Орлов-Фельдбин - человек системы: чекист, террорист, перебежчик

Александр Михайлович Орлов (1895-1973), настоящее имя – Лев Лазаревич Фельдбин, родился в Бобруйске, Минской губернии, в еврейской семье. Получил домашнее образование, работал конторщиком.
В 1916г. был призван в армию, службу проходил в тыловых частях. После крушения Российской Империи примкнул к меньшевикам, в партию большевиков вступил в 1920г. С марта 1918г. – в РККА, служил в Особом отделе 12й армии, командовал отрядом Особого назначения. Активный участник Красного террора в Киеве: «раскрыл» несколько «шпионских организаций».
В органах ВЧК с 1920г.: протекцию ему составила Роза Шварц. В 1920-1921гг. А.М.Орлов – сотрудник Архангельской ЧК, особоуполномоченный по фильтрации белых офицеров на Севере, и, одновременно, начальник агентурно-следственного отделения. «Фильтрация» бывших белых офицеров была простой: под предлогом регистрации их просили явиться в ЧК, где их тут же арестовывали Затем Орлов составлял по результатам допросов списки лиц, подлежащих уничтожению, а приговор ревтрибунала оформлялся «задним числом» и звучал стандартно: «за контрреволюционные убеждения – расстрелять». По «спискам Орлова» было казнено свыше 2 тысяч человек[1].
В 1924г. Орлов был взят на работу в Экономическое управление ГПУ: его начальником был двоюродный брат Орлова, З.Б.Кацнельсон. а в 1926г. Орлова перевели в ИНО ОГПУ- во внешнюю разведку. Неоднократно выезжал на нелегальную работу в Эстонию, Швецию, Англию, США. В 1934г. ему поручили курировать знаменитую «кембриджскую пятерку» и персонально советского агента Кима Филби. Однако Орлов работал с Филби неаккуратно, и тот был «засвечен».
В 1936г. А.Орлов был направлен в Испанию резидентом и главным советником по внутренней безопасности и контрразведке республиканского либерально-марксистского правительства Испании. Он, во время Гражданской войны в Испании, организовал испанский аналог НКВД: "Службу Военной Информации" (SIM). Действия Александра Орлова и его указания испанским «чекистам» носили откровенно выраженный преступный характер: Орлов санкционировал пытки и «исчезновения» и массовые казни противников республиканского режима. 7 ноября 1936 года, когда шли бои за Мадрид, он руководил операцией по уничтожению 8000 политзаключенных из столичных тюрем. Их ночью вывезли из Мадрида и тайно расстреляли в уединенной местности юго-восточнее города. Вместе с Орловым операцией руководили 20-летние лидеры "социалистической молодежи" Сантьяго Каррильо и Хосе Касорла. Среди ее вдохновителей были также советские "советники" и "консультанты" - чекист-журналист-публицист Кольцов и уполномоченный НКВД в Испании Берзин.
Особое внимание Орлов уделял борьбе с церковью - разрушение церквей, осквернение храмов и расстрелы священнослужителей, являлось одним из приоритетных направлений его деятельности.. Некоторых арестованных Орлов приказывал вывозить в СССР, особенно это касалось бывших участников Белого движения и эмигрантов, которых в Испании жило много. Агентура SIM пронизывала всю территорию находящуюся под контролем республиканского правительства.
Результатом «деятельности» SIM стала гибель десятков тысяч человек, и эти люди – на совести Александра Орлова: расстрельные списки чаще всего утверждал он, не доверяя это дело испанским «коллегам».
В 1937г. А,М.Орлов руководил подавлением выступления анархистов в Каталонии, приказал применять боевые газы при «зачистках» горных районов[4]. В июне 1937г. Орлов организовал похищение лидера троцкистской организации ПОУМ Андреса Нина; после пыток, по приказу Орлова, Нин был тайно убит. После этих «успехов» Н.И.Ежов поручил Орлову создание в Испании диверсионной школы для подготовки боевиков, предназначенных к заброске в другие страны. Среди «учащихся» этой школы был М.Коэн, будущий связной «Красной Капеллы», и один из организаторов убийства .Троцкого - И.Р.Григулевич.
А.М.Орлов был одним из организаторов вывоза в СССР испанского золотого запаса. Часть этого золота он, с ведома М.А.Трилиссера, похитил[5].
В июне 1938г. Орлов получил приказ приехать в Антверпен на встречу с представителем Москвы С.М.Шпигельгласом. К этому времени в СССР началось расследование злоупотреблений во внешней разведке: этим вопросом занимался К.Е.Ворошилов, и к Орлову возникло много претензий. Кроме того, Орлов понимал, что его могут ликвидировать. Орлов бежал в США, прихватив еще 60 тысяч долларов из оперативных средств. Чтобы застраховаться от возможных проблем, Орлов написал письмо Ежову и Сталину, где угрожал раскрыть американцам советскую агентуру, если его тронут[6]. Орлова не тронули, несмотря даже на то, что он предупредил Троцкого о готовящемся на него покушении, но не из-за его угроз, а потому, что гарантию безопасности ему дал лично президент США Рузвельт, и Сталин не хотел портить с американцами отношений. Предупредивший Орлова об опасности С.М.Шпигельглас был расстрелян.
Был расстрелян и З.Б.Кацнельсон, давший когда-то протекцию для работы Орлова в ИНО ОГПУ.
Был расстрелян связанный с Орловым по работе в Испании З.И.Пассов, которому было известно о применяемых им «методах» в организации испанских спецслужб.
В 1940г. были казнены соучастники Орлова по афере с испанским золотом М.А.Трилиссер и А.И.Розенберг.
До 1952г. А.М.Орлов находился под домашним арестом: ради безопасности ФБР содержало его на специально охраняемой даче, которую ему запретили покидать. После 1952г. получил известность как публицист, автор многих разоблачавших преступления коммунистического режима книг. Но относиться к этим книгам нужно осторожно: Орлов стремился к коммерческому успеху, поэтому в его сочинениях много вымысла. Кроме того, в них имеет место откровенно «заказной» характер: американские спецслужбы требовали «отрабатывать» спасение ему жизни.
В начале 1960х годов Н.С.Хрущев через советского журналиста и разведчика М.Феоктистова предложил Орлову вернуться в СССР: Орлову предлагали вернуть все награды и звание, уверяли, что не считают его предателем. Но он отказался.
А.М.Орлов внезапно умер в 1973г. в Кливленде.
Сегодня, ряд либеральных СМИ в нашей стране, преподносят Орлова-Фельдбина, как выдающегося советского разведчика, беглеца от "сталинского произвола", но не предателя. Однако факты его биографии и вся его деятельность, говорят об одном: он был ярко выраженным человеком той системы, которой служил - чекистом, террористом... и предателем этой системы.
Комментарии