Библиотеки в России
Первую известную на территории Древней Руси библиотеку основал в 1037 году в Софийском соборе Киева князь Ярослав Мудрый. Чуть позже возникла библиотека Киево-Печерского монастыря, формировались библиотеки в Новгороде, Ростове, Владимире, Смоленске, Пскове, Полоцке. Личные собрания рукописей имелись у князей и представителей высшего духовенства. В XIII XV веках были основаны библиотеки в Чудовом, Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Соловецком монастырях, при дворах митрополитов. Наряду с книгами религиозного содержания в монастырях хранились и переписывались исторические хроники, летописи, жития, хождения, лечебники, травники, сочинения по географии.
Особо стоит сказать о так называемой библиотеке Ивана Грозного. Это собрание античных греческих и латинских рукописей, якобы хранившихся при дворе московских великих князей и царей в конце XV и в течение XVI века По легенде, книги привезла в Москву невеста Ивана III Софья Палеолог. Согласно свидетельствам современников, в 1565 году при Иване Грозном библиотека размещалась в Кремле в двух подвалах. В XVII веке сведений о ней уже нет. Возможно, она погибла в начале столетия, во время потрясений Смутного времени. Не исключено, впрочем, что книжная сокровищница московских правителей была кем-то вывезена за рубеж либо, напротив, надежно перепрятана в России. Многие серьезные ученые (Забелин, Соболевский, Тихомиров) верили в ее существование. Правда, поиски библиотеки в течение XVIII XX вв. в Кремле, Коломенском, Александровской слободе оказались безуспешными.
К XVI веку уже сложилась практика составления описей монастырских и церковных библиотек. Очень важным этапом в создании государственных и частных библиотек стало возникновение книгопечатания. К концу столетия книжный фонд России составлял примерно 260 350 тысяч томов (печатных лишь 6 8%), причем в монастырях находилось больше трети всех книжных сокровищ. В конце XVII века уже формировались первые специализированные библиотеки: Типографская при Печатном дворе, собрания при Пушкарском и Аптекарском приказах. В библиотеку Посольского приказа собирали книги по истории и внешней политике, значительным собранием располагала Славяно-греко-латинская академия.
Реформы Петра Великого содействовали росту числа специальных и появлению учебных и первых публичных библиотек. Они располагали светской литературой по всем отраслям знаний. Одновременно с Кунсткамерой в Петербурге была основана и Библиотека Академии наук; с 1728 года в определенные дни и часы она открыла свои двери для всех желающих. На основе прежней Патриаршей власти организовали Синодальную библиотеку. А в 1756 году открылась Библиотека Московского университета. В 1780-х годах в старой столице издатель и просветитель Николай Новиков открыл бесплатную библиотеку-читальню. На добровольные пожертвования создавались бесплатные библиотеки в губернских городах. Среди личных собраний XVIII века выделялись библиотеки Петра Великого, Якова Брюса, Волынского, Воронцовых, Ломоносова, Меншикова, Миллера, Мусина-Пушкина, Потемкина, Татищева, Шереметевых. Но крупнейшей очень долго являлась дворцовая библиотека в Эрмитаже.
С начала XIX века в Российской империи шел бурный рост числа библиотек в средних и высших учебных заведениях, в воинских частях. С середины столетия открывались публичные библиотеки в губернских и уездных центрах, народные библиотеки просветительских обществ и комитетов грамотности. Еще в 1814 году в Петербурге открыла свои залы для читателей Императорская Публичная библиотека (ныне Российская национальная). В 1862 году основана Московская публичная библиотека как отделение Румянцевского музея (ныне Российская государственная); чуть позже возникли научные библиотеки Политехнического и Исторического музеев. Из коммерческих библиотек особой популярностью пользовались собрание Плавильщикова в Петербурге (по завещанию перешло к Смирдину), а в Москве - книгоиздателя Селивановского.
М. Самохина
Из жизни сегодняшних российских библиотек: заметки библиотечного социолога
Прогулка по статистике — с отступлениями и размышлениями
Сколько всего библиотек в России, каков их фонд, сколько россиян и за какими материалами туда обращается — точно никому не известно. Эксперты называют различные цифры — 100, 130, 150 тысяч библиотек.
Большинство (о котором, собственно, и нет кумулированных статистических данных) — это библиотеки заводов и больниц, университетов и музеев, воинских частей, кораблей, железнодорожных станций, тюрем и исправительных колоний. Среди них — примерно 67 тысяч школьных библиотек (подведомственных Министерству образования). Это, наверное, самая большая группа; поэтому я сочла необходимым кое-что рассказать о ней в отдельной части своих заметок.
Более 50 тысяч — самостоятельные библиотеки разного статуса — федеральные, региональные, муниципальные. Собственно, большинство муниципальных тоже нельзя назвать совсем самостоятельными — они входят в качестве филиалов в городские и районные централизованные библиотечные системы (ЦБС). Но, как бы то ни было, подавляющее большинство самостоятельных библиотек относится к ведению Министерства культуры и массовых коммуникаций (так оно называется после недавнего реформирования). Примерно 75% этих библиотек (около 38 тысяч) — сельские; сегодняшним изменениям в жизни некоторых из них будет посвящена самая большая часть статьи…
Много чего произошло в бурные 90-е. Вместе с обкомами и райкомами исчезли их библиотеки — с очень, между прочим, неплохими фондами. Сотни предприятий меняли форму собственности, перепрофилировались, останавливались, объявляли себя банкротами — и прекращали финансировать свои библиотеки, выдававшие не только художественную, но и специальную литературу. Большинство профсоюзных и ведомственных библиотек было закрыто — учредители отказывались содержать их, как отказывались от детских садов, Домов культуры, спортивных школ и всего, что называется “социалкой”. Часть “отказных” организаций переводилась на государственное финансирование. Государственные библиотеки тоже закрывались, хотя гораздо реже.
В целом за последнее десятилетие ХХ и в первые годы XXI в. число российских библиотек уменьшилось примерно на 15%. А в ближайшее время это число снова должно значительно сократиться — таковы будут, судя по всему, последствия принятия Закона № 122 (того самого пресловутого закона, по которому происходит монетизация льгот).
Собирает статистические данные (только по самостоятельным библиотечным организациям) Министерство культуры и массовых коммуникаций. Если верить статистике, совокупный фонд общедоступных (публичных) библиотек — более миллиарда экземпляров, число пользователей — около 60 миллионов человек. Эти цифры с колебаниями в 1—2% сохраняются со второй половины 90-х гг.
Библиотеки — самые востребованные из учреждений культуры. Их посещает — хотя бы раз в год — более 40% россиян. Конечно, статистика здесь лукавит — ведь единого читательского билета нет; один и тот же человек может быть “учтен” несколько раз. Но, с другой стороны, в эти расчеты не включены, например, школьные библиотеки, где охват — фактически стопроцентный. Ежегодное же число посещений (только все тех же библиотек-организаций) более чем втрое превышает посещаемость музеев, театров, клубов, цирков, вместе взятых. Каждый третий пользователь младше 14 лет. А если брать учащуюся молодежь в целом, то она составляет более половины (в некоторых публичных и даже научных библиотеках — до 80%) посетителей.
Отметим, что в библиотечной статистике теперь употребляется неблагозвучное слово “пользователь”, а не прежнее милое “читатель”. Разумеется, связь библиотеки с чтением не перестала существовать, просто она перестала быть единственной или самой главной. Модернизация библиотек в России (как и во всем мире) связана прежде всего с их техническим оснащением, с новыми технологиями, которые должны обеспечить “свободный и оперативный доступ населения к информации” (это уже клише). Рядом с печатными появляются и занимают все большее место в фондах электронные документы. Хотя библиотековеды, культурологи, представители информационных наук ведут острые споры о сущности и функциях библиотеки, о ее цели и принципах деятельности, они уже достаточно давно не считают ее только собранием книг или печатных документов, а рассматривают как информационную систему или как социальный институт, собирающий, хранящий и распространяющий информацию, так или иначе в центре оказывается именно информация, а не книга, зачастую — вообще не документ, физически присутствующий в библиотеке.
Комментарии
Я думаю, что важность библиотек уменьшается и их количество будет сокращаться. Это обидно, но я не уверен, что плохо. Масса источников есть в Интернете, в т.ч. в бесплатном доступе. Лично я иду в библиотеку только если нужной книги, фильма, диска не нашел там, а это бывает редко. С дальнейшим развитием интернета таких нечитателей станет больше.
С др. стороны, в библиотеки идут те, кому нужна помощь библиотекаря - не каждый может сам подобрать нужные материалы. Школьники, например. Кроме того, библиотеки ведут большую популяризаторскую работу, устраивают разные мероприятия - чаще для детей, но и для взрослых тоже.
Так что не исключено, что у библиотек есть будущее. Мне бы этого хотелось.
Сейчас молодежь хоть немного, но читает, а вот лет 15 назад они совсем не брали книг в руки. Как ни странно, проблему решил "Гарри Поттер", тогда подростки взахлеб читали толстые книжки про магию, и приобрели навык и интерес )
С др. стороны, библиотеки не обязательно должны отмереть. М.б. они как-то изменятся. Станут местами общения, например. Ведь у всех есть душ и ванна, но бани остались. И рестораны есть, несмотря на то, что у всех есть кухни, плиты и т.д.