Кавказ более дикий, чем Азия

На модерации Отложенный
 
Погромный синдром. После событий в Бирюлево маятник межнациональной напряженности раскачивается все сильнее Погромный синдром

После событий в Бирюлево маятник межнациональной напряженности раскачивается все сильнее

Похоже, обострение межнациональных отношений в России и, особенно, в Москве переходит в новую фазу. 16 октября ряд информагентств сообщил о том, что в Западном Бирюлёво найдено тело зарезанного узбека. Почти тут же стало известно о нападении четверых неизвестных на православный храм Георгия Неокесарийского на улице Большая Полянка. Это произошло во вторник вечером. Как рассказали РИА Новости, злоумышленники были, по предварительным данным, неславянской внешности и находились в нетрезвом виде, вели себя шумно: угрожая прихожанам предметом, похожим на пистолет, они сфотографировались на фоне алтаря, после чего скрылись. Следственные органы возбудили уголовное дело по статье «хулиганство». Ранее, 15 октября, когда мусульмане отмечали праздник Курбан-байрам, неизвестные взломали сайт Совета муфтиев России и еще несколько исламских порталов, разместив там фотографию свиньи и нецензурные надписи. Сайты не работают до сих пор.

Кроме того, националистически настроенные молодые люди провели вечером 15 октября у станции метро «Пражская» несанкционированную акцию под названием «Наш ответ Курбан-байраму». По данным ГУ МВД по Москве, сотрудниками правоохранительных органов во время акции задержаны около 50 человек, нарушавших общественный порядок. В частности, громившихмашины. В районе предусмотрительно закрылись несколько торговых центров.

По поводу хулиганской выходки в в храме Григория Неокесарийского официальный представитель Православной церкви протоиерей Сергий Привалов предположил, что она могла стать своеобразной реакцией людей с неустойчивой психикой на постоянные и чрезмерно подробные сообщения СМИ о различных настроениях в обществе, в том числе о последних уличных акциях в Москве, направленных против мигрантов.

Маятник межнациональных конфликтов после погрома Покровского рынка в Западном Бирюлёве 13 октября, как видно из этих сообщений, раскачивается всё сильнее. Стоит ли ожидать, что теперь уже члены резко усилившихся в последние годы диаспор решатся на протестные акции. Например, как это было во Франции в 2005 году?

Для начала мы позвонили в храм Георгия Неокесарийского, чтобы узнать действительно ли там бесчинствовали люди с неславянской внешностью.

- Один, главный у них, действительно был похож на кавказца, - ответила дежурная, лично наблюдавшая инцидент. – Ещё двое, судя по всему, были молдаванами.

- Всё происходило именно так, как это передают информагентства?

- Да.

 

- После того, как уже несколько дней на уши поднята московская полиция, маловероятно, что какие-то диаспоры пойдут на резкое обострение ситуации, – считает политолог, публицист,главный редактор интернет-журнала «Русский обозреватель» Егор Холмогоров. – Но понятно, что есть силы, заинтересованные в том, чтобы такого рода выступления спровоцировать. Понятно и то, что сейчас будут появляться какие-то ложные сообщения, раздуваться эмоции вокруг найденных трупов и так далее…

Маловероятно, что убитый узбек – дело рук радикальных националистических групп или даже тех, кто под маской национализма скрывает свои совсем иные интересы.

У мигрантов из Средней Азии постоянно происходят конфликты, как внутри своих этнических групп, так и между представителями разных диаспор. Часто получают кровавую развязку конфликты между рабами и рабовладельцами. Обычно эти трупы игнорируются СМИ. Сейчас же журналисты информагентств просто зацепились за этот случай, чтобы усилить медиарезонанс вокруг событий в Западном Бирюлёво.

«СП»: - Когда-то считалось, что приезжие в Россию из Средней Азии ведут себя мирно и не настроены на конфликты с местным населением…

- В этом году обстановка очень тревожная: со всех сторон идут сообщения о грабежах, нападениях на людей со стороны приезжих. Ситуация становится всё более опасной в связи с кризисными явлениями в экономике. В случае, если у работодателей нечем станет платить мигрантам, большая часть гастарбайтеров окажется на улице. Оставшись без средств к существованию, и без того не очень-то законопослушные мигранты начнут вести себя ещё более агрессивно и непредсказуемо.

Если мер по выдворению их из страны предпринято не будет, то, боюсь, они начнут бросаться на людей, чтобы выместить зло на тех, кто живёт более благополучно, чем они. В такой ситуации логично, чтобы одним из главных антикризисных мероприятий государства стала зачистка страны от нелегальных и квазилегальных мигрантов. Для кризисной экономики они представляют очень большую опасность.

«СП»: - Если оставить процесс внедрения в наше общество мигрантов так, как он идёт, не получим ли мы ситуации, что диаспоры будут диктовать всё больше условий?

- Это уже имеет место. Они требуют для себя каких-то льготных условий, гарантий. К сожалению, власти обычно идут у них на поводу. В этом смысле, надо понимать, чем больше у диаспор будет возможности существовать автономно, тем меньше вероятность, что они когда-либо интегрируются в наше общество. И тогда ассимиляция, о которой говорил недавно премьер-министр, будет невозможна. Депортация лучше, чем ассимиляция, но на деле не происходит ни того, ни другого.

- Помню, что в начале 90-х мигранты из Средней Азии представляли из себя жалкое зрелище, - говорит экс-депутат Госдумы, генерал-лейтенант полиции Александр Гуров. – Заискивающе просили хоть какой-то работы за небольшую плату или даже еду. Сейчас они уже освоились и всё дороже оценивают свой труд. Заставить их что-то сделать меньше, чем за тысячу рублей, сложно. Их всё больше, и потому они всё более уверенно чувствуют себя в России. Созданы так называемые группы безопасности. Эти люди «разруливают» конфликты, как внутри диаспоры, так и в отношениях с властью, полицией. Я сам наблюдал, как они съезжаются на машинах на «стрелки». Всё выглядит точно, как было у наших «братков» в 90-е годы. Они здесь настолько освоились, что многие считают, что останутся в России навсегда. Мы запускаем проблему. Ждём, когда народ сам выходит на улицу. Это, кстати, нормальная реакция людей на бездействие власти. Другое дело, что всегда, в том числе и в советское время, на такого рода акциях находились провокаторы. Нас даже учили, как их вычислять и нейтрализовывать. Вот таких людей надо сразу отсекать от толпы протестующих.

Что касается азербайджанской диаспоры, то они понимают, что в основе «бирюлёвского» конфликта страшное преступление, совершённое их соплеменником. Как понимают и то, что если они начнут сильно «качать права», их попросту вышвырнут со многих московских рынков, которые они «крышуют». Тем более, что почти на каждом из этих рынков нетрудно обнаружить огромное число нарушений.

- Рост межнациональной напряжённости налицо, - констатирует декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. - И если власть не предпримет эффективных мер в этой области, возможны всё новые погромы, как со стороны коренного населения, так и со стороны членов диаспор.

В этом плане среднеазиатские диаспоры, на мой взгляд, менее конфликтоопасны. Многие их члены ориентированы именно на то, чтобы заработать деньги для своих семей. Гораздо больше угроз представляет миграция из Закавказья и внутренняя миграция с Северного Кавказа. Это более отмобилизованные и консолидированные группы. К тому же, как правило, они ориентируются на силовой способ самоутверждения.

Что касается кавказцев, то там ещё и сильные традиции кровной мести.

Многое, конечно, зависит от жёсткости и оперативности действий власти по отношению к погромщикам из числа, как приезжих, так и местных. Важно и своевременное подавление криминальной активности приезжих.

«СП»: - Даже поверхностные наблюдения за поведением мигрантов показывают, что они всё более уверенно чувствуют себя в России. Ещё несколько лет назад те же выходцы из Средней Азии вели себя куда скромнее и незаметнее…

- Конечно, многое зависит от численности диаспор. А она постоянно увеличивается. Но, на мой взгляд, приезжие из Средней Азии всё-таки в большинстве своём не собираются оставаться в Москве навсегда и завоёвывать здесь место под солнцем. Да, наблюдая за безнаказанностью представителей этнопреступности, некоторые из них и сами начинают вести себя более развязно. Кстати, как показывает практика, они, как и представители северных народов, бывают слишком восприимчивы к спиртному и легко теряют контроль над собой. В таком состоянии один шаг до преступления.

Что касается криминала, то члены среднеазиатских диаспор нередко принимают участие в продаже и распространении наркотиков. Но вот в плане агрессивности они всё-таки менее опасны, чем представители других южных народов.