О памятнике Феликсу Дзержинскому (старая статья на вновь актуальную тему)

На модерации Отложенный

В 2002 году тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков пробросил идею о восстановлении памятника Дзержинскому на Лубянской площади Москвы. Очевидно, что со стороны Лужкова это был аккуратный или зондажный экивок, адресованный новому президенту страны.
Тогда же (18 сентября 2002 г.) я откликнулся на эту идею статьёй в "Российской газете", которая, на мой взгляд, не потеряла актуальности до сих пор.
Кстати, как и высказанное тогда мною предложение поставить на Лубянской площади памятник участникам и жертвам Гражданской войны в России - в виде стоящих на одном постаменте фигур Белого генерала и Красного комиссара.
Ниже - упомянутая статья.

ПРАВИЛА УСТАНОВКИ ПАМЯТНИКОВ
Почему Лужков не попал в историю?

Самый мягкий эпитет, которым можно охарактеризовать предложение Юрия Лужкова о восстановлении в Москве памятника Дзержинскому, — нелепое. И не только потому, что московский мэр создал проблему на совершенно ровном месте. И даже не потому, что он политически подставился для ударов со всех сторон. Но и потому, что Юрий Михайлович, вернись времена Феликса Эдмундовича, наверняка бы оказался в камере ОГПУ. Ведь как ни рассматривай политическую фигуру московского мэра, не то что на большевика-ленинца, но даже на меньшевика или эсера он не тянет. В лучшем случае кадет, а скорее — октябрист, то есть очевидный клиент Железного Феликса.

Но дело, впрочем, не в этом. Если сам Лужков поставил крест на своей политической карьере, то нам-то что о ней беспокоиться. Мэры приходят и уходят, проблема памятников, однако, остается. И вот по этой проблеме хотелось бы высказать несколько не вполне оригинальных предложений.

Первое. Не надо ни при каких режимах ставить памятники на площадях ни белым, ни красным, ни царским, ни советским, ни демократическим министрам внутренних дел, руководителям системы политического сыска, тайной полиции и т.п.

Люди, которые в разное время и при разных режимах занимали эти посты, творили и полезные для общества дела, и — неизбежно — такие, за которые памятники не ставят. Просто потому, что эти люди (сами-то они это понимали) возглавляли репрессивные органы государства.
Если хотите, заступая на свой пост, они собственной рукой вычеркивали себя из списка тех, кому полагается памятник. 

Второе. Всем, кто в России принимает решения о возведении памятников, неплохо бы знать, что по крайней мере в 1918—1920 годах в нашей стране шла Гражданская война. То есть граждане одной страны убивали друг друга. А посему до тех пор, пока жива о той войне историческая память, а она жива, ибо не об эпохе Ивана Грозного речь и даже не о пугачевском бунте, до тех пор лишь возрождению фантома этой войны способствуют предложении «демократов» ставить памятники белым генералам и коммунистов — возводить монументы генералам красным.

Третье. И красные, и белые генералы, инициаторы и красного, и белого террора, полководцы и красных, и белых политических армий могут и даже должны быть увековечены в бронзе или камне не то что на Лубянской, но даже и на Красной (если позволят архитекторы) площади Москвы — в назидание потомкам. Но это должен быть памятник Гражданской войне начала XX века в России. Многофигурный памятник: и Дзержинский и Колчак, и Троцкий и Деникин, и Антонов и Тухачевский, и Савинков и Крыленко... И так далее, и так далее — насколько хватит места и материала. 
Это же так ясно...

Может быть найдется наконец в России влиятельный политик, который добьется, чтобы именно этим, единственно возможным способом была наконец остановлена гражданская война в стране. Хотя бы гражданская война памятников.
18 сентября 2002 года