Неблагодарна роль Кассандры, предвещающей поражение. Но именно с такими мыслями я вернулся с 11-го форума «Диалог цивилизаций» — одной из немногих российских международных экспертных площадок по конструированию будущего, традиционно проходящей на острове рыцарей и легенд.
Предание гласит, что после смерти Александра Македонского Родос стал заложником борьбы между его наследниками, один из которых два года осаждал остров. Родосцы выстояли и в память об этом соорудили знаменитого Колосса Родосского. Но он был построен из глины на металлическом каркасе и разрушился при первом же землетрясении. Одна из главных секций форума была посвящена созданию Евразийского экономического союза, который, похоже, идентичен колоссу на глиняных ногах.
Основным средством конструирования политики в новейшей российской истории стал симулякр — то есть копия, не имеющая в действительности оригинала. Так выигрывались выборы, создавалась видимость политического процесса. У писателя Дмитрия Глуховского есть рассказ, в котором неравнодушный гражданин в поисках правды ходит по инстанциям, везде натыкаясь на фанерные каркасы вместо дверей, и только в двух местах видит настоящие запертые ворота: в «Газпроме» и ФСБ.
Мегаидея Владимира Путина по восстановлению постсоветского пространства в рамках Евразийского экономического союза рискует занять место в фанерном ряду. Сотканная из насущных потребностей, экономически обоснованная одним из лучших российских экономистов Сергеем Глазьевым, она остается иллюзорной и недостижимой для постсоветских элит.
В условиях пробуксовки продвижения евразийской идеи на Запад (Украина и Молдова) ей приходится идти на Восток. И вот уже из Душанбе звучат заявления председателя Госдумы РФ Нарышкина о том, что трудовым мигрантам из Таджикистана будет предоставлено право на работу в России в течение трех лет. И подчеркивается: «Полное равенство трудовых прав, независимо от гражданства, возможно только в рамках Евразийского экономического союза». А Вы не считаете нужным спросить у своих сограждан, уважаемый Сергей Евгеньевич, хотят ли они этого «полного равенства трудовых прав» у себя дома?
Миграционная ситуация, обусловленная последствиями краха СССР, входит в прямое противоречие с внешнеполитическими устремлениями российской власти. Последние выборы в Москве зафиксировали консенсус практически всех политических сил по вопросу ограничения миграционных потоков. Должный быть мотором экономики в любой нормальной стране, отечественный средний класс, открывший для себя Европу со всем ее очарованием, хочет иметь нечто подобное у себя дома. Вместо этого власть предлагает ему «полное равенство трудовых прав» со Средней Азией в рамках Евразийского союза. Иными словами, народ хочет строить государство европейского плана, а чиновники — даром что сами не вылезают из Европы — предлагают интегрироваться с Азией.
С объявленного Путиным начала строительства нового союза прошло уже два года, а воз и ныне там. Более того, ключевая страна — Украина — стремительно отрывается от евразийских берегов, уходя в бушующий, но притягательный океан Европы. Уже не нужно быть пророком, чтобы с большой долей вероятности утверждать: соглашение об ассоциации Украины с ЕС будет подписано 28 ноября на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Скрепя сердце, Янукович подпишет помилование Тимошенко, и она отбудет в берлинское далеко, где врачи из клиники «Шаритэ» приготовили все необходимое для преодоления эмигрантского синдрома. Главный раздражитель Запада в этом деле — гособвинитель, зам. генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин, на днях уволен со своей должности. А сама Юлия Владимировна согласилась принять предложение выехать на лечение за границу. Такой набор обстоятельств не оставит равнодушной фрау Меркель, и последнее препятствие для подписания договора с Украиной падет. Москва не смогла повторить историю 2009 года на саммите НАТО в Бухаресте, когда усилиями Берлина и Парижа было заблокировано предоставление плана действий о членстве в НАТО Киеву и Тбилиси.
Неизвестной породы черная кошка пробежала между Путиным и Меркель; в кулуарах говорят — личное.
Некоторые российские эксперты называют подписание соглашения Киева с ЕС «крупнейшей геополитической катастрофой после развала СССР». Но+ позвольте, не мы ли сами сделали все, чтобы это произошло? Вначале — исповедуя политику «в ЕС — пожалуйста, только не в НАТО», втайне надеясь, что Украина (Молдавия или Сербия) ЕС не так уж нужна. Затем — не соглашаясь снизить драконовскую цену на газ для Украины (больше, чем для Германии) и вынуждая Киев искать альтернативные источники энергии. Наконец, проводя изъятия торговой продукции украинских производителей, Москва сама себя накрутила и тем самым загнала в угол, из которого победителем не выходят.
Теперь посмотрим на этот же вопрос со стороны Украины.
Конечно, тамошним олигархам приходится делать сложный выбор: между счетами в ЕС и рынком сбыта в РФ. Но выбор этот, несомненно, будет в пользу счетов. Украинская элита времен Януковича главной своей целью видит самосохранение после 2015 года. Об этом еще в декабре 2013-го шла речь во время визита одного из лидеров ЕС Жозе Баррозу в Киев. Знающие люди утверждают, что президент Украины был поставлен тогда еврокомиссаром перед дилеммой: либо открытие украинского рынка для ЕС с новыми кредитами и непротивлением возможному переизбранию в 2015-м, либо блокировка счетов на Западе, появление украинских «списков Магнитского» и «честные выборы» в 2015-м. А Януковича не нужно пугать «честными выборами» — он это хорошо помнит по «оранжевой революции» 2004-го.
Населению Украины все видится еще прозаичнее. Есть Россия — с гигантской коррупцией, нелегальной миграцией и падением уровня образования и медицины. И есть Европа — с благоустроенной жизнью по правилам. Конечно, эти картинки не вполне соответствуют действительности. Россия показывает довольно высокие темпы роста экономики. В то время как ЕС прошел пик своего развития и форсированного расширения, и впереди его ждет немало экономических проблем. Но мы живем в эпоху медиакратии, когда принятые в общественном мнении и СМИ образы правят миром. И наш образ, признаем честно, менее радужный.
После подписания вильнюсского соглашения Москва включит новый таможенный режим для всех без исключения товаров, пересекающих украинско-российскую границу, — с целью защитить свой рынок от относительно дешевых и качественных товаров из Украины и Европы. Украинская сторона также может применить санкции в отношении российских товаров. Но еще опаснее — возможность асимметричного ответа: попытка перераспределить предприятия, контролируемые российским бизнесом, в пользу президентской «семьи» или тех, кто захочет выступить под ее видом. Любой украинский олигарх, понимая текущий политический тренд, при желании сможет договориться о такой возможности. Перспективы торгово-экономической войны между нашими странами после всего «совместно пережитого» уже не слишком пугают политические элиты. Но проблема в том, что, если эта война затянется, на нормализацию отношений понадобится очень много времени.
Что может помочь России в ее незавидном положении проигравшего? В первую очередь появление у власти несимулятивного политического плана развития, направленного не столько вовне, сколько внутрь страны. Нам жизненно необходим проект по настоящему переустройству России. Не может страна с таким уровнем публичной коррупции, межнациональной конфликтогенности, с таким демонстративным пренебрежением фундаментальными ценностями науки и образования быть примером для подражания остальному миру. Чтобы объединять вокруг себя, нужно быть лучшим среди равных. В противном случае все наши интеграционные проекты обречены всегда оставаться на бумаге.
Китай на Востоке и Евросоюз на Западе являются гораздо более притягательными моделями для интеграции, потому что в их основе заложено стремление к прогрессу.
А стремление к чему демонстрирует нынешняя российская власть?
Комментарии