Мужик, хватив лишку, начал буянить; перепуганная соседка позвонила в полицию. Полицейские приехали, обнаружили, что мужик не в себе, забрали его в ментовку. Чтобы не очень сопротивлялся — легонько наподдали. Такое происходит в каждом российском городе едва ли не каждый день. Об этом не говорят по телевидению и не пишут в газетах. В этом нет никакой новости.
Совсем другое дело, когда в положении буяна оказывается гражданин России (да еще и дипломат) за рубежом. Немедленно выясняется, что при его задержании было нарушено множество законов и международных конвенций; с требованием наказать виновных выступает даже президент страны. «Наших бьют!» — пищат чиновники рангом пониже. И принимаются думать, как бы отомстить чужеземцам (в данном случае голландцам). В Роспотребнадзоре обнаруживают, что российским нормам не соответствует нидерландское молоко, а Россельхознадзор удивляется тому, как безответственно голландцы относятся к выращиванию тюльпанов.
Подобного рода экономические санкции Россия применяет регулярно: с претензиями Геннадия Онищенко пришлось познакомиться большинству бывших советских республик. Однако одно дело — воевать со странами, которые чуть менее чем полностью зависят от товарооборота с Россией и ничем не могут ответить. Другое — вступать в бой с Нидерландами. Российских имперских потуг это королевство не заметит, а вот само, в случае чего, может выступить с такими контрмерами, что мало не покажется всей российской экономике.
Дело в том, что Нидерланды — один из крупнейших торговых партнеров России. На его долю в 2012 году приходилось 10,4 процента товарооборота; на один процентный пункт больше, чем с Германией и в два с половиной раза больше, чем с США. При этом импорт из Голландии в Россию совсем незначительный — в семь раз меньше (файл Excel), чем из Германии — а вот экспорт бьет все рекорды.
Что голландцы покупают у России? Естественно, нефть, газ, металлы и древесину — ничего иного европейским странам российская экономика предложить не может. Отличие от других стран состоит в том, что большая часть сырья долго в Голландии не задерживается и тут же перепродается в другие страны. Фактически Голландия для России — это «окно в Европу», узел, через который проходит львиная доля сырья. Себе голландцы оставляют совсем немного; скажем, в 2012 году «Газпром» отправил непосредственно в Голландию чуть больше двух миллиардов кубометров газа, а в Германию — 33 миллиарда.
Голландия (наряду с Кипром) — основной зарубежный инвестор в экономику России. Объясняется это, конечно, не тем, что в Голландии живут люди, которые меньше других боятся вкладывать деньги в непонятную Россию. А тем, что именно в этом королевстве зарегистрированы многие отечественные компании, предпочитающие держать свой капитал вне страны. Классические примеры: «Яндекс», X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Вымпелком» («Билайн»). При этом крупным бизнесом дело не ограничивается. Нидерланды — едва ли не самое популярное место регистрации среднего бизнеса, в том числе и «серого», того, который не принято в России предавать огласке.
Естественно, зарегистрированные в Голландии российские фирмы приносят местной экономике доходы, и просто так отказываться от них никто не собирается. «Меряться онищенками» в Нидерландах, впрочем, не собираются не только потому, что это было бы невыгодно с экономической точки зрения, но и потому, что у них нет своего Онищенко: экономические санкции как способ «наказать» торгового партнера в Евросоюзе не применяют. Тем не менее, если предположить, что дело все же дойдет до экономической войны, Россия в ней будет играть роль, которую обычно играют во взаимоотношениях с самой Россией Белоруссия, Литва или Грузия.
Комментарии