Что там, в поле за «Арматой»?

Что там, в поле за «Арматой»?

 

Когда в СВО участвует все больше и больше техники, взятой из запасников, хочется задуматься о перспективе.

О перспективе появления в российской армии новой техники, которая будет способна переломить ход любого военного конфликта.

Так сказать, не количеством, а качеством.


Для этого нужно понимание того, что вообще находится на вооружении российской армии сегодня и какие образцы могут встать на вооружение завтра.

 

Бронетехника

 

 


Танки: Т-72, Т-80, Т-90. Все три модели разработки времен СССР, Т-90 является глубокой модернизацией Т-72.

Перспектива: Т-14 «Армата».

 

 

Проект Т-14 является продолжением разработок советского времени по теме танка для сетецентрической войны.

Отсюда Т-14 – не ОБТ, согласно концепции сетецентрической войны, используется, прежде всего, как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и танков Т-90 в составе тактического звена.

Время проведения работ: с 2009 года.

Статус: проходит испытания с 2020 года.

По-настоящему Т-14 оказался настолько дорогим, что применять его по прямому назначению нецелесообразно. Потому продолжили выпуск Т-80БВМ и Т-72Б3.

БМПТ «Терминатор»

 

Работы начались в 80-х годах прошлого века, то есть, в СССР. Продолжились с 1998 по 2002 годы. Изготовлена пробная серия, пройдены госиспытания, по результатам которых от серийного производства Минобороны РФ отказалось.

Статус: не производится.

Техника поддержки пехоты.

 

Представлена БМП-1, БМП-2, БМП-3, БТР-80 и БТР-82А, представляющими собой советские разработки.

Перспектива: «Объект 693» и «Объект 695» семейства «Курганец».

 

 

Статус: испытания с 2017 года. Не производится, не выпускается. Минобороны от закупки отказалось. В реальности машина имеет огромное количество недостатков, начиная от неграмотной компоновки и заканчивая огромной стоимостью.

Перспектива: БМ Т-15 проекта «Армата».

 

 

Статус: неопределенный. Уверенно можно сказать, что в серийное производство не пойдет по самой главной причине – стоимости.

Ракетные войска и артиллерия

 

ОТРК «Искандер». Работы начаты в СССР в 80-х годах прошлого века.

РСЗО «Град», «Ураган», «Смерч» разработаны в СССР.

 

 

РСЗО семейства «Торнадо» представляют собой модернизацию РСЗО «Град» и «Смерч».

Ствольная артиллерия

 

Абсолютно вся артиллерия российской армии («Малка», «Пион», «Гиацинт», «Гвоздика», «Акация», «Мста», «Хоста», «Нона») разработана в СССР.

Перспектива: САУ «Коалиция-СВ».

 

 

Первая действительно российская разработка. В основе лежат несколько советских проектов, но «Коалиция» действительно родилась в России.

Однако, несмотря на доклад бывшего вице-премьера по ВПК Юрия Борисова о том, что в 2018 году «Коалиция-СВ» закончила цикл государственных испытаний, никаких сведений о начале серийного производства и постановке на вооружение в 2022 году нет.

Противотанковые ракетные комплексы

 

Все без исключения ПТРК армии России созданы в СССР. В том числе и «новейшая» «Хризантема-С», разработки по которой были закончены С. П. Непобедимым в 90-х годах прошлого века, а задание на разработку было выдано в 1981 году.

Перспектива: нет.

Ручные противотанковые средства

Здесь на вооружении имеются две реально новые модели РПГ, РПГ-28 и РПГ-30, учитывающие появление современной динамической защиты.

Стрелковое вооружение

Все целиком и полностью, от пулеметов до пистолетов, за исключением снайперской винтовки АСВК – советской разработки.

Перспектива – более чем сомнительная.

Зенитные ракетные комплексы

 

Кроме С-500, который под грифами, все остальные ЗРК российской армии разработаны в СССР и в той или иной степени являются дальнейшими модернизациями ранее разработанных систем.

Перспектива – С-500, о которой почти нет данных.

Переносные зенитные ракетные комплексы.

 

 

Советские модернизации «Стрелы» и «Иглы» замещаются новым комплексом «Верба».

ПЗРК действительно новый, так что здесь пока о замене думать рано, хотя о более современной модели уже можно начинать.

Машины РХБЗ/РСЗО

 

Все тяжелые огнеметные системы разработаны в СССР.

Инженерная техника

 

Основное большинство опять же разработки СССР, но в инженерных машинах есть вкрапления совершенно новой техники, но не более 12-15%.

Военно-воздушные силы

 

Истребительная авиация  целиком и полностью состоит из самолетов советской разработки и их модернизаций.

 

 

Перспектива: Су-57 выпущенный в единичных экземплярах без особой надежды на будущее. Говорят, на заводе в Комсомольске-на-Амуре места не хватает. А больше заводов, которые можно привлечь к выпуску истребителей, нет.

Фронтовая авиация на 100% состоит из самолётов советской разработки, что бомбардировщики, что штурмовики.

Перспективы – нет.



Стратегическая и дальняя авиация на 100% состоят из самолетов советской разработки.

Перспективы – нет.

Работы по проект ПАК ДА свернуты, вместо них заново освоен выпуск Ту-160М.

Транспортная авиация. На 100% состоит из самолетов советской разработки.

Учебная авиация. Здесь в наличии Як-130, первый самолет, разработанный и построенный в России.

 

В связи с этим можно считать, что направление закрыто, поскольку срок службы учебного самолета несколько отличается от обычного.

Армейская авиация (вертолеты). На 100% состоит из машин советской разработки и их модификаций.

Какой из всего перечисленного, а перечислено было много, можно сделать вывод?

Вывод, скажем так, не очень красивый. 

Несмотря на многочисленные заявления и демонстрации на выставках и форумах, российская армия по-прежнему представляет собой частично модернизированную советскую армию образца 80-х годов прошлого столетия. Это факт.



За 30 лет существования России, военно-промышленный комплекс страны смог разработать не так уж и много. А принять на вооружение и того меньше. По сути список не очень большой:
- многофункциональный истребитель Су-57;
- учебно-тренировочный самолет Як-130;
- ЗРК С-400;
- ЗРК С-500;
- ПЗРК «Верба»;
- винтовка АСВК;
- автоматы АК-12 и АК-15, которые с большой натяжкой можно считать новыми разработками.

Да, много новых инженерных и вспомогательных машин на шасси современной автотехники, но на поле боя они практически не появляются. Война выигрывает не с помощью инженерных машин, увы.

Совершенно не хочу ничего говорить относительно того, что советская техника устаревшая и ни на что не годная.

Как показала практика, даже Т-62 могут вполне уместиться в современном бою.

Вопрос в другом.

Вопрос в том, что огромная машина российского ВПК с НИИ, КБ, ОКБ, заводами на 95% занимается модернизацией советской техники.

С одной стороны, техника и оружие, созданные в СССР, имели большой потенциал для модернизации. Это прекрасно.

С другой – там, у противника, уже прекрасно знают все сильные и слабые стороны этого оружия. И, соответственно, эксперты способны просчитать, насколько улучшатся те или другие характеристики танка или самолета. И разработать методы борьбы с ними.

Несколько слов хочется сказать о российских системах РЭБ.

Проверка в СВО показала, что такие роскошное и сносящие все в воздухе российские комплекты… мягко говоря, не такие уж и «не имеющие».

Хотя, действительно, не имеющие реального подавляющего преимущества. Те же «Красухи», от показов которых все захлебывались эмоциями, в действительности не показали того, что были должны.

Многое из «не имеющего» на поверку оказывается все тем же старым советским, но на другой элементной базе.

Положительные моменты есть: аппаратура стала компактнее, машин стало меньше, внутри стало просторнее и комфортнее расчетам.

 На территории Украины идет то, о чем столько говорили и к чему, готовились несколько десятилетий: война с НАТО.

Да, пока «всего-навсего» происходит усиление ВСУ натовскими средствами, делающими войну более ожесточенной.

Да, у нас это никого не радует, но…

 Сравнение идет на полях сражений. И сравниваются не циферки ТТХ, сравниваются боевые возможности техники в комплексе, на батальонном, полковом, бригадном уровнях.

И уязвимости проверяются на практике. И проверяют их  военспецы НАТО, тут же вырабатывая рекомендации по противодействию.

 

Учитывая, что материальная база в плане вооружения у России и Украины была практически одинаковой, проблем и сложностей становится все больше день ото дня.

Перевооружение рано или поздно станет необходимостью завтрашнего дня.

Сегодня российской армии с ее возможностями вполне достаточно для того, чтобы кошмарить террористов в Сирии и игрушечную армию Грузии.

 

Чтобы действительно воевать всерьез нужно серьезное вооружение. И это, не пятидесятилетние танки с навешенными элементами старой ДЗ. Именно старой, потому что на новую нет денег. Как нет денег на те же танковые прицелы, на «Реликты».

Зато есть деньги на показуху. Вот на это у нас деньги есть всегда. Роботы-собаки с гранатометами, разведывательные мини-дроны… собранные из китайских конструкторов с «Али-экспресса».

 

 

Больше беспокоит отсутствие в армии нормальной экипировки: обуви, брони, тепловизоров, беспилотников и аптечек. Отсутствие приличной вычислительной техники у артиллеристов и так далее.
 

Не раз уже поднималась тема, на тему того, сколько денег бездарно выбрасывается на маркетинговые мероприятия менеджеров Минобороны в виде развлечения бойцов продвинутых армий Судана, Мьянмы, Лаоса, Киргизии, Зимбабве и Казахстана.

За счет России, понятное дело.

 Бравурные рапорты о том, что мероприятия очередных «армейских игрищ» посетили два миллиона человек – это очень впечатляет. Это так поднимает обороноспособность страны, это просто сеет панику среди бойцов ВСУ…

И то, что за время проведения очередной показухи, где ожидаемо победила сборная России (иначе зачем огород городить?) настоящая армия потеряла еще какое-то (естественно, засекречено) количество бойцов из-за отсутствия аптечек и брони.

Возникает вопрос: зачем нужны десятки НИИ, КБ, ОКБ и так далее по списку, если они не в состоянии обеспечить развитие и эволюцию вооружений армии России? Самых элементарных, тех, которых сегодня не хватает в СВО?

Не имею в виду сказочки-пугалки относительно подводного и поднебесного беспилотных уничтожителей континентов, я имею в виду танки, пушки, самолеты, зенитные ракеты и так далее по списку.

Основная проблема ВПК сегодняшней России в том, что никто не хочет работать.

Конечно, очень просто купить детский конструктор у китайцев, перекрасить его и выдать за очередную перемогу, не имеющую аналогов в мире.

Или угробить три чемодана денег на разработку того, что окажется армии не нужно. Как, например, МиГ-35. Или «Курганец-25».

Это относится не ко всем.

Есть предприятия, НИИ при которых работают и будут работать дальше с максимальной отдачей. Тот же «Алмаз-Антей».

Хотя и «Алмаз-Антей» мог бы направить часть усилий на разработку преемника «Зоопарка-1М», который был разработан опять-таки в 80-х годах прошлого века и однозначно не является конкурентом американским системам контрбатарейной стрельбы.

Вопрос, заданный в оглавлении, относительно возможностей российского ВПК, не требует ответа. И так совершенно ясно и понятно, что наш ВПК просто не в состоянии обеспечить все потребности российской армии завтра.

Слава богу, в Казани вспомнили, как строить Ту-160.

Возможно, в цехах КнААЗ найдется место для строительства Су-57, возможно, 

Возможно, достроят завод по производству Т-14, хотя в современных условиях это более чем сомнительно.

Основная проблема в том, что разработать современную технику некому, в стране, поставившей все на карту менеджерства, ощущается дефицит, даже  – голод, в инженерах.

Вторая часть проблемы – это курс всей команды Путина, который можно выразить принципом «Не можем произвести – купим». Теперь он звучит «Произвести не можем, купим у других». Сама российская промышленность, простите, способна на очень немногое.

СВО и все негативы с ней связанные, сегодня показывает, что российская техника ничем не превосходит украинскую и не самую передовую технику НАТО.

Что касается средств разведки, то здесь обозначилось полное превосходство НАТО нал Россией. Спутники, самолеты ДРЛО, БПЛА – украинская армия имеет полную картинку происходящего, в отличие от российской.

Можно сколь угодно долго сидеть и переваривать бюджетные деньги, бесконечно модернизируя Т-72 или АК-74. Но рано или поздно закончится любой модернизационный потенциал любой техники.

И тогда нужна будет новая техника, которой у нас не будет.

Не будет потому, что нет сегодня инженеров и конструкторов, которые ее разработают, нет производственных площадей, на которых она будет сделана руками рабочих, которых тоже не будет.

Уроки СВО в любом случае должны быть усвоены.