двоих приютил Эрмитаж.

Кеша

В феврале двух трехмесячных котят нашли на улице сотрудники Эрмитажа рядом с музеем. Их назвали Кешей и Гошей, сейчас им по полгода и их планируют в скором времени пристроить в хорошие руки.

Сортудники за этот год вместе с волонерами из Музея кошек раздали девять животных. От новых владельцев требуют показать паспорт и оставить координаты для связи, а коты сопровождаются сертификатом Эрмитажа.

Котиночка

Котиночка из немногих потомков эрмитажных кошек 1944 года. Помимо знаменитой пятнистой окраски у нее есть счастливая метка — бабочка на спине. Около пяти лет назад один аспирант ветеринарной академии написал диссертацию, в которой попытался доказать, что за века в Эрмитаже появилась собственная закрытая популяция. Выводам доверяют не особо, но породу условно называют «эрмитажная придворная». Кошке-долгожителю 14 лет, со стороны может показаться, что она кого-то дразнит, но высунутый язык — не от дерзости, а от отсутствия зубов.

Муся

Муся по кличке «рваное ухо» — дикая кошка, никого к себе не подпускает. Появилась в Эрмитаже около трех лет назад уже взрослой: пришла ли сама или кто-то подкинул — неизвестно. Ухо, скорее всего, — боевая травма после схватки с собаками.

Марта

Обнаружена в эрмитажном дворе музейными смотрителями античного сектора. Шесть часов просидела на трансформаторной будке, говорят, что кто-то спустил или выкинул ее прямо окна музея. Когда операция по спасению была успешно завершена, врач диагностировал ей панлейкопению — чуму в тяжелой форме. Кошку буквально вытащили с того света, из последствий остались слабая печень и аллергия на курицу. Когда кто-то из людей, спускается в подвал выбрать себе животное, чтобы унести домой, Марта прыгает в каждую сумку, но ее пока никто не взял.

Вася

Десять лет назад в Эрмитаж позвонила женщина и сказала, что подобрала семимесячного котенка, отбив у подростков, которые содрали ему кожу с передней лапы почти до кости. Первое время кот прятался в метровой вентиляционной трубе в одном из теплоцентров, но потом постепенно привык к людям.

Муфта

Никто не помнит, как она сюда попала, но прозвище получила характерное за свой большой живот, напоминающий меховую муфту. Несколько месяцев все ждали пока она родит. Оказалось — просто толстая. Трехцветную кошку любят многие сотрудники за гордый характер. Если ей что-то запретить, то она обидится и уйдет. Любит спать в коробке на служебной лестнице, подслушивая кулуарные разговоры.

Фото: Алексей Щербаков
Иллюстрация: www.fatcatart.ru