Беженцы с Кавказа – все на одно лицо?
Правозащитники бьют тревогу в связи с ускоренным рассмотрением дел чеченских беженцев в Германии

27 сентября 1986 года по инициативе профсоюзов, представителей церкви, а также различных правозащитных организаций в Федеративной Республике впервые отмечался «День беженца». Все минувшие 27 лет эта дата традиционно используется для того, чтобы обратить внимание немецких политиков на ситуацию, складывающуюся вокруг людей, вынужденно покинувших свою родину и добравшихся до «безопасной гавани» – территории ФРГ. В этом году в общественно-политических дебатах особую остроту неожиданно получила чеченская проблематика. Дело в том, что Германия переживает сейчас резкий всплеск числа соискателей политического убежища из России, большинство из которых – выходцы с Северного Кавказа. По данным Федерального ведомства по делам миграции и беженцев, за год оно выросло практически в два раза. В некоторые месяцы 2013 года число беженцев из южных регионов России достигало почти двух тысяч человек.
В таких условиях чиновники, напуганные как числом беженцев, так и предупреждениями спецслужб о возможной исламистской угрозе с Кавказа, были вынуждены быстро реагировать. Только вот реакция получилась неправильной: ведомства по делам иностранцев просто ускорили обработку подаваемых россиянами заявлений о предоставлении политического убежища, сократив среднюю продолжительность рассмотрения с десяти месяцев до четырех. Одновременно почти в два раза увеличилось число российских соискателей убежища, депортированных либо в Польшу, либо прямиком в Россию.
Интересно при этом, что министерские чиновники, рапортуя о своих «успехах», ссылаются на «значительное снижение» числа новых беженцев из Чечни и Дагестана. Действительно, если в апреле их было 1942, то в августе – всего 939. Чеченцы больше не желают ехать в Германию. Похоже, что именно такой – неожиданный для правозащитников – вывод делают сейчас представители МВД. Правда, немецкие чиновники все же не забывают о политкорректности. Федеральное правительство считает, что «всеобщее недоверие» в отношении соискателей политического убежища из Чечни, половина из которых моложе 18 лет, является «необоснованным».
Отношение чиновников из миграционных ведомств к рассмотрению дел беженцев из Чечни резко критикуется рядом депутатов Бундестага. Например, спикер парламентской фракции Левой партии по внутриполитическим вопросам Улла Йельпке (Ulla Jelpke) уверена, что чиновники отказывают чеченцам в убежище «уже чуть ли не под копирку», и требует от властей «честного и беспристрастного» рассмотрения всех дел чеченских и других беженцев из России. По словам депутата, ее не удовлетворяет сложившаяся сейчас ситуация, когда абсолютное большинство прошений от этой группы людей получают отказы со стороны властей.
Чеченцы пробиваются в Германию через Польшу.

С начала текущего года число беженцев из Российской Федерации в Германию неуклонно растёт. Особую озабоченность у немецких правоохранителей вызывает тот факт, что большинство заявителей – это этнические чеченцы.
По данным Федерального ведомства по делам миграции и беженцев (Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF), только в апреле 2013 года от граждан РФ получено 2055 заявлений о предоставлении убежища.
Это более чем вдвое превышает мартовский показатель (для сравнения: всего в апреле было зарегистрировано 7541 заявление, что только на 35,2% больше, чем в марте). Всего же с января по апрель 2013 года таких заявлений от граждан РФ поступило в три раза больше, чем за весь 2011 год. Таким образом, по числу соискателей убежища в Германии россияне сейчас не просто лидируют, но делают это с солидным отрывом: на втором и третьем местах по числу апрельских заявлений об убежище граждане Сирии и Афганистана (691 и 536 человек соответственно).
Озабоченность немецких правоохранителей вызывает тот факт, что подавляющее большинство российских соискателей убежища – чеченцы. Как заявил по этому поводу президент Ведомства по защите конституции (Bundesamt für Verfassungsschutz, BfV) Ханс-Георг Маасен (Hans-Georg Maaßen), «мы не исключаем угрозы интересам Германии со стороны находящихся в Федеративной Республике чеченцев». Но, по словам Маасена, у возглавляемого им ведомства всё под контролем: «Под наблюдением находятся примерно 200 уже живущих в ФРГ сторонников так называемого „эмирата Кавказ“, объявленного Доку Умаровым. Нами предпринимаются все необходимые меры для пресечения возможного финансирования терроризма и инфильтрации в ФРГ опытных боевиков с Кавказа».
Наряду с этими заверениями Маасен не стал делать секрета из того, каким способом чеченские беженцы из РФ попадают в Германию: большинство из них подают заявление с просьбой о предоставлении убежища на территории Польши, после чего перебираются в Германию. И делают это они совершенно легально, умело пользуясь лазейками в иммиграционном законодательстве ЕС, которое сами же еврочиновники не без юмора, хотя и «чёрного», прозвали «лотереей убежищ» («Asyllotterie»). Как признают в Брюсселе, на сегодняшний день получение убежища в странах Евросоюза зависит не от того, преследуется ли податель заявления, а от того, в какой стране он подал его. Что же касается «германофильства» большинства российских чеченцев-соискателей убежища, то в МВД ФРГ, чьей структурой является ведомство Маасена, это объясняют тем, что «в Германии соискателям статуса беженца предоставляют более высокие социальные льготы, чем в Польше».
Как отмечается в докладе Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR), в 2012 году из стран СНГ по количеству заявлений о предоставлении убежища за рубежом лидируют Россия (20 522 заявки, 4-е место), Грузия (10 611 заявок, 10-е место), Армения (4450 заявок, 22-е место) и Азербайджан (2015 заявок, 34-е место). На первом месте в списках соискателей убежища граждане Афганистана (36 600 заявлений), второе место у сирийцев. Всего за получением убежища в 38 странах Европы в 2012 году обратились 355 500 человек. Наиболее привлекательными европейскими странами для соискателей статуса беженца в прошлом году стали Швеция, Франция и Германия.
Комментарии
Отчего же такое бегство из рая?
А не пускать их и дело с концом. Запросил "политического убежища" - автоматом лишать российского гражданства.
Это не может не радовать. Если так и дальше пойдет, то скоро Кавказ можно будет по-новой заселять. Только уже не "гордыми джигитами".