«Мы Таможенный союз не потянем»

На модерации Отложенный

Президент Белоруссии пригрозил выйти из союза с Россией, но готов «забрать» у нее Калининград.

Александр Лукашенко предупредил, что его страна «не потянет» Таможенный союз, если Москва не отменит со следующего года нефтяные пошлины и Минск не увидит от ТС «экономического эффекта». Еще более громко прозвучало заявление белорусского президента: «Калининградская область – это наша земля».

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в пятницу устроил большую пресс-конференцию. В том числе он высказался по поводу участия Белоруссии в Таможенном союзе, однако российские и белорусские информагентства разошлись при цитировании главы государства.

«Гуманно на квартире живет трехкомнатной. Куда я его отпущу? Обратно в камеру?»

По версии агентства «Интерфакс», Лукашенко сказал, что его страна «не потянет» Таможенный союз, если Кремль не отменит со следующего года нефтяные пошлины. «Путин обещал – с 1 января 2014 года устраняем все изъятия и ограничения в торговле, – заявил Лукашенко. – В противном случае мы Таможенный союз не потянем, если не будем видеть от него экономического эффекта».

Ту же цитату Лукашенко агентство «Прайм» передало с принципиально иным смыслом: «Путин пообещал с 1 января 2014 года убрать все изъятия (пошлины – прим. ВЗГЛЯД). В противном случае мы в Таможенный союз никого не затянем».

Однако официозный белорусский ресурс «БелаПАН» привел третий вариант цитаты: «Правда, Путин пообещал, что с 1 января 2014 года всякие изъятия мы снимаем, работаем на равных, – рассказал глава государства. – Если мы хотим развивать Таможенный союз и создавать Евразийский экономический союз, это надо делать. Мы снимаем все преграды, Казахстан снимает, и Россия снимает. И мы от этого все равно получим эффект и ничего не потеряем».

Кладет в собственный карман

Лукашенко рассчитывает, что Россия отменит с 1 января взимание с республики пошлин за экспорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. По его словам, потому что Путин обещал устранить с нового года «все изъятия и ограничения в торговле». В противном случае Белоруссия «не потянет» дальнейшее участие в Таможенном союзе, пригрозил Лукашенко.

По его словам, Белоруссия ежегодно перечисляет в российский бюджет около 4 млрд долларов экспортных пошлин. Если бы не эти пошлины, «мы бы уже Эмираты здесь могли построить», уверяет Лукашенко.

Как известно, с 2011 года Белоруссия беспошлинно импортирует российскую нефть, которую перерабатывает на своих НПЗ. Часть нефтепродуктов из российского сырья Белоруссия продает в третьи страны. И вот за такой реэкспорт нефтепродуктов, полученных из российской нефти, Минск должен платить пошлины в российский бюджет. Кстати, в 2012 году Белоруссия перечислила в российской бюджет 3,8 млрд долларов вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты.

В неуплате именно этой пошлины Москва заподозрила Минск в прошлом году. Белоруссия экспортировала нефтепродукты из российской нефти в третьи страны под видом разбавителей и растворителей, потому что экспорт этой категории товаров в другие страны – беспошлинный. Из-за таких махинаций Белоруссия недоплатила в российский бюджет 1,5 млрд долларов. В августе по требованию Москвы Лукашенко прикрыл этот мошеннический канал.

В российский бюджет идут экспортные пошлины только при продаже нефтепродуктов, которые Белоруссия произвела из российской нефти. Экспортные пошлины от продажи нефтепродуктов, изготовленных из собственного сырья, Минск кладет в собственный бюджет. При этом Лукашенко ничего не сказал о том, что Белоруссия собирается с нового года беспошлинно продавать нефтепродукты из своего сырья в третьи страны, как это предлагается сделать России.

 

«Отдайте нам Калининград»

Выступая перед российскими журналистами, Лукашенко настолько увлекся, что, по сути, предъявил России территориальные претензии, заявив: «Калининградская область – это наша земля».

Лукашенко готов «забрать» Калининградскую область для развития сельскохозяйственного бизнеса. «Я говорю часто: отдайте нам Калининградскую область. Мы каждый гектар, каждую сотку земли там распашем и сделаем из нее цветущий край», – заявил Лукашенко.

«У нас по Калининграду позиция еще более жесткая, чем у российского руководства. Я считаю, что это наша земля. В хорошем смысле этого слова. Я не претендую на то, чтобы завтра забрать Калининград, но если можно было бы – то с удовольствием», – сказал президент.

«Мы недавно с Путиным в Калининграде летели на вертолете. Я смотрю, вы же не пашете землю. В Советском Союзе были самыми лучшими, процветающий край был», – отметил Лукашенко.

«Я Владимиру Владимировичу говорю: слушай, отдай вот эти и эти земли. Я говорю, не надо нам их в собственность передавать. Мы их распашем и будем заниматься сельскохозяйственным бизнесом», – продолжил глава белорусского государства.

«Подключим Гродненскую область. Это сильная область в сельскохозяйственном плане. Они быстро распашут, засеют и даже построят в вашей Калининградской области молочно-товарные комплексы. Будут производить молоко и продавать в Литву», – сказал Лукашенко.

«Не зря мы там, в Калининградской области, недавно «воевали» (совместное белорусско-российское учение «Запад-2013»). Поэтому отсюда моя позиция, и пусть литовцы на меня не обижаются, они должны это знать», – отметил президент Белоруссии.

«Куда я его отпущу? Обратно в камеру?»

Лукашенко заявил также, что история вокруг задержания гендиректора Уралкалия Владислава Баумгертнера осложнила ситуацию с поставками нефти из России в Белоруссию. «Речь шла о 5,75 млн (тонн нефти в четвертом квартале), потом сказали, что дадут 1,7 млн, а потом 3,1 млн тонн, а сейчас не знаю сколько», – сказал Лукашенко.

Напомним, после задержания Баумгертнера вице-премьер России Аркадий Дворкович предупредил Белоруссию о снижении поставок нефти в четвертом квартале.

Белорусский лидер сказал также, что Минск передаст Москве Баумгертнера только в случае, если его там арестуют и проведут расследование. «Пожалуйста, берите (генерального прокурора РФ Юрия) Чайку, и по закону забирайте (Баумгертнера) в камеру, и ведите расследование, – сказал Лукашенко. – Но пока таких просьб (с российской стороны) не было».

При этом, как передает РИА «Новости», Лукашенко заявил, что Баумгертнер находится в Минске в хороших условиях. «Гуманно на квартире живет трехкомнатной. Куда я его отпущу? Обратно в камеру?» – сказал белорусский лидер.

В то же время, сообщил Лукашенко, обвинение Баумгертнеру переквалифицировано на статью «Хищение». Ранее Баумгертнера обвиняли в нарушении части 3 статьи 424 УК РБ (злоупотребление властью и служебными полномочиями).

Лукашенко предложил заставить совладельца Уралкалия Сулеймана Керимова продать свои активы для помощи городу Березняки. «Знаете, как я бы поступил? Я как президент поступил бы следующим образом. Я бы Керимова и керимовцев закрыл в одну камеру. Они бы продали все активы, и это 12–13 млрд долларов. И все бы отправил в Березняки», – сказал Лукашенко. Как известно, производственные мощности Уралкалия находятся, в частности, в городе Березняки Пермского края.

По словам Лукашенко, Керимов просил у него прощения за ситуацию с Уралкалием и Белорусской калийной компанией. «Недавно я получил сигнал от Керимова: «Простите, я виноват». Я могу простить, но вы нанесли огромный ущерб, что с этим?» – заявил Лукашенко, добавив, что простил миллиардера, но уголовное дело в отношении него не закрывал.

Президент, которого «послали»

При этом, по словам президента, еще до возбуждения дела он попросил владельца Русснефти Михаила Гуцериева передать Керимову, что тот не должен «так себя вести». «А если он будет себя так вести, то я возбужу уголовное дело и подам в международный розыск», – передал президент содержание своего разговора с Гуцериевым. Владелец Русснефти вернулся через три дня с ответом Керимова. «Не буду обманывать – послал», – заявил Лукашенко.

Лукашенко напомнил историю, уже рассказанную им ранее, о том, что ему предлагали взятку в 5 млрд долларов за продажу Беларуськалия по низкой цене.

«Мне предлагали 15 млрд – 5 млрд тебе и 10 млрд в казну», – сказал президент, не уточнив, от кого поступило предложение. При этом белорусский лидер подтвердил свою оценку Беларуськалия в 30 млрд долларов. «Все хохотали: одурел Лукашенко – 30 млрд (предприятие) не стоит. Через несколько дней Блумберг публикует информацию, что Беларуськалий стоит больше», – напомнил он.

Лукашенко считает, что ситуацию с Уралкалием можно было бы разрешить в кратчайшие сроки, если бы компания стала государственной. При этом, по его словам, он просил Путина не затягивать решение по восстановлению совместного калийного трейдера. «Я не зловредный человек. Я предложил восстановить документы, компанию. И я просил Владимира Владимировича не затягивать с этим», – сказал Лукашенко.

По его словам, Белоруссия и Россия должны вернуться в калийный картель для поднятия цены на калий, «цена на калийные удобрения увеличится в два раза». Он пояснил, что цена на калий с 900 долларов за тонну упала до 230 долларов из-за демпинга Уралкалия.

«Я человек советский»

Лукашенко признался, что считает себя советским человеком и скучает по временам СССР, отметив, что многие из современных конфликтов стали возможны только из-за развала Союза. «Я вам больше скажу. Я не просто скучаю. Я человек советский. Я вырос в той стране. Я единственный депутат, который голосовал в нашем парламенте против развала Советского Союза», – заявил Лукашенко.

Он также рассказал, что в советские времена получал взыскания. «От той системы мне сполна хватило. Меня чуть из партии не исключили. Два строгих выговора или три. Чуть в тюрьму не посадили. Всего было», – сказал он. «Я это нормально воспринимаю. Сейчас система в целом не лучше. Можно из подворотни гавкать, можно наплевать на президента, оскорбить его, и ничего за это не будет», – заключил Лукашенко.

Белорусский лидер считает, что большинство нынешних вооруженных конфликтов стали возможны из-за развала СССР. «Если бы был Советский Союз, не полыхали бы Ближний Восток и «арабская дуга». Не вели бы переговоры, а там бы стояли наши корабли, и никому бы не пришло в голову воевать», – сказал он.