От Жириновского до Онищенко. Конец эпохи шутов
Геннадий Онищенко — Юрий Никулин на детском утреннике, Аристофан в программе «Аншлаг». Его ораторское мастерство, его продуманный сценический образ, его уверенность в себе — все на голову выше, чем у конкурентов.
Вот мое любимое, про суши. «Чего вам неймется? Приходите в ресторан — пусть вам сварят рыбу. Ешьте то, к чему привыкла ваша генетическая память. Я видел, как поглощают эту рыбу — Хичкок тут мальчишка. Люди глотают ломоть непонятно чего, которое уже начинает разлагаться, и довольные сидят».
Во-первых, честно: сырая рыба может быть опасной. Во-вторых, умно: ну какой еще санитарный врач отличит саспенс от сепсиса, а Хичкока от гонококка? В-третьих, поэтично: тут вам и хлесткое «разлагаться», и высокое «поглощают». Наконец, эффективно: после этой реплики Онищенко я так и не решился поесть суши.
Онищенко никто не переплюнет, а записной шутник Путин рядом с ним — что Галкин подле Райкина. Бывший глава Роспотребнадзора — человек не нашего, мелкого времени. Он начинал в девяностые. В 1995-м (удивительный эпизод биографии) побывал в чеченском плену. В 1996 году стал главным санитарным врачом — и был у власти семнадцать лет.
А хорошо девяностые обозвали лихими: в этом слове есть и страх, и удаль. Может, те времена и не были такими уж страшными, зато были смерть какими удалыми и веселыми. Десятилетиями политики ходили в каракулевой шапке и с постной рожей — и вдруг все переменилось. Периоды оттепели всегда совпадали с вольностями в одежде: Хрущев мог позволить себе вышиванку, Горбачев — французский пиджак. Но настоящее раздолье началось с распадом СССР — сразу перестало быть понятно, что прилично, а что нет. И лицо, и одежда, и душа, и мысли — все стандарты исчезли. Оттепели заканчиваются либо заморозками, либо грязной кашей — и вот это как раз была каша.
Иконой эпохи стал депутат Вячеслав Марычев, эксцентричный, как пять Онищенко, грустный шут с трагической судьбой. Марычев приходил на заседания в арестантской робе и с накладной грудью, он организовал фракцию сексуальных меньшинств, в которую сам же и вступил. А потом он умер, избитый в питерской подворотне скучными и прагматичными людьми.
Была такая гипотеза — забыл автора, — что афинская демократия происходит из пиратства. Мол, агора — рыночная площадь и полисный парламент — это всего лишь усовершенствованная палуба пиратской галеры, где все громко кричат и делят добычу. Может, и врал историк, но ранние девяностые хорошо иллюстрируют его мысль. Эпоха парламента, рынка и пиратства — громче крикнешь, больше достанется. Недаром именно партия по-античному красноречивого Жириновского (в которой и состоял Марычев) показывала лучший результат.
Веселье и удаль пронизывали все: и председатель правительства был мужик хоть куда, и президент отжигал будь здоров. Алкоголизм Ельцина никем не воспринимался как болезнь, он был приколом, сценическим эффектом, особенностью амплуа.
В новом веке роли разделились. Дума осталась крепостным театром в пятьсот голов, а серьезные баре засели в правительстве. Теперь шуткует только тот, кто ничего не решает. За одним единственным исключением.
Онищенко был предпоследним. Да, его не увольняют в никуда, ему дали синекуру при Медведеве, но это политическое небытие, где томятся бывшие титаны Владислав Сурков и Валентина Матвиенко. На мелкой должности не поблистаешь.
Гипотеза сродни той, античной: Онищенко уволили не потому, что подошел срок пенсии. А потому, что развлекать народ имеет право лишь один человек — Нерон лучше всех правит, и он же поет лучше всех. И тут наша пиратская древнегреческая демократия превращается в театральную римскую тиранию.
Что ж, пираты Эгейского моря — в прошлом, все поделили без нас, нечего приводить сократовские аргументы и хвататься за бронзовый меч. Мастерство Онищенко больше не востребовано. Захотят запретить очередные огурцы — запретят без информационной поддержки.
Недавно наш корреспондент брал у Жириновского комментарий по актуальной теме — и вся редакция замерла, услышав в трубке характерный голос. Увы, Жириновский не сказал ни единого «однозначно», он был осторожен, скучен, серьезен и сер, как Москва за окном.
Прощайте, Геннадий Онищенко. Спокойной вам старости в тени тех, кто не стоит одной вашей шутки.
Комментарии
Лихо одноглазое (одноглазенькое) — в восточнославянской мифологии дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь вредит ему. Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи у злого духа.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%85%D0%BE
----
Лихо - это горе.
Именно при Онищенко колбаса стала соевой, молокопродукты пальмовыми, мясо с антибиотиками и гормонами роста, рыба несъедобной и проч.
Бесспорная заслуга Онищенко в том, что наш продуктовый рынок превратился в свалку отходов. Причем, дорогостоящих.
О какой порядочности здесь может идти речь в принципе?
советское время вы очень аппетитно ели колбасу, в которой вместо сои была так называемая пищевая бумага. Что касается антибиотиков - то они у нас всегда добавлялись, вместе с вакцинами. Онищенко делал все, что мог - но куда он мог деться, когда этот жалкий лжедмитрий ликвидировал ГОСТы? Не стрелять же этого чудака. Потом сидеть...а из-за кого? из-за людишек, которые в ответ хают ? Что касается свалки отходов - формально продукты были съедобные. Формально они соответствовали санитанрым нормам Запада. Для нас. Ну а наши нормы жалкий ликвидировал.
Прощай санитарный шут Онищенко!
Что касается юморных качеств - по мне лучше пусть будет хмурый профессионал, озабоченный лишь тем, как эффективнее построить работу вверенного ведомства на благо людям и страны в целом... Наше сегодня уже давно не располагает к юмору, тем более от тех, от чьей работы мы ждём результатов, а не хохм...
Сходство его с Жириновским в том, что он как флюгер, действовал по дуновению политического ветра. Это ощущалось.
сколько дэбилов....Грустно.......................
БРАВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
А так хочется заморозков
Я помню эти времена, все считали," раз пьет, значит свой мужик." И только поэтому поверили Ельцину. Помню как у нас во дворе (по всей стране)- зарплата, аванс, надо скинуться и выпить. Сегодня- люди, оставшиеся в живых (пенсионеры) выживают ка могут. Отец моей подруги и одноклассницы до сих пор считает, что они пропили страну .