Вопрос цены Сибири перерастает из мифической в реальную действительность.

На модерации Отложенный Благословенная Сибирь
 ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Зачем географию учить — извозчик сам довезет, — говаривали богатые русские аристократы, подкрепляя слова Александра Пушкина о «ленивом и нелюбопытном» народе.

Вацлав Радзивинович (Wacław Radziwinowicz)
Сибирь
 
Контекст
Комментарии:130

21/10/2013


Сейчас роль извозчика, который всегда довезет, куда нужно, играет Сибирь. Зачем утруждать себя, модернизироваться, проводить реформы, когда можно так легко достать из этой бездонной сокровищницы что-то, что можно выгодно продать, а на вырученные деньги накупить гаджетов, Жераров Депардье, хлеба, зрелищ и обеспечить стране вечное общественное спокойствие. 

Говорят, что Сибирь — это «проклятие России», потому что наполненный богатствами гигантский континент, из которого в кассу Кремля много веков подряд текут реки денег за меха, золото, алмазы, нефть или газ, снимает с правителей обязанность модернизировать страну. В итоге Россия, как герой популярной русской сказки Емеля, продолжает спать на печи. 

Проклятие заключается еще и в том, что Сибирь много лет забирала у страны «фермент» — людей, энергия которых позволила бы изменить страну. Потенциальные подстрекатели находили прибежище и поле для действий на освоении бескрайных просторов «за Камнем», как называли в XVI и XVII веках Урал. Это была территория свободы, потому что «из-за Камня» беглых не выдавали. Туда попали и там сгинули сосланные декабристы, которым в любом случае не было суждено покончить с косным самодержавием. Там рубили тайгу «антисоветчики». Нам это тоже известно, потому что Сибирь полтора столетия тянула лучшие соки и из нас: множество выдающихся поляков вместо того, что трудиться на благо родины, отправились под конвоем осваивать Камчатку или берега Байкала. 

***

Сибирь несправедливо называть балластом прогресса, пишут Владислав Иноземцев и Валерий Зубов в появившейся на полках московских книжных магазинов и заслуживающей перевода на польский язык книге «Сибирское Благословение». Следует упомянуть не только, кем являются эти авторы, но и кем они не являются. В частности, они не принадлежат, как большинство российских публицистов и политиков, к сторонникам насаждаемых мифов: например, мифов о соседях, которые взяли Россию в плотное кольцо и того и гляди пойдут на штурм. Когда Российская Федерация собиралась вступить во Всемирную торговую организацию, ее «ленивые и нелюбопытные» политики и публицисты в один голос твердили, что это уничтожит отечественное сельское хозяйство, поскольку правительство не сможет давать ему дотации. Влиятельный экономист и публицист Иноземцев не ленился, а сделал расчеты и прервал поток жалоб, написав, что до введения ограничений российское руководство не выделяло крестьянам и половины суммы в девять миллиардов долларов, которую оно сможет направлять им после вступления в ВТО. Развенчание популярных мифов — это конек Иноземцева. Экономист Валерий Зубов — депутат и экс-губернатор Красноярского края, считается одним из лучших экспертов по проблемам Сибири.

Восточная Сибирь


Читайте также: Сибирский вызов царя Путина

Представленный и всесторонне доказываемый в книге тезис сводится к тому, что земли «за Камнем» — это фундамент и надежда России, а вовсе не ее проклятие. Это огромное пространство, подобно западным территориям США (только в более быстром темпе), колонизировали авантюристы и переселенцы. Сибирские города были основаны даже раньше американских. Несчастье Сибири, которое преследует ее до сих пор, состояло в том, что Дикий Запад колонизировали частные граждане, чтобы работать и обогащаться, а завоевание русского Дальнего Востока было направлено на поиск источника дохода для государства. И если западные американские штаты стали сейчас самой развитой, освоенной и густонаселенной частью США, то Сибирь остается «безраздельно зависимой от Москвы колонией».

На 12,8 миллионах квадратных километров (70% территории РФ) живет около 27 миллионов человек (одна пятая населении страны). Здесь добывают 100% российского никеля и платины, 98% алмазов, 85% золота, 90% газа и 70% нефти. Экспорт этого сырья обеспечивает практически половину доходов бюджета, при этом самой Сибири остается мало, поскольку две трети налогов, таможенных и акцизных сборов в России забирает Москва.

Благодаря этим доходам Кремль может позволить себе демонстрировать миру, что Россия «поднялась с колен» и располагает средствами на рекордно дорогую Олимпиаду в Сочи, на чемпионат мира по футболу, и ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге. В Москве появляются идеи относительно Сибири. От планов строительства железной дороги в Арктику, от которой советские руководители со спокойно душой отказались после смерти Сталина, до возведения никому ненужного моста на Сахалин и соединяющего Сибирь с Аляской тоннеля под Беринговым проливом (85 километров). Стоимость последнего проекта оценивается в 20 миллиардов долларов, и это только приблизительные подсчеты. На Олимпиаду в Сочи должно было хватить 12 миллиардов, однако расходы уже превысили 50. 

*** 

Между тем Сибири нужны не впечатляющие мир громкие проекты, рассчитанные на публику, а обычные дороги, квартиры, модернизация методов добычи нефти — сейчас они настолько примитивны, что позволяют получить из месторождений не более трети их сырья. 

Авторы «Сибирского Благословения» пишут: «Проклятие для Сибири — это Москва с ее имперскими амбициями, бюрократическим духом, устаревшими представлениями о национальных интересах и внешней политикой, построенной по канонам позапрошлого века». Они предсказывают, что жители зауральских территорий — отважные и предприимчивые люди — напомнят о своих правах на владение этой огромной территорией, о праве на самостоятельность и экономическую инициативу. А с этими правами они смогут модернизировать страну. 

Хотя книга Иноземева и Зубова посвящена Сибири, в ней сказано много важных вещей обо всей России. И это совсем неудивительно, ведь она на три четверти состоит из земель «за Камнем».

Оригинал публикации: Syberia błogosławiona

Опубликовано: 19/10/2013 14:30



Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20131021/214072678.html#ixzz2iOFUMkcP 
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook


Готова ли Россия продать Сибирь?
 ("Nowa Europa Wschodnia", Польша)
Якуб Корейба (Jakub Korejba)
Сибирь
 
Контекст
Комментарии:572

11/04/2013

Азиатская часть России стремительно становится все более «азиатской» и все менее «русской». В связи с этим контролируемая смена владельца зауральских территорий могла бы стать для Кремля лучшим способом избавиться от проблем, которые Сибирь и Дальний Восток доставляют руководству страны. 

В ходе выездного заседания правительства в Якутске Дмитрий Медведев подписал новую программу развития региона и поручил проанализировать содержание планов развития Дальнего Востока и Забайкалья. Премьер призвал создать там «новое качество жизни», а также «современные условия труда и отдыха». Медведев, в частности, хочет, чтобы один бюджетный рубль, вложенный в развитие региона, приводил за собой пять рублей из частных инвестиций. Наверняка осознавая, что подобные заявления имеют чисто риторический характер, глава правительства подчеркнул, что это «очень амбициозная задача», и уже сейчас неясно, откуда брать средства на ее финансирование (до 2017 года понадобится 526 миллиардов рублей). 

Проблема заключается в том, что, несмотря на исходящие из Кремля заклятия, угрозы и стимулы, азиатская часть России все сильнее погружается в депрессию, становясь потенциальной сферой экспансии других государств. Ее принадлежность к России становится тяжелым балластом, а возможность смены суверена - шансом на то, чтобы подняться в общественном и экономическом плане с постсоветского дна. 

Читайте также: Почему Россия не теряет Сибирь

Процесс отдаления друг от друга азиатской и европейской частей России вызван как внутренними, так и внешними причинами. Одним из самых знаковых, заметных и повлекших за собой серьезные последствия шагов Путина была последовательная централизация страны и подчинение общественных, экономических и политических процессов в регионах федеральному центру. Мотивация Путина и его команды кажется ясной: перед лицом чеченского сепаратизма и центробежных тенденций в регионах они опасались нового распада страны по сценарию ликвидации Советского Союза. Впрочем, сложно отрицать, что после двух сроков президентства Бориса Ельцина как региональные элиты, так и жители российской провинции видели все меньше смысла в сохранении своей юридической, экономической и политической зависимости от Москвы. Не желая повторения чеченского сценария в регионах, Путин энергично взялся за ограничение их автономии и формирование «вертикали власти». Его действия были вполне успешны, однако вместе с водой сепаратизма Кремль выплеснул «ребенка» - развитие и шансы на модернизацию.

Зимняя стоянка кораблей в Тюмени


Специфика позиции Дальнего Востока в политической системе современной России заключается в относительно слабой зависимости от Москвы и неэффективного осуществления исходящих от нее указов, а одновременно сильной подверженности данного региона влиянию внешних игроков. Российский Дальний Восток - это одно из немногих мест в современном мире, богатства которого еще ждут часа, когда они будут эффективно использованы. Это, по сути, большой холодильник Российской Федерации, в котором хранятся все продукты, необходимые для жизни населения и нормального функционирования государства. Между тем, при созданной в современной России политической системе этот регион не имеет шансов на активизацию своего потенциала. Поскольку губернаторы восточных субъектов федерации - это чаще всего чиновники, привезенные «в чемодане» из Москвы, задача которых - точно исполнять полученные приказы, сложно ожидать появления там новых энергичных лидеров, знающих проблемы региона и методы их решения. Проблема усугубляется тем, что наделенные руководящими функциями люди воспринимают пребывание в далеких от столицы уголках страны как мучительную ссылку в забытую богом провинцию в ожидании привлекательной синекуры в Москве. В итоге, совершенно игнорируя потребности местного населения, они в основном занимаются «аккумулированием капитала», то есть обирают подчиненных себе людей и хозяйственные субъекты.

Также по теме: Медведев намекает на «китайскую угрозу» на Дальнем Востоке

Слова Медведева свидетельствуют о том, что российская власть осознает усиливающуюся за Уралом угрозу экономической, общественной и политической целостности России в ее нынешних границах. Дальний Восток становится тем, чем в середине XIX  века была для царской империи Аляска. Тогда (как и сейчас) занятое подавлением несанкционированной властью гражданской активности центральное руководство не могло найти силы и средства, которые бы позволяли освоить отдаленные от столицы территории. Из-за своей неспособности контролировать такой большой и такой далекий от руководящего центра регион Россия уговаривала Америку совершить сделку, лишь бы только Аляска не попала в руки Великобритании, с которой Москва находилась тогда в натянутых отношениях. 

Тогда Аляска, а сейчас Дальний Восток демонстрируют несовместимость двух факторов: желания России удержать суверенную власть над гигантской территорией и принятой моделью управления, при которой все решения в регионах подчиняются воле федерального центра. 

В ситуации, когда для нынешней правящей команды отказаться от последовательно проводившейся централизации страны означало бы поставить под вопрос всю философию своей власти, возможно, стоило бы задуматься, какие плюсы извлекает сейчас Москва из обладания Дальним Востоком (пока его еще не захватили какие-нибудь соседи). Очевидно, что Москва не способна освоить эти территории, а при усилении внутренних проблем и внешнего давления пропасть между ценой сохранения там своей власти и плюсами, которые дает такое состояние вещей, будет неуклонно увеличиваться.

Оригинал публикации: "Czy Rosja jest już gotowa sprzedać Syberię"

Опубликовано: 10/04/2013 20:09



Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20130411/207941867.html#ixzz2iOGd0oro 
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook