Чем грозят межнациональные трения в Карачаево-Черкесии югу России.

В последние 20 лет непростые взаимоотношения коренных национальностей республики явились мощным фактором дестабилизации региона, оказав влияние на весь юг России. И местные власти пытаются сделать все, чтобы не допустить новых этнических конфликтов в республике.

Карачаево-Черкесия — одна из семи северокавказских республик, граничащая с Кабардино-Балкарией, Абхазией, Краснодарским краем и Ставропольем. Итогом сложных исторических процессов стало сосуществование на одной территории пяти «коренных народов»

Национальный вопрос сегодня является ключевым для идентичности Карачаево-Черкесии. Достаточно сказать, что именно местный парламент впервые в России потребовал ввести на всей территории страны уголовную ответственность за отрицание геноцида.

В том, что Карачаево-Черкесия сохранилась как единая административно-территориальная единица до настоящего времени, заслуга именно федерального центра. Существование конкурирующих между собой народов в рамках единой КЧР позволяет Кремлю выступать в качестве равноудаленного арбитра, чьей поддержкой стараются заручиться обе стороны.

Почти все инвестиционные проекты, за исключением некоторых инфраструктурных, реализуются в районах, населенных карачаевцами и русскими, и направление туда федерального финансового потока может трактоваться черкесо-абазинским меньшинством как целенаправленная поддержка карачаевских районов в ущерб остальным. 

С точки зрения Москвы, усиление позиций черкесов в КЧР выглядит опасным.

Кабардинцы из соседней с КЧР Кабардино-Балкарии, адыгейцы, черкесы и шапсуги являются близкородственными этносами с самоназванием «адыги», а среди их национальных движений и вовсе популярно утверждение, что они единый народ.

В Карачаево-Черкесии российская власть продолжает играть на противоречиях кавказских народов и заливать регион деньгами, поддерживая таким образом условную стабильность там, где безработица, коррумпированность государственных институтов власти и отсутствие социальных лифтов делают молодежь крайне восприимчивой к радикальным религиозным и националистическим идеям.

Но отсутствие общей идентичности, пришедшей на смену советской, ставит под вопрос будущее не только отдельной республики, но и всего юга РФ. Пресловутые «россияне» с размытой культурой и непонятной «многонациональностью» на Кавказе явно проигрывают четкой национальной идентификации, имеющей под собой многовековую историю, свои праздники и даты скорби.